Олимпиадный материал по русскому языку для учащихся 7 класса

Олимпиадный материал по русскому языку
для учащихся 7 классов

1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении.
(Восьм...)ногий заяц
Однажды я пр...следовал (не)обыкнове(н,нн)ого зайца. Заяц был на диво (быстро)ногий. Скач...т всё вперёд и вперёд и хоть(бы) пр...сел отдохнуть. Два дня я гнался за ним (не)сл...зая с седла и (н...)как (н...)мог догнать его. Моя собака Дианка (не)от-ст...вала от него н... на шаг но я (н...)как (н...)мог пр...близи(т, ть)ся (к)нему на ра...тояние выстр...ла.
На трет...и день мне все(таки) уд...лось под-стр...лить этого зайца. Пр...дстав...те себе моё удивление когда я увид...л что у этого зайца было четыре ноги на животе и четыре на спине! Когда нижние ноги у него уст...вали он перевертывался на спину, брюхом (в)верх, и продолжал бежать на запас(?)ных ногах.
Не мудр...но что я, как уг...релый, трое суток г...нялся за ним.
Даны характеристики трёх причастий. Найдите среди них ту, в которой содержатся несовместимые, противоречащие друг другу грамматические признаки. Обоснуйте свою точку зрения.
А. Страдательное полное причастие, настоящего времени, несовершенного вида, непереходное, возвратное, ж. р., ед. ч., В. п. В предложении является определением.
Б. Действительное полное причастие настоящего времени, несовершенного вида, непереходное, невозвратное, ж. р., ед. ч., Т. п. В предложении является определением.
В. Страдательное краткое причастие прошедшего времени, совершенного вида, непереходное, невозвратное, ж. р., ед. ч., Им. п. В предложении является сказуемым.
3Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв. Каких частей речи среди них быть не может? Почему?
Прочтите шутливую басню Козьмы Пруткова «Помещик и садовник». Объясните значение слова прозябать, С каким словом спутал его садовник?
Помещику однажды в воскресенье
Поднёс презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею;
Но как он сам не занимался ею
(Он делом занят был другим:
Вязал набрюшники родным),
То раз садовника к себе он призывает
И говорит ему: «Ефим!
Блюди особенно ты за растеньем сим;
Пусть хорошенько прозябает».


Зима настала между тем.
Помещик о своём растенье вспоминает
И так Ефима вопрошает:
«Что? хорошо ль растенье прозябает?»
«Изрядно, тот в ответ, прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника такого нанимает,
Который понимает,
Что значит слово «прозябает».
5 Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения такие же точно, как и в русском. Расставьте необходимые знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих. Почему это можно сделать, хотя смысл фразы неясен? Какие грамматические категории невозможно было определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?
Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.
6 Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные...
Пространство с чётко очерченными границами называют...
Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют...
Большая удача для коллекционера приобрести редкий...
На должность, звание, даже на руку и сердце нужно найти...
Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему...
7. Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть...
Ор(?)ентир, и(л, лл)юстрация, те(р, рр)итория, экз...мпляр, тр...буна, конве...р, ад...ютант, к...м...тет, ...тм...сфера, пр...т...ндент, о(к,кк)упация, х...р...ктеристика, пр...з...дент, ...гре(с, сс )ия.




15