Статья Необходимость развития одаренности у детей младшего школьного возраста материалы Всероссийской научно-практической конференции Создание единого информационно-образовательного пространства для развития и поддержки одаренных детей Омск, 2015 г.
Кацай Н. Н.,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «СОШ № 82»
Необходимость развития одар нности у детей младшего школьного возраста
В последнее время в нашей стране место одар нных детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились. Работа с такими детьми становится актуальной и социально востребованной. Введение нового федерального государственного образовательного стандарта способствует созданию эффективных условий для освоения обучающимися образовательной программы начального обучения, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития детей, особо нуждающихся в специальных условиях обучения, другими словами, для одаренных детей. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с высокими способностями, так как в основе его лежит системно- деятельностный подход, который предполагает организацию работы, направленную на воспитание и развитие качеств личности, и ориентирован на становление личностных характеристик. Он также является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на разных ступенях образования. Организовывая интеллектуальную, творческую, научно-техническую и проектно- исследовательскою работу на основе индивидуальных образовательных программ в учебной и внеурочной деятельности и дополнительного образования с одаренными детьми, необходимо в первую очередь учителю осознать понятия «одар нность», «одар нный реб нок». Согласно определению С.И. Ожегова, одар нный – то же, что талантливый, талантливый – обладающий талантом [3, с.445, с.788], то есть обладающий особыми природными способностями. Иначе говоря, одар нный реб нок это реб нок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. [1]. Одар нный реб нок, или, как его иногда называют, вундеркинд, – это реб нок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста [2]. Одним из шагов организации работы с одар нными детьми должна стать диагностика, т.е. выявление одар нности у детей. Оптимальная диагностика одар нности с помощью разового тестирования какого-либо уровня развития реб нка просто невозможна. Поэтому выявление одар нности у детей надо начинать ещ в дошкольных образовательных учреждениях в процессе наблюдения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, так как одар нность зависит от множества факторов. А уже в начальной школе необходимо продолжить работу с одар нными и способными учащимися на основе предоставленного портфолио. Поиск, выявление и развитие детей с выдающимися способностями должны стать одними из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений. Интеллектуальные тесты, как правило, дают информацию только о текущих способностях, о том, чем реб нок уже владеет и что может. Но в ходе диагностики интеллекта необходимо также учитывать наблюдаемые внешне способности, которые существуют только в виде потенциальных возможностей. Такие способности не могут быть выявлены с помощью интеллектуальных тестов [5, с.116]. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одар нных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы). 62 Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одар нности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одар нности, то и низкие значения ещ не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования [1]. Необходимо отметить и то, что у одар нных детей формируется своя система взаимодействия и общения в сфере образования, как со сверстниками, так и с учителями. У одар нного реб нка младшего школьного возраста формируется тип взаимоотношений «реб нок – значимый взрослый», при котором накладывается ещ и безоговорочный авторитет педагога в сфере, которая для данного реб нка является личностно образующей [4, с.259], в результате чего формируется его самооценка. Одар нные дети представляют собой особую группу обучающихся и требуют не фронтального, а индивидуального обучения. Если реб нок, проявляющий свои способности, приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение среди других обучающихся. И, напротив, невостребованные таланты таких детей приводят к тому, что они будут отвергаться коллективом. В связи с этим, организовывая работу с одар нными детьми, необходимо сочетать изменения качественных параметров учебной деятельности с качественным изменением содержания, форм организации и методов обучения. Одним из условий успешного обучения одар нных детей является максимальная индивидуализация учебной деятельности. Для этого необходимо создавать и постоянно совершенствовать методическую систему работы с одар нными детьми, формируя положительную мотивацию к учению. В работе с одар нными детьми необходимо: максимально разнообразить возможные виды деятельности для развития личности; организовывать индивидуальные и дифференцированные формы обучения; создавать условия для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога; предоставлять свободу выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. При всех существующих и вновь возникающих трудностях в системе образования сегодня в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одар нных детей в частности.
Литература:
1. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Материал из Википедии свободной энциклопедии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М.: Азбуковник, 1997. – с. 944.
4. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» www.psyedu.ru / ISSN 2074-5885/ 2013, №2 с.259.
5. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN 2074-5885/ 2014, №2 ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» с.116.
15