Пояснительная записка к поурочному планированию по физике. 9класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караяшниковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатский район, Воронежская область
«Рассмотрено»
на ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол № 1
от «29» августа 2014г.
«Согласовано»
Зам. директора школы
по УВР _____________А.Н.Ковалёва
«29» августа 2014г.
«Утверждено»
Директор школы
_____________А.В.Яковенко
Приказ № __
от «01» сентября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физика»
9 класс
2 ч. в неделю, 68 ч. в год
Учитель физики Спивакова Е.А.
2014-2015 уч.год
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
3. Содержание курса
4. Учебно-тематический план
5. Календарно-тематическое планирование
6. Нормативно-оценочные материалы по предмету
7. Ресурсное обеспечение
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089, примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы (Подготовили: В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, А.Ю.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е. Фрадкин), авторской программы для 7-9 классов Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкина, регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г. № 760.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
освоение знаний о механических явлениях, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно графику работы МКОУ Караяшниковская СОШ на 2014-2015 учебный год, в котором предусмотрено 34 учебных недели в 9 классе, то на год приходится 68 часов.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
3. Содержание курса
1. Законы взаимодействия и движения тел (22 часа)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Изучение равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (12 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы:
2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
3. Электромагнитное поле (15 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы:
3. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра (13 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.
Фронтальные лабораторные работы:
4. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
5. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Повторение (6 часов)
4. Учебно-тематический план
четверть
тема
кол-во часов
номер ЛР
номер КР
1
Законы взаимодействие и движения тел
22
1
1,2
2
Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитное поле
12
3
2
-
3
-
3
Электромагнитное поле (продолжение)
12
3
4
4
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.
Повторение
13
6
4,5
5
6
Итого:
4
68
5
6
6. Нормативно-оценочные материалы по предмету
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
7. Ресурсное обеспечение
Печатные пособия:
1. А.В. Пёрышкин,Е.М.Гутник, Физика. 9 кл.: учебник-М.:Дрофа, 2014
2. А.В.Пёрышкин, «Сборник задач по физике 7-9 класс»: М., Астрель, 2010г.
Методическая литература:
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2010.- 334, (2)с.
4. Стандарты для ОШ
5. Приложение к газете «Первое сентября»: «Физика» №14, 2008.
6. В.А. Волков, С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике»,9кл.- М.: ВАКО, 2007г.
7. А.Е Морон., Е.А.Морон. Дидактические материалы. Физика. 9 класс. – 8-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2010.-123,(5)с.: ил.
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Видеопроектор.
3. Лабораторное оборудование.
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Диски DVD, видеокасеты
№п/п
название диска, касеты
Фирма ООО «Селди»
1.
КиМ. Уроки физики, 7 класс
2.
КиМ. Уроки физики, 8 класс
3.
КиМ. Уроки физики, 9 класс
4.
КиМ . Уроки физики, 10 класс
5.
КиМ . Уроки физики, 11 класс
6.
Видеофильм.Физика -9. Магнетизм. 1 часть
7.
Видеофильм.Физика -9. Магнетизм. 2 часть
8.
Видеофильм. Физика -6. Основы кинематики.
9.
Видеофильм.Физика -8. Электрические явления.
10.
Видеофильм. Физика -7. Геометрическая оптика.
11.
Видеофильм.Физика - 5.(видеоэнциклопедия)
12.
DVD.Школьный физический эксперимент.Волновая оптика. 38 мин.
13.
DVD.Школьный физический эксперимент.
Гидроаэростатика. часть 1 . 36 мин.
14.
DVD.Школьный физический эксперимент.Гидроаэростатика. часть 2. 34 мин.
15.
DVD.Школьный физический эксперимент.Излучение и спектры. 31 мин.
16.
DVD.Школьный физический эксперимент.Квантовые явления. 31 мин.
17.
DVD.Школьный физический эксперимент.Магнитное поле.
18.
DVD.Школьный физический эксперимент.Молекулярная физика.
19.
DVD.Школьный физический эксперимент.Основы молекулярно-кинетической теории. 1 часть
20.
DVD.Школьный физический эксперимент.
Основы молекулярно-кинетической теории. 2 часть
21.
DVD.Школьный физический эксперимент.Основы термодинамики
22.
DVD.Школьный физический эксперимент.Постоянный электрический ток.
23.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электрический ток в различных средах,
часть 1
24.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электрический ток в различных средах,
часть 2
25.
DVD.Физика. Электромагнитная индукция.
26.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитные волны.
27.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитные колебания. часть 1
28.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитные колебания. часть 2
29.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электростатика.
Фирма ООО «Первое сентября»
30.
Интерактивный плакат. Молекулярная физика. Часть 1 (DVD-dox)
31.
Интерактивные творческие задания. Физика 7-9 класс.(DVD-dox)
32.
DVD. Физика – 1. Лаб. работы.
33.
DVD.Физика – 2. Волновые процессы.
34.
DVD.Физика – 3. Физическая картина мира и др. поцессы.
35.
DVD.Физика – 4.
36.
DVD. Физика. Основы кинематики.
37.
DVD. Физика. геометрическая оптика.
38.
DVD. Физика. Электрические явления.
39.
DVD. Физика.Магнетизм – 1. Магнитные явления.
40.
DVD. Физика. Магнетизм-2. Магнитное поле Земли.
41.
DVD. Физика. Электромагнитная индукция.
42.
DVD. Физика. Тепловые явления.
43.
DVD. Физика. Электростатические явления.
44.
DVD. Физика. Электростатическое поле.
45.
DVD. Физика. Энергия электростатического поля.
46.
DVD.Школьный физический эксперимент.Волновая оптика.
47.
DVD.Школьный физический эксперимент.Геометрическая оптика. Зеркала и призмы.
часть 1
48.
DVD.Школьный физический эксперимент.Геометрическая оптика. Линзы. часть 2
49.
DVD.Школьный физический эксперимент.Гидроаэростатика. часть 1, 36 мин.
50.
DVD.Школьный физический эксперимент.Гидроаэростатика. часть 2, 34 мин.
51.
DVD.Школьный физический эксперимент.Излучение и спектры.
52.
DVD.Школьный физический эксперимент.Квантовые явления.
53.
DVD.Школьный физический эксперимент.
Магнитное поле.
54.
DVD.Школьный физический эксперимент.Механические колебания.
55.
DVD.Школьный физический эксперимент.Механические волны.
56.
DVD.Школьный физический эксперимент.Молекулярная физика.
57.
DVD.Школьный физический эксперимент.Основы молекулярно-кинетической теории. часть 1
58.
DVD.Школьный физический эксперимент.Основы молекулярно-кинетической теории. часть 2
59.
DVD.Школьный физический эксперимент.Основы термодинамики
60.
DVD.Школьный физический эксперимент.Постоянный электрический ток.
61.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электрический ток в различных средах.
часть 1
62.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электрический ток в различных средах.
часть 2
63.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитная индукция.
64.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитные волны.
65.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитные колебания. часть 1
66.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электромагнитные колебания. Часть 2
67.
DVD.Школьный физический эксперимент.Электростатика.
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет-уроки, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– сайт издательства «Легион»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Заголовок 615