Урок на тему хозяйственная деятельность и изменение природной среды
Название предмета: География
Класс:9
УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География: учебник для 9 класса. — М.: Русское слово, 2014.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1час
Место урока в системе уроков раздела «Природа и человек»: 3/5
Цель урока: сформировать понятие «природопользование», «экологические проблемы», «зоны экологического бедствия», «экологические катастрофы», представления о взаимодействии природы и человека, о рациональном и нерациональном использовании природных ресурсов, определить «грязные» и «чистые» производства.
Задачи урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
-познакомить с рациональным и нерациональным природопользованием, приводить примеры;
-рассмотреть влияние различных хозяйственных комплексов на природу.
-рассмотреть особенности «чистых» и «грязных» производств;
-рассмотреть негативное изменение экологического состояния территорий.
развивающие:
-развивать у учащихся умения работать с различными источниками информации;
-развивать навыки сравнительного анализа воздействия разных хозяйственных комплексов на окружающую среду;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
воспитывающие:
-воспитывать интерес к экологии родного края и страны в целом;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде и рационального отношения к ее природе и природным ресурсам.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные –выявлять особенности хозяйственной деятельности человека, влияние деятельности человека на природную среду, определять отличительные черты видов хозяйственной деятельности, давать определение понятию природопользования, его видам и воздействие различных видов производства на природу.
Метапредметные - умение организовать свою деятельность по выполнению заданий учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете, умение получать информацию из различных источников, умение работать в парах или группах, обмениваться информацией с одноклассниками. умение развивать навыки самооценки и самоанализа, организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные - умение уважительно относиться к иной точке зрения, формирование основ экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.
Техническое обеспечение урока:
1.Компьютерный класс;
2. Презентация к уроку.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Карточки (см приложение)
Содержание урока:
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1.Ответить на вопросы с. 49 учебника.
2.Вопросы рабочей тетради с.32-34 №1-9, с.34-35 №1,2.
III. Актуализация знаний.
- Начать хочу урок стихотворением (слайд)
Мы хотим природу обмануть
Мы хотим природу обмануть,Под себя сильней её прогнуть,Но она такого не простит,И сполна за дерзость отомстит!Бьём по ней ударом за удар,И горят леса, в тайге пожар,Загрязняем реки, льём мазут,И война с природой там и тут.И она болеет и молчит,Просто мы не слышим, как кричит,Язвами на теле прорастает,За собой живущих увлекает! Марк Львовский
IV. Формулирование темы и целей урока.
- О чём мы сегодня будем говорить? – Какова цель нашего урока? - У нас сегодня не обычный урок, а урок сотворчества, итогом которого станут ваши предложения в адрес защиты природы. Внимательно прочитайте тему урока.
-Какие вопросы необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть тему урока?
V.Изучение нового материала.
-Что же оказывает такое мощное воздействие на природу? (слайд)
-Давайте рассмотрим какова доля выброса вредных веществ различными хозяйственными комплексами (слайд)
-Какова доля сбросов сточных вод различными хозяйственными комплексами (слайд)
Работа по группам. Учащиеся готовят небольшие сообщения, опираясь на текст (приложение 1). 1 группа - Каково состояние воды сегодня? 2 группа - Каково состояние атмосферы сегодня?
3 группа - Каково состояние почвы сегодня? Каково состояние растительного и животного мира сегодня? Учитель: Спасибо за ваши ответы. К сожалению, экологические проблемы – это не миф, а реальность современного техногенного мира.
-Что же такое природопользование на ваш взгляд? (записывают определение в тетрадь)
-Природопользование бывает: рациональным и нерациональным. (записывают определение понятий). Приведите примеры.
- Можно ли нерациональное природопользование сделать рациональным. Приведите примеры.
-Различные виды производства оказывают неодинаковое воздействие на природу. Поэтому производства можно разделить на «чистые» и «грязные». (слайд)
-По какому признаку делятся производства на «чистые» и «грязные». Приведите примеры «чистых» и «грязных» производств. Обоснуйте выбор.
-Природа и человек взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек не только приспосабливается к природным условиям, но и использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, влияя на природу, изменяя ее качество. Мы используем почву, полезные ископаемые, изымаем огромные площади земель под города, дороги, карьеры. Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды. В результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20% зависит от экологической ситуации.
-Что же такое экологическая ситуация?
-Это состояние окружающей среды на данной территории (запись в тетрадь).
-При сильном негативном изменении природы, угрожающем существованию ПК, здоровью населения, возникают зоны экологического бедствия?
-Где могут располагаться такие зоны?
-Какие города относятся к экологически неблагоприятным – Нижний Тагил, Карабаш, Орск, Братск, Череповец.
-Когда зоны экологического бедствия могут стать зонами экологических катастроф? Приведите примеры.
-Авария на Чернобыльской АЭС (Украина) повлияла на экологическую ситуацию в Белоруссии, странах Прибалтики, странах Скандинавского полуострова. Ветер перенес радиоактивное облако в эти страны, повышенный радиационный фон до сих пор наблюдается на данных территориях.
VI.Практическая работа.
Гипотеза: если знать причину проблемы, то можно найти и пути её решения. Выдвижение гипотезы. Опираемся на понятие: «экологическая проблема» и её причинно –следственные связи. Гипотеза – предположительный ответ на вопрос. Гипотез может быть несколько. Каким может быть предположительный ответ? 1. Любая хозяйственная деятельность человека приводит к изменению природной среды. 2. Цивилизация неизбежно сопровождается экологическими проблемами. 3. Если экологические проблемы не миф, значит они – реальность. 4. Чем больше вредных производств, тем сильнее воздействие на окружающую среду. Возникает угроза здоровью человека. Совместно определяется предположительный, наиболее вероятный ответ на поставленный вопрос «Как решить конкретную экологическую проблему?».
-Используя знания, полученные на уроке и карты атласа, выполните задания практической работы (приложение 2).
VII.Закрепление материала.
Индивидуально выполняют задания в рабочей тетради №1-9 с.38-39, №1 с.40-41.
VIII.Домашнее задание.
§8, стр.50-55 вопросы с.56, рабочая тетрадь задания с.41-44
IX.Итоги урока, рефлексия.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.
- Я узнал (а)………
- Самым полезным и интересным для меня было…….
- На уроке надо было подумать…….- Я отвечал (а) на все вопросы учителя…….
- Я встретился с трудностью при…. - Свою работу на уроке я оцениваю на….
X.Подведение итогов урока.
Подсчет баллов, выставление оценок (приложение 3).
– Закончить урок хочется стихотворением Марка Львовского «Люби природу человек!»
Люби природу, паренёк,И девочка, люби,От загрязнений защищай,Её ты не губи! Не отравляй полей и рек,Морей, лесов и гор,Ты в них отходы не сливай,Вредителям - позор!Люби природу, человек,Её ты охраняй,Картину выжженной земли,Живя, не оставляй!
Приложение 1
Группам подготовить сообщение.
1 группа - Каково состояние воды сегодня?
В водах естественных водоемов содержится более 10 тысяч органических соединений. Российские компании, в обязанность которых входит очистка водных ресурсов, могут контролировать всего несколько десятков опасных соединений. Томь, одна из самых загрязненных рек России, содержит более 300 соединение, а Ладога, одно из крупнейших озер, свыше 500 органических и токсических загрязнителей.
Химические загрязнения воды имеют разные источники:
сточные воды промышленности;
городские сточные воды, поступающие из канализационных стоков – содержат опасные синтетические соединения бытовой и промышленной химии;
сточные воды сельскохозяйственных предприятий – смыв потоками дождевой воды удобрений и пестицидов с полей, стоки животноводческих комплексов;
атмосферные осадки, которые насыщены загрязнителями из воздуха.
В России наблюдается комплексное загрязнение природных водных ресурсов. Огромное количество городских, сельскохозяйственных и промышленных сточных вод практически без очистки сбрасывается в реки. Большую опасность представляют синтетические загрязнители, которые вспенивают воду и полностью блокируют поступление кислорода.
2 группа - Каково состояние атмосферы сегодня?
Химическое загрязнение атмосферного воздуха – это глобальная проблема не только российских городов, но и практически всех населенных пунктов в мире. Опасные соединения, которые присутствуют в атмосфере, являются основным источником загрязнения всех слоев биосферы: грунт, вода и непосредственно воздух. Самыми распространенными группами загрязнителей являются атмосферные газы (углекислый газ, окислы серы и азота), фенолы, аэрозоли летучих и тяжелых металлов, углеводороды. Углеводороды – это основная, самая опасная категория загрязнителей воздуха. Соединения фтора, хлора, азота, серы относятся к ядовитым веществам, которые обладают канцерогенными свойствами и могут вызывать необратимые заболевания всех систем организма (в том числе и онкология). Источников химического и токсического загрязнения множество. В мировой практике они выделены в несколько основных категорий:
выхлопные газы транспорта, в которых содержится свинец, ртуть, ПАУ и окись углерода;
отработанные газы тепловых и атомных электростанций. В продуктах сгорания топлива содержатся колоссальные объемы окислов серы и азота, углеводородов, ПАУ, тяжелых металлов;
нефтеперабатывающие предприятия – сероводород, углеводороды, фенолы, стирол, толуол, ацетон, диоксид азота;
химические компании выбрасывают в воздух целый «букет» опасных для человека соединений – органические хлориды и фториды, фенол, альдегиды, соединения серы, азота и хлора;
металлургический комплекс – один из самых масштабных загрязнителей: окислы азота, углерода и серы, фтористые газы. В отработанных газах содержится огромное количество соединений разных металлов (из 1 тонны пыли и газа можно получить более 100 кг меди, чуть больше 70 кг свинца).
Отравленный воздух городов – это бич столетия! Дзержинск, расположенный в Нижегородской области, занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как город с самыми высокими показателями загрязнения воздуха».
3 группа - Каково состояние почвы сегодня? Каково состояние растительного и животного мира сегодня? Массовое загрязнение грунта пестицидами, удобрениями, соединениями тяжелых металлов и иными веществами промышленного происхождения становится причиной массовых хронических заболеваний людей в регионах, сокращения продолжительности жизни. Опасные соединения в почве привели к полному исчезновению отдельных видов флоры и животного мира, опустошению земель и их полной непригодности к использованию в хозяйственных целях. Загрязнителей грунта – десятки тысяч. Все опасные соединения попадают в почву:
с атмосферными осадками (дождь, снег);
с массой сбрасываемых твердых, жидких и газообразных отходов предприятий и бытового сегмента;
с пестицидами и удобрениями, которые массово используются в сельскохозяйственном секторе.
Загрязнение грунта относится к категории самых опасных. Если мы можем употреблять воду, завезенную из экологически чистых стран и регионов, переехать жить в места с чистым воздухом, то где гарантия, что нам не попадутся продукты питания, изначально зараженные ядовитыми и токсичными соединениями? Практически все загрязнители, попадающие в почву, через определенное время «вырастают» у нас на столе: тяжелые металлы, пестициды, окислы углеводородов проникают в продукты питания на этапах их выращивания. Даже после тепловой обработки более 70% опасных веществ попадает в организм человека, вызывая необратимые процессы в системах организма.
Приложение 2
Практическая работа.
1.Прочитайте тест.
Уральский район включает в себя 5 областей: Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская, один автономный округ - Коми-Пермятский и две республики - Башкортостан и Удмуртия. Кузница России - один из самых богатых природными ресурсами и индустриально развитых регионов страны. Здесь расположены такие промышленные центры, как Нижний Тагил, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Орск, Пермь, Уфа, Ижевск и др. Они лидируют по общему выбросу вредных веществ в окружающую среду. Попавшие в атмосферу твердые и жидкие частицы оседают на почве, загрязняя территории городов, леса и пашни. В окрестностях предприятий добывающей промышленности, черной и цветной металлургии содержание тяжелых металлов в почвах превышает ПДК в 50-2000 раз. Много лет на территории региона добывают полезные ископаемые, работают химические и нефтехимические производства. Это ведет к загрязнению окружающей среды нефтью, фенолами, аммиаком, бензолом, оксидами серы, углерода, азота и т. п. Недостаточно очищенные промышленные и бытовые стоки ухудшили качество воды в регионе. Наиболее сильно загрязнены реки Свердловской области. Вокруг многих промышленных центров обнаружено также загрязнение подземных вод, в том числе используемых для питьевого водоснабжения. Особую опасность представляет восточно-уральский радиоактивный след (Челябинская область), образовавшийся в результате промышленных сбросов и аварийного выброса радиоактивных веществ в бассейне озера Карачай и реки Течи в 1949-1957гг. В городе Карабаш Челябинской области, где расположен комбинат, выделена зона экологического бедствия площадью 30 км. В этой зоне загрязнение окружающей среды достигло опасного уровня: общая заболеваемость здесь намного выше средних показателей по России. Отвалы пустой породы, шлаки и зола ТЭЦ, отходы металлургических предприятий занимают десятки тысяч гектаров. Часто токсичные отходы попадают на городские свалки или хранятся на предприятиях, в заброшенных карьерах. Многолетняя вырубка лесов на Среднем и Южном Урале на больших площадях приводит к уничтожению ценных пород деревьев.
Предположите основные направления улучшения экологической ситуации в Уральском районе.
2.Нанесите на контурную карту территории с острой экологической ситуацией.
3.Нанесите на контурную карту места с экологическими катастрофами на территории России.
Приложение 3
Лист самооценки учащегося _______________________________
№ Дата Тема урока Баллы Оценка
1