Родительское собрание на тему «Трудности воспитания трудного ребенка»(6 класс)
Родительское собрание
(6 класс)
Подготовлено Карпович А.А.
Социальным педагогом
МБОУ БГО ООШ №11
Тема:
«Трудности воспитания трудного ребенка»
Цель: расширить педагогические знания родителей о психологических особенностях подросткового периода.
Предполагаемый итог: родители смогут воспользоваться материалом родительского собрания для налаживания более комфортных для детей и родителей взаимоотношений в семье
Оформление пространства учебного кабинета: Ватман, фломастеры, маркеры, памятки, таблицы с «особенностями поведения детей»
Форма собрания: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
-проблемы воспитания в семье трудного ребенка,
-причины, которые приводят к плохому поведению детей,
-поиск выхода из трудных ситуаций общения с трудными детьми.
Этапы собрания:
1. Организационно-подготовительный этап:
-учащимся класса предлагается на листочках описать ситуации в семье, которыми они особенно недовольны, которые приводят к конфликтам. Эти листочки, без подписи, прикрепляются к ватману;
-подготовка выставки литературы и памяток для родителей по теме собрания.
2. Основной этап:
Социальный педагог:
Ваши дети взрослеют, становятся умнее, и, казалось проблем в общении должно быть меньше, но так не происходит. Вы испытываете озабоченность и беспокойство в отношении своего ребенка, вас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Вы не одиноки: тысячи родителей переживают во многом сходные проблемы. В нашем обществе родителю полагается испытать чувство стыда, когда сын или дочь пропускает занятия в школе, не делает уроки, грубит взрослым. Мы даже друзьям не склонны говорить о проступках детей и своих переживаниях в этой связи. Для родителя допустить, чтобы отрицательные факты стали известны, все равно, что получить двойку за воспитание своего ребенка. Все, кто сталкивается с такой проблемой, предпочитают молчать, переживая наедине чувство одиночества и отчаяния. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении детей.
Кто такие трудные дети? Независимые, грубые и циничные подростки, которые не хотят учиться, не уважают взрослых и негативно влияют на сверстников, или чувствительные и ранимые личности, которые ощущают свою неполноценность, несостоятельность и ущемленность, остро нуждаясь в поддержке и понимании? В каком возрасте возникают первые трудности в воспитании детей, и как с ними справиться?
Уважаемые родители, давайте попробуем нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Назовите те ассоциации, которые у вас возникают на слова «трудный ребенок», а я запишу их на доске (лентяй, грубиян, двоечник , неудачник, безответственный, хулиган и т.д.)
Как вы думаете: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка? »
Родители приводят аргументы, свои ситуации, связанные с этим вопросом.
Предлагается рассмотреть те ситуации, которые предоставили дети, обсудить их.
В настоящее время ученые считают, что существует всего 4 причины «плохого» поведения ребенка, которые приводят к тому, что он становится трудным и порой неуправляемым. Давайте более тщательно рассмотрим эти аспекты «плохого» поведения (изучение таблиц и комментарий к ним)
Родители обсуждают услышанную информацию, анализируют таблицы. Обсуждают полученные рецепты.
3. Подведение итогов. Рекомендации родителям.
Родители получают памятки, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка. Родителям предлагаются для прочтения книги с выставки:
Васютин Александр, Васютина Надежда «Самая лучшая книга
по воспитанию детей или как воспитать физически, психически и социально здорового человека из своего ребенка»
Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»
Приложение
Поведение, направленное на привлечение внимания
Поведение ребенка
Может быть как активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивным, т.е делать все очень медленно « в час по чайной ложке»
Причины поведения, направленного на привлечение внимания
Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.
Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме
Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»
Положительные стороны поведения, направленного на привлечение внимания
Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы к сотрудничеству
Принципы предотвращения поведения, направленного на привлечение внимания
Больше внимания уделять хорошему поведению
Учить детей просить внимания в приемлемой форме
Характеристика властолюбивого поведения
Поведение ребенка
Вспышки негодования, конфронтация с окружающими.
Тихое непослушание. Ребенок соглашается, но делает по-своему.
Причины властолюбивого поведения
Изменение социальных установок в обществе
Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному поведению
Сильные стороны властолюбивого поведения
Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам
Принципы предотвращения властолюбивого поведения
Уход от конфронтации и снижение напряженности
Позволять детям реализовать свои организаторские способности
Характеристика мстительного поведения
Поведение ребенка
Прямые и скрытые физические и психологические акты насилия. Ребенок может мстить учителям, родителям, всем окружающим
Происхождение мстительного поведения
Отражение роста насилия в обществе в СМИ. Культивирование стиля «силового» разрешения конфликтов в семье
Сильные стороны мстительного поведения
Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли
Принципы профилактики мстительного поведения
Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них
Учить ребенка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме
Характеристика поведения, когда ребенок не верит в себя
Поведение ребенка
Активная форма: вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма: откладывание работы на потом, заболевание
Причины происхождения поведения
Необоснованно завышенные ожидания учителей и родителей.
Твердая убежденность ученика, что он должен быть лучше всех
Упор на соревнование в семье и классе
Сильные стороны поведения
Для большинства учащихся сильных сторон нет.
Небольшая часть детей может стремиться делать все лучше всех
Принципы профилактики «неверия» в собственные силы, низкой самооценки
Поддержка ребенка, чтобы его внутренняя установка «я не могу» изменилась на « я могу».
Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения его в деятельность со сверстниками
П А М Я Т К А
Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Родительская поддержка – это процесс:
- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах
ребенка с целью укрепления его самооценки
- который помогает ребенку поверить в себя и свои
способности
- который помогает ребенку избежать ошибок
- который поддерживает ребенка при неудачах
Поддерживать ребенка – значит верить в него.
Поддержка основана на вере в природную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Чтобы привить веру в ребенка, родитель должен:
- забыть о прошлых неудачах
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он
справится с данной задачей
- позволить ребенку «начать все с нуля», опираясь на то, что
родитель верит в него, в его способность достичь успеха
- помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к
ошибкам
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка
- избегать подчеркивания промахов у ребенка
- показать, что вы удовлетворены ребенком
- уметь помочь ребенку разбить большие задания на мелкие,
такие, с которыми он может справиться
- внести юмор во взаимоотношения с ребенком
- проводить больше времени с ребенком
- знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием
- уметь взаимодействовать с ребенком
- позволить ребенку самому решать проблемы там, где это
возможно
- избегать дисциплинированных поощрений и наказаний
- принимать индивидуальность ребенка
- проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка
- демонстрировать оптимизм
Поддерживать можно посредством :
- слов (красиво, аккуратно, здорово и т.д.),
- высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Это здорово» и т.д.)
- прикосновений (дотронуться до руки , обнять, погладить)
- совместных действий, физического участия ( сидеть или
стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его)
- выражением лица ( улыбка, подмигивание, смех, кивок)
Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения, промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.
15