Конспект урока .«Культура, быт, традиции, хозяйственная деятельность народа Луганщины» (5 класс)

Тема: «Культура, быт, традиции, хозяйственная деятельность народа Луганщины»

Цель: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме; учить творчеству, развивать творческое мышление; воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда.

Оборудование: предметы быта жителей Луганщины; рисунки детей; карта Луганщины; песня «Рідна мати моя»; стихотворения.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок – экспедиция.








































Организационный момент.

Встреча и приветствие гостей.

Вітаємо вас у нашій рідній школі.
Прийміть цей хліб і сіль на рушнику.
По всіх роках нещастя і неволі
Знов рідна мова квіти у вінку.

Нехай сія цей звичай наш народний, -
Гостям бажати віку і добра.
Дзвенить у душах наших дух соборний
І кличе сіяти святі слова.

(Вручают хлеб и соль)

2. Вступительное слово учителя.
Лугащина – богатый, красивый, неповторимый рай. Край мужественного народа. Народа, который объединил в себе культуру, быт, традиции многих народов, населяющих наш край: сербов, болгар, греков, молдаван, армян, поляков и многих других. Самыми многочисленными народами являются украинцы и русские. А самым распространенным языком – украинский. Во всех, без исключения, селах Луганщины можно услышать полноценную украинскую речь с дивными местными лексическими и фразеологическими наполнениями.
Отличительной чертой нашего народа является гостеприимство. По древнему славянскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом и солью на рушнику.

Луганщина рідна – колиска моя,
Серцями зігріта плідна земля.
Ти – схід України, і сонце тобі
Всміхається щиро крізь хмари любі.
Зростає Луганщина рідна моя,
Немов навесні, розцвітає земля.
І затишно стане тут жити старим,
І вистачить праці рукам молодим.

В.В. Федорова

II. Сообщение темы и девиза урока.

«Культура, быт, традиции, хозяйственная деятельность народа Луганщины». (на доске) – это тема нашего обобщающего урока.

Девиз: «Люби, шануй і пізнавай свій рідний край».

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

С давних времен нам известно, что дерево жизни – это веточка с 3-мя листочками. Первый листочек – это символ прошлого, второй – настоящего, третий – будущего.
Чтобы верно ориентироваться в жизни, быть образованными людьми я предлагаю вам совершить заочную экспедицию в прошлое, для того, чтобы лучше понимать настоящее и возможно, предвидеть будущее.
IV. Обобщение и закрепление изученного материала.
План проведения экспедиции.
1. Вступительное слово учителя.
Экспедиция наша будет этнографическая
- Что такое этнография?
- Кто забыл, посмотрите в тетрадь.
Для того, чтобы экспедиция была успешной необходимо предварительно подготовиться к ней.
1).Взять с собой в дорогу кого? (надежных, верных друзей).
- Надеюсь, ученики нашего класса являются таковыми.
2). Собрать снаряжение. (А для нас это багаж знаний полученных на уроках в школе).
3). Составить маршрут экспедиции. (А он у нас на доске).
4). Надеть необходимую обувь. (А если вы обратили внимание у нас на доске висят лапти. И такие же изображены на ваших маршрутных листочках) .
Почему лапти?
Лапти будут и эмблемой нашей экспедиции.
Вроде бы готовы. И так по старому русскому обычаю давайте присядем перед дорожкой, соберемся с мыслями.

2. Интеллектуальная разминка.
Игра «Светофор»
Луганщина. Как еще назвать наш край?
Когда появились первые поселения в нашем крае?
Где были обнаружены первые стоянки в нашем крае? Почему?
Когда население Луганщины стало приручать первых диких животных и заниматься примитивным земледелием? (7-5 тыс. до н.э.)
Какие типы поселений возникли в средневековье? (села, городища, хутора)
Из какого материала строили избы?
Каковыми были основные занятия жителей нашего края?

Мы выбираем небольшой хуторок на р.Северский Донец.
- Как его еще называли в средневековье? (Малый Танаис)
И так, вооружились ручками, взяли маршрутные листы и

3. Ход экспедиции.
I этап нашей экспедиции – Подворье.
Мы поиграем в игру «Древо познания». Веточка калины.

Червона калинонька
Віконце заступила,
Вийшла Наталка з хати
Та й стала дивувати,
Стала цвіт – калину ламати
Й до личенька прикладати.

Задания
Дополни предложение:
Перед окнами избы сажали большое количество деревьев, чтобы
Выберете материал для постройки избы средневековья:
Верба, кирпич, солома, гравий, дуб, камыш, глина, шлакоблок, мел.
Ответь на вопрос.
Почему избу белили в белый цвет?
«Верно или неверно»
Подворье огораживали высоким частоколом
Найди лишний объект.
Дома бедных крестьян были: однокамерными, двухкамерными, трехкамерными.
Ответь на вопрос.
Где располагались все дополнительные хозяйственные постройки? Почему?
Ответьте на вопрос.
Крестьяне считали, что на чердаке каждого дома живет (домовой)
Он оберегал дом от (несчастных случаев)

II этап экспедиции «Изба» (стих)

Наша хата під горою, у долині
У вишневому садочку та в калині.
Попід лісом млин подався у ставок,
Через воду перекинувся місточок.

Давайте постучимся в дверь. Она всегда была закрыта, т.к. крестьянство боялось проникновения в дом злых духов. Открываем
Что же мы увидели?!
А вот что увидели, мы узнаем схему ассоциаций (представл) со словом «Изба».

1). Составление схемы ассоциаций 5 минут



ИЗБА




Проверяем «цепочкой», каждый называет 1 слово, при этом не повторяя слов одноклассников. (1 слово – 1 балл)

2). Творческое задание «Вышитый рушник».
Символом мира, добра, взаимопонимания, здоровья в семье был и есть рушник. Он был и просто предметом быта (им вытирали лицо, руки, посуду, стол, украшали избу), но и был непременным атрибутом многих обрядов.
- Перечислите их.

Рушники у мами вишиті хрещато,
Щоб вертались діти до рідної хати,
Щоб цвіли у серці спогади кохання,
Щоб у людей збувались давни сподівання.

А теперь мы будем выполнять творческую работу в парах. Будем вышивать рушник. Не простой, а бумажный, не нитками, а карандашами. Какие цвета нам понадобятся? (красный и черный; синий и красный)
Песня про рушник



III этап экспедиции. «Господарь і господиня хати»
Игра «Найди ошибку»
Давайте войдем в избу. Нас встречают хозяин и хозяйка. Ваша задача найти ошибку в их одежде. (1 ошибка – 1 балл)

IV этап экспедиции «Угощения»
Игра «Кто больше вспомнит названий блюд, которыми нас будут угощать!»

I ряд – названия блюд и круп муки.
II ряд – названия блюд из мяса и рыбы.
III ряд- название блюд из молока, напитки.

- Традиционно народ Слобожанщины был гостеприимным. И нас обязательно пригласят к столу, чем же будут угощать?!
- Поднимите руку, кто написал
5 блюд – 1 балл
7 блюд – 2 балла
А больше? – 3 балла

Итог экспедиции
Молодцы! Вы достойно прошли все этапы экспедиции. Преодолели все трудности. Поняли, как нелегко быть настоящими исследователями нашего края.
А теперь подведем итоги. Кто из вас получил больше 10 баллов? (оценка – 12б.)
Меньше 10 баллов (оценка – 10 б.)
-Откройте дневники и поставьте оценки за урок.

V. Домашнее задание.
Мы с вами побывали в прошлом, живем настоящим и мечтаем о будущем. Каким же наш край будет в будущем?! Вот это и будет вашим домашним заданием.

«Наш край в будущем» (рисунки, сочинения, аппликации, поделки – это ваше творчество).

VI. Минутка отдыха.
Наш народ, народ Луганщины, очень трудолюбив и жизнерадостен, талантлив. В минуты горя и радости он всегда обращался к песне. А сколько праздников у нас?!
Ранней весной отличался праздник «Приход весны». Рано утром все жители села украшали свое подворье: обвязывали рушниками все плодовые деревья (в надеждой на хороший урожай). А днем все выходили за околицу, брали в руки жаворонков (печенье в виде птиц), пели и водили хороводы – зазывали весну.

Прийди, весна, прийди
Прийди, прийди, прийди
Принеси нам квітів,
Радість, сонце ясне!
Девочки поют «Веснянку».

VII. Итог урока.
Ребята, большое вам спасибо за активное участие в уроке.
Уважаемые гости, большое вам спасибо за то, что вы посетили наш урок.

Хай біда і горе минають ваш дім,
Доброго здоров’я зичимо вам усім.
15