Перспективное тематическое планирование по ориентировки в пространстве в средней группе для детей с нарушениями зрения


Ориентировка в пространстве
Цель: выработать у детей реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях.
Задачи:
1. Развивать навыки ориентировки на теле человека.
2. Развивать навыки восприятия объектов пространства.
3. Развивать ориентировку микропространства.
4. Развивать навыки ориентировки в микропространстве.
Перспективное тематическое планирование
по ориентировке в пространстве
№ Тема Программное содержание Дата
проведения
1 – 2 недели сентября Мониторинг уровня развития воспитанников 1. Кто я? Какой я? Формировать умение правильно использовать в речи пространственные термины (справа, слева, впереди). Развивать представления о пространственном расположении частей своего тела. сентябрь
2. Моя семья Формировать умение показывать правую и левую стороны листа, середину листа. Формировать умение рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз. сентябрь
3. Овощи Формировать умение ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания. Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами. октябрь
4. Фрукты Формировать умение ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания. Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами. октябрь
5. Воспитание культурно-гигиенических навыков Формировать умение обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами. Развивать умение ориентироваться в микропространстве. октябрь
6. Для чего нужны глаза? Формировать умение обозначать в речи направление своего движения. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха. октябрь
7. Игрушки Познакомить с простейшей схемой пространства. Формировать умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. октябрь
8. Домашние животные Дать представление о простейшем схематичном, условном изображении предметов. Познакомить с простейшей схемой пространства. ноябрь
9. Мой дом Формировать умение моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек (кукольная мебель). Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном пространстве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами. ноябрь
10. Мебель Познакомить с простейшей схемой пространства. Формировать умение соотносить игрушки с их условными обозначениями. ноябрь
11. Посуда Формировать умение передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя. Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под). ноябрь
12. Зима Формировать умение обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами. Формировать умение распологать предметы на плоскости: сверху – вниз, снизу – вверх. декабрь
13. Зимние забавы Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных предлогов и наречий.
Формировать умение определять расположение объектов на сюжетном изображении, употребляя слова «далеко», «близко». декабрь
14. Что мы знаем о зимующих птицах Развивать умение ориентироваться в микропространстве. Формировать умение различать разных птиц с помощью слуха. декабрь
15. Нарядим елочку Формировать умение располагать предметы по словесным инструкциям педагога. Упражнять в микроориентировке на листе бумаги. декабрь
16. Путешествие по зимней стране Формировать умение понимать элементарные схемы пространства. Развивать навыки передвижения в заданном направлении с точкой отсчета от себя. январь
17. Домашние животные зимой Формировать умение располагать предметы в реальном пространстве по словесным инструкциям педагога, обозначать в речи пространственное положение животных соответствующими терминами (впереди, сзади, слева, справа, около, рядом). Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха. январь
18. Дикие животные зимой Формировать умение понимать заслоненность одного предмета другим, употребляя при этом пространственный предлог «за». Развивать умение располагать предметы на доске сверху вниз. январь
19. Деревья зимой Формировать пространственные представления
( впереди, за, перед) февраль
20. Путешествие в сказку Формировать умение анализировать взаимоположение предметов на плоскости листа. Упражнять в умении соотносить с помощью осязания объемные формы. февраль
21. Транспорт Закреплять умение ориентироваться по простейшей схеме пространства. Упражнять в правильном использовании в речи пространственных терминов (впереди, сзади, слева, справа, около, рядом). февраль
22. Профессия – повар Упражнять в ориентировке в микропространствефевраль
23. Моя любимая бабушка Формировать умение определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе). Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). март
24. Посуда Развивать навыки ориентировки в микропространстве в названных направлениях (вправо, влево, вниз, вверх).
Формировать умение соблюдать последовательность при составлениицелого из частей предметного изображения. март
25. В цирке Закреплять умение ориентироваться в микропространстве, активно использовать в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади». Развивать умение ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры. март
26. Дикие животные весной Упражнять в ориентировке в микропространстве. Обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами (впереди, сзади, между, около, рядом). март
27. Весна Формировать умение моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец. Развивать умение передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направление своего движения (вперед, назад, налево, направо). апрель
28. Насекомые Формировать умение определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе). Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). апрель
29. Аквариумные рыбки Упражнять в понимании и обозначения в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к). апрель
30. Наш город. Моя улица Закреплять умение ориентироваться по простейшей схеме пространства. Упражнять в правильном использовании в речи пространственных терминов (впереди, сзади, слева, справа, около, рядом). апрель
31. Цветы на лугу Формировать умение определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе). Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). май
32. Птицы Упражнять в понимании и обозначения в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к). май
4 – 5 недели Мониторинг уровня развития воспитанников