Технологическая карта урока по русскому языку на тему Правописание слов с безударными гласными в корне (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Керчи Республики Крым
«Школа №26»

Технологическая карта урока
по русскому языку
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Дата: 30.11.2016г.
Составил
учитель начальных классов
Ткаченко О.В.
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: комбинированный урок
УМК: «Школа России»
Урок № 60
Дата 30.11.16г.
Тема Правописание слов с безударными гласными в корне
Цель Образовательная:
Способствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударными гласными в корне, развивать творческое мышление
Развивающая:
Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.
  Воспитательная:
Воспитывать уважение   друг к другу, интерес к изучению русского языка.
  Здоровьесберегающая:
   Способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.
Планируемые результаты Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.
Личностные УУД: проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.
Регулятивные УУД:  овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Познавательные УУД: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Коммуникативные УУД: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Основные понятия Безударная гласная, корневые орфограммы
Ресурсы: Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Персональный компьютер.
Телевизор.
Презентация в программе Power Point;

Этапы урока
Деятельность
учителя Деятельность
учеников Формыорганизации взаимодей-
ствия, технологии Планируемые результаты
УУД
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности 
Цели: 
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; разминка рук. Приветствие учителя:
 
Учите русский годы кряду,
С душой ,с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом!  
Разминка для рук
Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём.Раз, два, три, четыре, пятьМы начнём опять писать.Чтоб красиво написатьНадо пальчики размятьРаз, два, три, четыре, пятьЗа письмо получим пять!
Подготовка рабочих мест, приветствие учителя
Разминают пальчики. Фронтальная, индивидуальная
ЗдоровьесберегающаяКоммуникативные ууд:
учатся  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Регулятивные ууд:
учатся самоорганизовыватьсяЛичностные УУД
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
II. Актуализация знаний.
Цель: тренировка в ударении и в слогоделении слов
- повторить знания об орфограммах в различных частях слова
-формировать умения группировать слова по типу орфограмм 1.Чистописание- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы. На доске записаны слова:
Сл...за, гл...за, б...лит
- Прочитайте слова. Какие буквы являются орфограммами данных слов? Составьте цепочку из данных букв. Напишите строчку до конца: е а
2.Задаёт учащимся вопросы,
создаёт ситуацию, при которой возникает необходимость  проверки полученных на прошлом уроке новых знаний:
В каких частях слова выделены орфограммы?
На какие группы можно разделить данные слова?
Что вы знаете о правописании данных орфограмм?  Учащиеся записывают дату, составляют и записывают цепочку из букв.
Игра «Помоги птицам»
Ученики размещают птиц на деревья. Первое дерево - ударный первый слог, второе – второй слог. Для этого детям надо произнести слова - названия птиц, разделить их на слоги, определить на какую часть слова падает ударение.
Учащиеся  читают слова и делят слова на группы в зависимости от того, в какой части слова находятся выделенные орфограммы:
*Снежок, холодный (корень)
*Засверкать, перезимовать (приставка)
*беловатый, голубенький
(суффикс)
*Улетает ,на морозе
(окончание)
  Работа в парах.
Технология организации учебного сотрудничества. Игровая технология. Познавательные ууд: учатся искать и выделять необходимую информацию
Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные ууд: учатся
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока 
Цели:
- повторить  знания о безударных гласных и способах проверки
- выявление учащимися места и причины затруднения. Задаёт учащимся вопросы создаёт проблемную ситуацию, с целью определения темы и постановки целей урока:
1) Посмотрите на данные слова и скажите, чем они похожи, как их можно назвать и какое слово может быть проверочным для всех этих слов?
2) Посмотрите на данные слова и подберите к каждому проверочное слово. Что вы для этого сделали? Учащиеся читают слова и определяют способы проверки безударных гласных в корне слова:
Сн…жок,сн…говик,
сн…гопад, сн…жинка,
сн…гоход, Сн…гурочка(СНЕГ)
2)З…ма---ЗИМЫ
Сн…га----СНЕГ
Г…ра----ГОРЫ
Л…са---ЛЕС
С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока:
ПОВТОРИМ…
(правила правописания безударных гласных в корне слова)
УЗНАЕМ…
(новое по этой теме)
ПРОВЕРИМ…
(свои умения применять правила) Индивидуальная. Технология проблемного обучения. Коммуникативные ууд: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.
Регулятивные ууд:учатся совместно с учителем определять тему и цели  урока
lV. Работа по теме урока
1) Повторим
Цель:
-  повторить и закрепить  умения учащихся правильно  подбирать проверочные слова двумя способами
 Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.
Организует работу учащихся: по цепочке 2 ученика –у доски, остальные – в тетради

Игра «Пишущая машинка»
Какая буква сломалась в пишущей машинке? Выполнение упр. 194
Учащиеся по вариантам выполняют упр:
-1 вариант - подобрать проверочные слова, изменив форму слова
2 вариант - подобрать однокоренное слово
В -г- р –де п-спели п-мид-ры. К-ля взял к-рзинку и с-брал п-мидоры.
У Т-ни были х-р-шие к-сы. Дев-чка заплела в-л-сы в к-су.
Фронтальная, индивидуальная
Игровая технология.
Познавательные ууд: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания
Регулятивные ууд: 
учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Динамическая пауза (физкультминутка)
Цель :- смена вида деятельности. Организует просмотр слайда презентации Выполняют упражнения Физкультминутка (для глаз)
 Пролетает самолет, с ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, поглядел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения)
ЗдоровьесберегающаяСмена вида деятельности, физминутка для глаз 2) Узнаем
Цель: организовать усвоение учениками нового знания
в правописании безударных гласных в корне слова-Организует самостоятельную работу в паре.
-Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Работа в паре:
К словам ,которые звучат одинаково ,подобрать проверочные слова и сделать вывод о том, какую букву нужно вставить в том или ином случае.
*У Толи братишка Пломбир весь сл…зал,
Пока тот с друзьями
С забора сл…зал.
*К старости наш дедушка
Очень пос…дел,
Он в саду на брёвнышко
Сел и пос…дел. Технология учебного сотрудничества. Работа в парах Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;
Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные ууд: учатся
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3)Проверим
( Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
Цель:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -Организует самостоятельную работу
-Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
-Организует самопроверку Работа с текстом по картинке, в котором допущены ошибки на изучаемое правило. Учащиеся списывают текст, исправляя ошибки. Затем проверяют по образцу.
На лисной палянке стоит маленький дамишко. Он весь утопает в снигу. В окнах светятся оганьки. Трапинка ведёт к крыльцу. Висёлые сороки стрекочут друг с другом. Самостоятельная работа Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;
Регулятивные ууд: учатся
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
V. Обобщение усвоенного  и подведение итогов урока
Цель: выявить, достигнуты цели урока, что получилось, что нет, что вызвало затруднения
- развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова; закрепление правописания слов с безударными гласными.
Учитель предлагает Игру «Эстафета» На доске записаныстолбики слов с безударными гласными.Послеподвижного момента детям предлагают успокоиться и отдохнуть. Релаксация под спокойную мелодию. Игра «Угадай слово»
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, перелваютсяВоздушные…(шары).
Белка спряталась в дупло,
В нём и ухо и…(тепло).
Глубока и широка
Наша быстрая …( река).
Улетел скворец не зряЗа моря и за …(леса).
Закаляют нас всегда
Слонце, воздух и …(вода).
На каток ушла с утра
Моя младшая …( сестра).
Подводной лодке не страшнаОкеанская …(волна).
Кругом гречиха зацвела-
В улей мёд несёт…(пчела).
Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная…(звезда).
Принимают участие в игре-«Эстафете»
Отгадывают загадки и записывают отгадку.
Релаксация
На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:
- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают...засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
На счет «три» откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!
Игровая технология
Игровая технология
ЗдоровьесберегающаяПознавательные ууд: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные ууд: учатся строить монологичное высказывание
Регулятивные ууд: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;VI Рефлексия учебной деятельности на уроке 
Цель:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Выставление оценок
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
–Показалось ли что на уроке вам трудным?
– Перечислите типичные ошибки при решении задач.
– Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок?
– Что было интересно выполнять?
Выставляет оценки.
Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные ууд: учатся структурировать знания,
оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные ууд: учатся  выражать свои мысли.
Регулятивные ууд: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;Домашнее задание Инструктаж по выполне-нию домашнего задания
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: Учебник на стр 234.Упр.195
Задают уточняющие
вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные ууд: принимают и сохраняют учебные задачи