Исследовательская работа Мнемонические приемы на уроках русского языка


Научно-практическая конференция
Малой академии наук школьников Республики Башкортостан



Номинация: лингвистика
Исследовательская работа
Мнемонические приемы на уроках
русского языка
Работу выполнила:
Кулимбетова Евгения Дмитриевна,
учащаяся 9 класса
МОБУ СОШ с.Прибельский
Кармаскалинского района РБ
Научный руководитель:
Булатова Алия Данисовна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский
Кармаскалинского района РБ


с.Прибельский
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1.1 Что такое мнемоника……………………………………………………...4
1.2 История мнемоники………………………………..……………………...5
1.3 Изучение мнемоники известными мнемонистами………………………6
2. Практическая часть
2.1 Опрос ……………………………………………………………………..10
2.2 Узнать основные приемы мнемонических приемов на уроках русского языка………………………………………………………………………...11
3. Заключение…………………………………………………………………14
4. Список литературы…………………………………………………………1
Введение
Мы сталкиваемся с тем, что человек получает информацию с разных источников и не хватает памяти для запоминания. И поэтому нужны приемы и способы, которые помогают ему запомнить как можно больше и расширить нашу память. Оказывается, есть такие приемы и они называются мнемонические.
Цель моей работы: изучение мнемонических приемов на уроках русского языка, изучение приемов, которые помогают нам запоминать необходимую информацию.
Задачи:
1. Изучить определение мнемоника;
2. Изучить историю приемов мнемонических приемов;
3. Познакомиться с известными мнемонистами;
4. Провести опрос среди учащихся и учителей на знание мнемоники.
Что такое мнемоника
Мнемотехника (или мнемоника) - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.
История появления мнемоники
Мастерство запоминания существовало значимым вплоть до возникновения письменности. Шаманы, сказители, жрецы обязаны были удержать в памяти большие объёмы данных. В том числе и уже после возникновения письменности умение запоминания никак не потеряло своей актуальности. Весьма небольшое число книжек, наглядность использованных материалов с целью послания, крупные множество и объём прописанной книжки — всё данное вдохновляло фиксировать документ. Отображалось кроме того и долгое время пребывания в пути в период поездок, когда просматривать и записывать было немыслимо и доводилось использовать то, что имеется в памяти.
Термин мнемотехника произошел от слова «Мнемозина». Мнемозина - это богиня памяти, а образное значение данного существительного – воспоминания. Установлено, то что ранее в античной Греции народ благополучно использовал способы мнемотехники. Применяя их, древнейшие греки получали умение стремительно фиксировать весьма огромный, при этом зачастую бессмысленный материал, показывая собственное мастерство в общественных речах.
На Руси также применялась мнемоника. Её броский образец - украинская алфавит. Наименование абсолютно всех букв кириллицы были изобретены с мнемонической целью.
Следовательно, уже издавна народ понимал то, что мнемоника упрощает запоминание, делает лучше заучивание данных.
Изучение мнемоники известными мнемонистами
Слабых учеников отталкивают и пугают размышления в постановке орфографической проблемы. Зафиксировано: в случае если метод размышления складывается из 3 или более действий, то в таком случае ученик не заостряет внимания и перестает думать над заданием. Поэтому запоминание уходит на второй план.
В задачу учителя русского языка и литературы входит, конечно же, интеллектуальное развитие детей и формирование представлений о языке как о системе, и многое другое. И в этом плане, не так важно на каком уровне была осознана тема слабым учеником, главное, чтобы осознана. Ведь мы не обязаны всякий раз произносить или вспоминать прочие законы, подходя к газовой плите или включая утюг. Мнемотехника – это способ заставить слабых учеников не просто прослушать, но и также понять определение, возможность «зажечь в их глазах огонек интереса».
Так как мнемоника –психологический термин, то и ответ будем брать из психологического словаря - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленном размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу. В.В. Агафонов - занимался мнемоникой словарных слов, описывал механизм работы этого приема. Первое, что он делал, это связывал необходимое слово с другим, после обыгрывал ассоциативную связь, и у словарного слова появлялся «приемный родственник», который помогал выделить и хорошо запомнить нужную орфограмму. В.В.Агафонов говорил, что такая связь между словами неожиданней и абсурдней, и тем самым выше запоминаемость.
Последующая причина для использования мнемонических способов при разъяснении нового материала – так называемые недостаточные правила. М.Б.Успенский писал, что в русском языке много речеупотреблений, которые никак не поддаются обобщению, согласно по которым не составишь алгоритма, которые находятся «вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил. С целью неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация, что это нужно запомнить. И вот здесь на помощь приходит мнемоника.
Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся, а значит, и школьники не будут киснуть за партами.
Одной из серьезных преград для изучения русского языка является интерференция. Это понятие в методике русского языка стало широко известным лет 10 – 15 назад, до этого интерференцию изучали психологи в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемами навыка).
Интерференция (от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием предварительно заученного материала или вызванное заучиванием с последующим материалом (ретроактивная интерференция).
Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В среднем и старшем звене развитие двух первых видов памяти является больше исключением, чем правилом, особенно в старших классах. Я уверена, что проблема скрыта в значительной разнице методов и приемов начальной школы и среднего звена.
По верному замечанию В.М. Бурмако, изучение курса русского языка «строится на использовании только словесно – логической формы мышления; применяемые наглядные пособия (таблицы, схемы) не меняют сути дела, так как они в письменной форме повторяют те же положения, что и правило. При этом практически бездействует такое мощное средство познания, как образно – чувственное мышление».
Джон Уи́ндем Паркс Лукас Бейнон Харрис - английский писатель-фантаст. Пользовался в качестве литературных псевдонимов различными сочетаниями своих имён, из которых наиболее известное — Джон Уиндем. Он провел опрос среди студентов университета и его цель была выяснить, какие мнемонические приемы наиболее часто используются людьми, или по-другому, что можно назвать «помощниками памяти» 
Харрис обнаружил, что практически все участники опроса использовали тот или иной мнемонический прием, но большинство
пользовалось внешними «помощниками памяти» — это ежедневники, календари, списки и таймеры.
Я провела среди школьников и учителей, и все, без исключения пользуется мнемоническими приемами, только вот не знают объяснения того процесса, и я конечно же раскрыла им этот термин, когда они ставят крестики на руках, или обводят кружком в календаре определенный день, когда учителя зачитывает правила в стихотворной форме или, пользуются картами.
Известны люди, чья уникальная память ни у кого не вызывает сомнения. Самым выдающимся мнемонистом был Шерешевский. Секрет Шерешевского заключался в том, что он имел уникальное воображение, он легко и быстро создавал много визуальных образов, а также у него была способность к синестезии. Синестезия — явление восприятия, проявляющееся в том, что при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
Шерешевский - профессиональный мнемонист, который демонстрировал свои способности на сцене. Шерешевскому и его уникальной памяти мы можем только завидовать. Но с одной стороны, ему было очень трудно, так как у него в голове хранилось очень много ненужной информации. И знаете, что? Он представил, что все это написано на грифельной доске и в конце концов стер всю информацию. Да это очень интересный факт и в это очень трудно поверить, но это действительно так.
Уникальная память была у Доминика О’Брайена, но исключением его было это умения кодировать информацию. Если Доминика знакомили с сотней людей он запоминал всех их имена без исключения. Он прекрасно помнил все назначенные встречи и ему не нужны были никакие ежедневники, он мог вести различные переговоры без каких-либо заготовок в виде шпаргалок.
Опрос
В ходе своего исследования я решила провести опрос среди учителей и учащихся. В моем опросе были следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое мнемоника. (Приложение 7)
Какие вы используете приемы, для того чтобы запомнить важную информацию. (Приложение 8)
Были опрошены 23 учащихся моего класса и 15 учителей. О том, что существует такое слово как мнемоника учащиеся вообще не знали. Но когда я им рассказала вкратце, что это такое, он с легкостью мне сказали: «пифагоровы штаны во все стороны равны», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Оказалось, что эти способы знают все. Учителя сказали, что знакомы с мнемоническими приемами и часто используют их на своих уроках. Например, Алия Данисовна говорит: «Иван родил девчонку велел тащить пеленку». Это выражение помогает нам быстро вспомнить очередность падежей русского языка или «Если хочешь влезть ты в шорты, то поменьше ешь ты торты». Оно помогает запомнить правильно поставить ударение в слове торты. Но и учитель математики Анна Михайловна нам сказала: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол напополам», «Медиана – это обезьяна, которая лазает по сторонам и ломает их пополам».
Меня больше интересовали приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, потому что нам предстоит сдавать экзамен в этом году и запомнить, как можно больше нужной информации для меня очень важно.
Мнемонические приемы в русском языке
1.Метод слов-вешалок (приложение 1)
Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из десяти объектов. Прежде всего нужно запомнить десять слов-вешалок. Для этого слова-вешалки рифмуются с числами от 1 до 10, что достаточно просто. Попробуйте сами: один — магазин, два — трава, три —цари, четыре —все на ковре и т. д. После того, как вы это сделаете, запомните перечень из слов: мальчик, свинья, замок, семья, ангел и т.д., например, возьмем слово «магазин» — первое слово-вешалку, рифмующееся с «один», — и представим мальчика, который заходит в магазин за шариком. После возьмем следующее слово-вешалку — «трава», рифмующееся со словом «два» — и представим траву, на которой будет лежать свинья. И так же сделайте с остальными словами.
2. Запоминание фамилий (приложение 2)
Запоминание имен и фамилий — проблема для многих. Когда мы с кем-то знакомимся, говорим принятые случаю слова, при этом его имя забывается. Конечно, некоторым знакомо чувство неловкости, когда мы понимаем, что забыли, как зовут того человека, с кем тогда познакомились.
Можно запомнить фамилии, используя мнемонические приемы, которые основаны на зрительных представлениях. Начать нужно с поиска мысленно воспроизводимой замены имени (например, Колючкин становится «колючкой»). После выбираем какую-то заметную особенность лица человека. Например, нос становится круглым, похожий на колючку.
3. Рифмованные мнемонические приемы для запоминания грамматических понятий при изучении падежей. (приложение 3)
Иван Имя Иван Иван
Родил Родители Рубил Родионович,
Девчонку Дали, Дрова, Дайте
Велел Вини Варвара Вашу
Тащить Топтыжкой Топила Трубку
Пелёнку Прозвали Печь Покурить
4. При изучении спряжения глаголов (приложение 4)
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, - СЯ не терять.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть,
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на - ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
5. Непроизносимые согласные в корне (приложение 5)
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
ЧУВилин ЧУВствует, что ему соЧУВствуют.
Сверстник вырастет с версту
Рос ровеСНик всю веСНу.
6. Слова-рифмовки (приложение 6)
Коза-стрекоза
Лягушка-подушка
Кокос-абрикос
7. Дефис в неопределенных местоименияхТо, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, -
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
8. Исключения наречий
Уж замуж невтерпеж
9. ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свёкла!
В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свёкла!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
10. лексическая сочетаемость
Надеваю одежду, одеваю – Надежду
надеть ( что?) одежду, одевать ( кого?) Надежду
11. образование правильной формы слова
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Заключение
Мнемотехника (или мнемоника) - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  
По истории мнемотехники мы можем сделать вывод. Мнемотехника применяется давно и во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.
Существует много приемов запоминания важной информации по русскому языку. Например, метод вешалок, лексической сочетаемости. Но выбор того или иного способа зависит только от самого человека и от цели, которую он преследует.

Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. СПб, 2000
2. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций. –СПб, 1993. 77с
3. Даль В.И.Словарь живого Великорусского языка.
4. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М; Триада, 1995. -203с.
Приложение
1.

2.

3.

4.


5.


6.

7.
100% - не знают
100% - не знают

8.
85% - не знают
15%- знают некоторые учителя русского языка
85% - не знают
15%- знают некоторые учителя русского языка