Путешествие в страну филологию
Внеклассная работа по предмету 7 класс.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ»
Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по литературе; привитие любви к предмету; поддержание интереса к научным открытиям; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументированно его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Описание игры: от каждого 7 класса из параллели представлена команда в количестве шести человек. Каждая команда имеет капитана и название. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 секунд для обсуждения вопроса и ответа. (После вопроса ведущего у команды есть 1 минута для обсуждения.)
Остальные учащиеся – болельщики, для которых также предназначены некоторые конкурсы.
Продолжительность игры – 1 час.
I.Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»
1.Угадайте слово по шутливой характеристике.
1)Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…
2)Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это?
3)Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это…
4)Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это?
5)Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это?
6)Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?
2.Объясните значение наличия «металла» в людях.
Стальная воля
Железные мускулы
Золотое сердце
Серебряный голос
Оловянные глаза
Бронзовая кожа
Медный лоб
II.Конкурс «В стране Грамматике»
1.Впишите буквы вместо точек, получая новые слова.
Б.Р Б.С Б.Т В.З В.Р В.Л Т.З
Б.Р Б.С Б.Т В.З В.Р В.Л Т.З
2.Напишите десять существительных из трех букв с «Ы» в середине.
3.Прочесть фамилию поэта.
ПУШКИН
4.Прочтите ребус.
Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
5.Образуйте уменьшительно-ласкательные формы от женского имени Елена.
III.Конкурс «В редакции»
1.Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.
Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
IV.Конкурс для болельщиков «О чем идет речь?» Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает:
- Это черная?
- Нет, это красная!
- А почему она белая?
- Потому что зеленая!
V.Конкурс «Фейс-контроль»
Узнайте героя по монологу.
1.«Царица! – сказал он.- Что для тебя сделать? Что ты хочешь? – Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты! И за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу!
Что бы тогда за любовь моя была, когда бы я бросил для тебя только то, что легко бросить! Я и не так люблю: отца, брата, мать, отчизну, все, что ни есть на земле, - все отдаю за тебя, все, прощай!» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Андрий)
2. «Находился в мелком чине… Вследствие сего… со мной не церемонились, и часто бирал я в бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие… Столь же долго не мог я привыкнуть к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде… Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо обще-удобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! И слуги с кого бы начали кушанье подавать?»
(А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин)
VI.Конкурс «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»
По описанию портрета литературного персонажа назовите этого героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора.
1.«…Она была бледна, но белизна ее была пронзительна, как сверкающая одежда серафима. Гебеновые брови, тонкие, прекрасные, придавали что-то стремительное ее лицу, обдающее священным трепетом сладкой боязни в первый раз взглянувшего на нее. Ресницы ее, длинные, как мечтания, были опущены и темными тонкими иглами виднелись резко на ее небесном лице. Что это было за создание!»
(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Панночка)
2.«…Она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности… Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, - все обратилось у ней в одно материнское чувство».
(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», старая мать Остапа и Андрия)
3.«Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются…»
(М. Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова», Алена Дмитриевна Калашникова)
VII.Конкурс «Географический»
1.Узнайте произведение и его автора по месту действия.
1) «Ночь, июньская прекрасная ночь, с бесчисленными звездами, обнимала опустошенную землю. Вся окрестность представляла величественное зрелище: вблизи и вдали были видны зарева горевших деревень. В одном месте пламя спокойно и величественно стлалось по небу; в другом месте оно, встретив что-то горючее, вдруг вырвавшись вихрем, свистело и летело вверх под самые звезды, и оторванные охлопья его гасли под самыми дальними небесами».
(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
2) «Все пестрое пространство ее охватывало последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ним и они становились темно-зелеными; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру… По небу, изголуба-темному, как будто исполинской кистью наляпаны были полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам».
(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
2. Ответьте на краеведческие вопросы.
Какие улицы и площади нашего города названы в честь писателей и поэтов?
Что находится между рекой и берегом?
(союз «и»)
Какой русский город летает по воздуху?
(Орел)
Что стоит посредине земли?
(буква «м»)
Какие четыре моря носят название цвета?
(Черное, Красное, Желтое, Белое)
Каким поясом не подпояшешься?
(Климатическим)
VIII. Конкурс «Квартирный вопрос»
Узнайте произведение и его автора по описанию интерьера.
«Все в светлице было убрано во вкусе того времени… Все было чисто, вымазано глиною… окна в светлице были маленькие. С круглыми матовыми стеклами… на полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольниками. Стояли глиняные кувшины, синие и зеленые флажки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди ее, печь, разъехавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах…»
(Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)«…Каринки на стенках украшали смеренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями… Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу…»
(А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель.»)IX. Конкурс «Комната забытых вещей» («Черный ящик»)
Назовете автора и произведение, в котором данный предмет играет роль.
Деньги.
(А. С. Пушкин. Станционный смотритель»)Платок.
(М. Ю. Лермонтов. «Песня про… удалого купца Калашникова»)Крест.
(М. Ю. Лермонтов. «Песня про… удалого купца Калашникова»)Трубка (люлька).
(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)Кольцо.
(А.С. Пушкин. «Дубровский»)Черевички.
(Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».) X. Конкурс «Блиц - турнир» (по 12 вопросов для каждого из классов)
Первый класс
Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М. Лермонтов в юности?
(Живописью, лепкой, музыкой)
Самое лучшее привидение в мире.
(Карлсон)
Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала?
(Александр Пушкин)
Имя подлого труса.
(Леопольд)
Имя Вырина.
(Самсон)
Синоним преувеличения.
(Гипербола)
Возраст Тараса Бульбы.
(60 лет)
В кого превратился гадкий утенок?
(В лебедя)
Автор стихотворения «Тучи».
(М. Ю. Лермонтов)
Сколько детей было у Дуни?
(Трое)
Имя и отчество купца Калашникова.
(Степан Парамонович)
Второй класс
Город, в котором родился Пушкин.
(Москва)
Кто ходит в гости по утрам?
(Винни – Пух)
Возраст Остапа.
(22 года)
Образное определение.
(Эпитет)
Автор стихотворения «Узник».
(А. С. Пушкин)
С кем дрался купец Калашников?
(С опричником Кирибеевичем)
Перечислите Бременских музыкантов.
(Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)
Как погибли А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов?
(На дуэли)
Национальность пленной служанки прекрасной панночки.
(Татарка)
Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова в детский годы?(Бабушка Елизавета Арсеньева)
XI. Конкурс капитанов
1. Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов).
Команда называется фразеологизм.
Карточки с заданиями
Для команды № 1
1)Сидеть сложа руки.
2) Чесать язык.
3)В одно ухо вошло,
в другое вышло.
Для команды № 2
1)Лезть на стенку.
2)Совать нос не в свои дела.
3)Солдат стоял на часах.
2.Продолжите афоризм. Ведущий читает начало афоризма.
Для команды № 1
1)Люди перестают мыслить, когда…
(…перестают читать. (Дидро))2)Ты навсегда в ответе за всех…
(…кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери))Для команды № 2
1)Лучше оправдать десять виновных, нежели…
(… обвинить одного невиновного. (Екатерина II))2)Никогда не беспокой другого тем…
(…что можешь сделать сам. (Л. Н. Толстой))3.Произнесите скороговорку.
Для команды № 1
У пенька опять пять опят.
Для команды № 2
От топота копыт пыль по полю летит.
XII. Конкурс для болельщиков (Проводится во время конкурса капитанов)
Отгадайте загадки.
Четыре брата бегут, друг друга не догонят.
(Колеса)
Какой год продолжается всего один день?
(Новый)
Сколько отверстий в голове?
(Семь)
Сколько яиц можно съесть натощак?
(Одно)
С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий дней.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
У семи братьев по одной сестре. Много ли сестер?
(Одна)
Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?
(Трое)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, рожь)
Шесть ног, две головы, один хвост - что это?
(Всадник на лошади)
Может ли дождь идти три дня подряд?
(Нет – Будут три ночи)
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели в году, дни)
Земля белая, а птицы на ней черные.
(Бумага и буквы)
Без рук, без ног, а везде бывает.
(Письмо)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там голову кладет.
(Карандаш)
Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят.
(Буквы)
Какие два местоимения мешают автотранспорту?
(Я – мы)
Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими?
(Имя)
Какую часть слова можно в земле найти?
(Корень)
Точка с хвостиком.
(Запятая)
Ложь с намеком.
(Сказка)
Что находится в начале книги?
(Буква «к»)
Как можно склонять голову, не опуская ее вниз?
(Изменять слово голова по падежам)
Кто говорит на всех языках?
(Эхо)
2.Вспомните название литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. Назовите авторов.
«Три толстяка» (Ю. Олеша)
«Три мушкетера» (А. Дюма)
«Три медведя» (Л. Н. Толстой)
«Четыре танкиста и собака» (Я. Пшимановский)
«Семнадцать мгновений весны» (Ю. Семенов)
«Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров)
«Тысяча и одна ночь» (С. Маршак)
«20 тысяч лье под водой» (Ж. Верн)
«Петр I» (А. Толстой)
«Два капитана» (В. Каверин)
«Сердца трех» (Дж. Лондон)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (А. С. Пушкин)
«И один в поле воин» (Ю. Дольд – Михайлик)
«Три товарища» (Э. М. Ремарк»«Пятнадцатилетний капитан» (Ж. Верн)
3.Закончите пословицу.
Лучше синица в руке…
(…чем журавль в небе)
Маленькое дело лучше…
(…большого безделья)
Семь раз отмерь…
(…один – отрежь)
Один в поле…
(…не воин)
Как аукнется…
(…так и откликнется)
Терпенье и труд…
(…все перетрут)
Друзья познаются…
(… в беде)
Куй железо…
(…пока горячо)
С миру по нитке - …
(…голому рубашка)
Поспешишь - …
(…людей насмешишь)
Без труда…
(…не выловишь рыбку из пруда) (…нет плода)
Всякий кулик…
(…свое болото хвалит)
Верный друг…
(…лучше новых двух)
На чужой каравай…
(…рот не разевай)
Чужими руками…
(…жар загребай)
Не давши слова…
(…крепись, а давши – держись)
Береги платье снову…
(… а честь смолоду)
Подведение итогов игры. Награждение победителей