Методическая разработка урока по дисциплине ОУД.01 Литература по теме Зарубежная литература. Э. Хеменгуэй

Департамент кадровой политики
Белгородской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»











МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: «Литература»
на тему: «Писатели 20 века - Э. Хемингуэй»









разработала:
преподаватель
общеобразовательных дисциплин -
Островская Л.В.






Короча, 2015 г.

Рассмотрено:
на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 9 от 22.04. 2015г.
Председатель ПЦК
Куличкова С.Н.___________





В методической разработке представлен опыт проведения занятия с использованием ИКТ, применение которых позволяет студентам, за счёт интерактивности процесса, стать активными участниками проводимого занятия. Преподаватель знакомит студентов с творчеством Э. Хемингуэя и его произведением «Старик и море». На примере главного героя студенты размышляют о смысле жизни, о способности воспитания негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формируют навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными.
















Введение
Дисциплина «Литература» представляет собой уникальный курс, знакомящий студентов с художественными произведениями мировой и отечественной литературы и в процессе формирования личности имеет позитивное воспитательное воздействие на студентов.
Современные изменения, происходящие в образовательной политике Российской Федерации, непосредственно отражаются на проведении учебных занятий. Изменения требуют совершенствования форм, методов и средств обучения, повышения качества образования и воспитания. Мы должны подготовить такого специалиста, чтобы он соответствовал требованиям сегодняшнего уровня развития общества.
В связи с бурным развитием науки и техники возникает необходимость прививать обучающимся умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания через использования компьютера, интернет-технологий, основную и дополнительную литературу.
Дисциплина «Литература» дает возможность соединения образовательного и воспитательного процесса в контексте среднего профессионального образования; передачи студентам ключевых представлений о нашей национальной идентичности; воспитание «нравственной оседлости» человека, ценностей своей культуры и истории.
Сегодняшний этап развития образовательного процесса невозможно представить без инновационных процессов, способствующих раскрытию личностного потенциала студентов, развитию в них интереса к учёбе, знаниям, стремлению к духовному росту и здоровому образу жизни.
В инновационных процессах обучения наибольшее место находят применение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), использование которых открывает широкие возможности в практической деятельности преподавателя, а именно:
- вызывает огромный интерес студентов ко всему, что связано с компьютерами;
- широкие мультимедийные возможности (различные моделирования реальности), что обуславливает более полное восприятие информации;
- возможность учитывать индивидуальные особенности каждого студента и т.д.
Материал рассчитан на преподавателей СПО и студентов всех специальностей.






Учебно-методическая карта занятия № 53

по дисциплине: «Литература»
по специальности: Ветеринария
группа:11-А
Тема: «Писатели 20 века. Э. Хемингуэй»
Цели учебного занятия:
Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений обучащихся.
Оборудование:
Портреты Э. Хемингуэя, В. Астафьева. Иллюстрации к произведениям.
Эпиграф на доске:
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй.
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.
И.В. Гете.
Ход урока.
I. Вступительное слово преподавателя
- Наш урок посвящается теме человека и природы в произведениях американского писателя Э. Хемингуэя и русского писателя В. Астафьева. Наша задача – определить сходство и различие повести “Старик и море” и рассказа “Царь-рыба” путем сравнения, анализа, обобщения, а также выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым в них.
Великий немецкий поэт и мыслитель XIX века Иоганн Вольфганг Гёте утверждал: “Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них”, а американский писатель XX века Эрнест Хемингуэй писал: “Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Как же решаются проблемы взаимоотношений человека и природы в этих произведениях?
II. Работа по содержанию произведений.
1. Вспомните краткое содержание повести “Старик и море”.
- Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.
2. Краткое содержание рассказа “Царь – рыба”.
- Браконьер Игнатьич на Енисее поймал огромную рыбу – осетра. Но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.
3. преподаватель:
- К моменту создания Виктором Астафьевым рассказа “Царь-рыба” уже мировую известность получила повесть Хемингуэя “Старик и море”, написанная в 1952 году и принесшая автору Нобелевскую премию. Сюжеты этих произведений несколько схожи. Зачем же Астафьеву нужно было создавать такое произведение спустя 24 года после Хемингуэя? Какие проблемы решаются в них?
- В них поднимаются разные проблемы. Если в “Старике и море” основная проблема - победа и поражение человека, то в рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная.
-Да, хотя и в обоих произведениях описывается поединок человека с рыбой, они отличаются во многом. Вот эти отличия мы с вами должны найти. III. Сравнительная характеристика героев.

Старик
Игнатьич

- Уважение к рыбе:
-“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”.
- Заботится: “Худо тебе, рыба?”
“Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба”
- “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!”
- “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.”
- “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.”
- Старик – частица этого мира природы.
- “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.”
- “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.”
- Опасная работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”.
-Называет рыбу Царь – рыбой.
- “Уходи!” - дубасит рыбину по башке.
- Уговаривает рыбу скорее умереть:
“Ну что тебе! Все равно околеешь”.
- Отвращение к рыбе:
“Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид! все-все отвратно, тошнотно, похабно!
Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой”
- Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем.
- “Иди, рыба, иди!”
Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком.

IV. Обсуждение идейного содержания.
- Что вы заметили в отношении авторов к своим героям:
Хемингуэй:
Астафьев:

“Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика” “Мне повезло, что у меня были хороший старик и хороший мальчик”
Автору больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решили на разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, но против варварской позиции.
 

- Что можно сказать об идее произведений?

- “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.
- Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим.
- “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя.
Протест против хищничества.
Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление.
Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

V. преподаватель:
- Государство серьезно заботится о сохранении уникальных природных богатств: на карте заповедников России можно увидеть и созданный в Туруханском районе заповедник на Енисее. Вот об этих местах писал Астафьев, болея душой за природу. Но все же человек не останавливается в своем желании покушения на природу. Например, и на территории нашего Государственного природного комплексного заказника “Кичкетан”, несмотря на жесткие меры, еще продолжают действовать браконьеры. (Краткое сообщение ученицы по цифровым данным, полученным в администрации заказника)
- Что вы можете сказать об этих людях?
- Хотя и они, наверное, неплохие люди, как и Игнатьич, но все же это – браконьеры. За сотни километров они приезжают сюда ради рыбы, и часто бывают наказаны самой природой.
- Проблемы, поднятые в произведениях Астафьева, актуальны и сейчас. Астафьев напоминает, что человек и природа – единое целое, что все мы – ее часть, что волей-неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы.
VI. Минуты творчества.
- Авторами прочитанных произведений созданы яркие образы (старик, рыба, океан, Игнатьич, царь–рыба, река)
А как вы относитесь к этим образам? Подведем итоги своим размышлениям при помощи создания маленьких пятистиший – синквейнов.
Студенты имеют опыт создания синквейнов. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Синквейн создается по определенным правилам.
В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
Во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы.
В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
Пятая строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Рифма не требуется.
Например, у обучающихся получились такие пятистишия:
Рыба, Красивая и сильная, Попалась, утащила, уморила, Держалась достойно до конца, Умница!
Старик, Смиренный и гордый, Любуется, борется, теряет. Твое человеческое достоинство торжествует, Победитель!
Игнатьич, Умный и жадный, Ловит, истребляет, раскаивается. Природа не терпит алчности, Браконьер.
Природа, Красивая, чистая, Дыши, радуйся, живи. Я восхищаюсь твоей добротой, Родная! (и другие).
VII. Выставление работ, обсуждение. Оценка работы обучающихся на уроке.