«Рекомендации по развитию связной речи у детей с нарушением слуха»
Рекомендации по развитию связной речи у детей с нарушением слуха
Чтение книг
Данный вид работы проводится на четвёртом году обучения.
Этапы работы
Предварительная работа.
1) Отработка речевого материала к каждому новому тексту (слова и обороты, незнакомые детям) на занятиях по чтению:
- рассматривание картинок;
- демонстрация действий по картинкам;
- рассматривание новых предметов и игрушек, манипуляция с ними;
- чтение отдельных предложений, состоящих из только что узнанных слов и словосочетаний;
- демонстрация действий по написанным предложениям (текстам) или выполнение заданий;
- дополнение предложений и словосочетаний по картинкам;
- речевые игры;
- лото.
2) На одном занятии давать не более трёх новых слов. Слова должны входить в состав предложений.
3) Предварительную работу проводить в течение нескольких занятий.
Первое занятие.
Чтение текста (сказки, рассказа, стихотворения)
У каждого ребёнка книга ( лист бумаги) с текстом.
Если работа проводится со стихотворением, то его текст вывешивается на доске - он написан на плакате.
На занятии читается весь текст.
1) Чтение каждой фразы вместе с педагогом хором (предложение читать до точки).
2) Показ прочитанного текста (1-2предложения) на картинке или демонстрация действия.
3) Чтение следующих предложений. Работа по той же схеме.
Можно провести демонстрацию действия, показать действие на реальных предметах, слепить, нарисовать.
Второе занятие.
Работа над содержанием ( вновь чтение текста).
Ответы на вопросы по содержанию:
- про кого сказка;
- устанавливается ход событий;
- вопросы-выводы: «Почему? Зачем? Что случилось?» и т.п.
Третье занятие.
Драматизация текста:
1) Чтение законченных смысловых отрывков и демонстрация описанного события.
2) Нахождение в тексте предложения о демонстрируемом действии.
Четвёртое занятие.
Беседа по содержанию текста (проводить по типу второго занятия).
Пятое занятие.
Пересказ (стихотворный текст не пересказывается).
1) Чтение по своим книгам самостоятельно (один раз).
2) Пересказ по картинкам (текст закрыт). Рассказывание по очереди.
Шестое занятие.
Рисование по тексту.
1) Рисование по желанию (любой сюжет).
2) Подпись рисунка (делает сам ребёнок). Одна, две и более фраз.
Седьмое занятие.
Просмотр мультфильма, презентации (если имеется).
Восьмое занятие.
Коллективная драматизация по ролям.
Необходимо в течение всего времени обучения развивать и закреплять навык понимания письменной речи, используя сначала облегчённые специально составленные тексты, затем адаптированные литературные тексты. Можно предлагать детям читать описательные тексты и тексты -диалоги.
Тексты следует сопровождать рисунками, изображающими условия, в которых эти события начинают развёртываться.
Фразы диалогов должны быть понятны детям на основе того, что они имели в своём личном речевом опыте, полученным до чтения по книге.
Чтение диалогов должно протекать с распределением между детьми соответствующих ролей: один спрашивает, другой отвечает или один даёт задание, другие исполняют и сообщают о выполнении.
Например: рассказ «В саду»
Сад. Папа, Вова. Тома
-Папа, там яблоки.
-Папа там груши.
-Тома, собери яблоки
-Вова собери груши
Тома собирает яблоки.
Вова собирает груши
-Папа, вот груши.
-Папа, вот яблоки
« В саду» ( заглавие)
Тома Вова
Папа, там яблоки. Папа, там груши..
Картинки можно предоставлять детям как раскраски. Можно составить книжку-самоделку из раскрасок или рисунков детей.