Актуальность проблемы формирования мотивации достижения успеха у подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


Актуальность проблемы формирования мотивации достижения успеха у подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Устинова Н.В.(педагог-психолог)
Одна из самых болезненных проблем, переживаемых российским обществом - потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизация нации...
Трудно нашим детям! Как им защититься от СМИ, от лавины фильмов ужасов и насилия, от порнографических иллюстраций на страницах периодических изданий? Малыши играют в пьяных и наркоманов, киллеры стали «героями» для наших детей.
Сможет ли молодое поколение устоять от желания «поймать кайф» от алкогольного или наркотического опьянения? Если взрослые не могут остановить эту лавину, то где взять силы маленькому человеку, подростку, вступившему на тернистый жизненный путь?
Как помочь нашим детям, которые могут стать или созидателями, или разрушителями будущего?
Может ли эффективно существовать и развиваться общество, не определившись для кого и во имя чего?
Какие ориентиры и идеалы должны стать духовными образцами?
На основные этих проблем были выявлены следующие задачи способствующие формированию уровня мотивации достижения успеха:
1 Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома и социального приюта, обладают сниженным уровнем сформированности мотивации достижения успеха, преимущественно экстернальной позицией субъективного контроля, указывающей на неспособность к регуляции поведения при неуспехе, что и приводит к отказу либо от цели, либо от самого процесса достижения.
2. Главным средством формирования и развития мотивационной сферы личности подростка является активная, значимая для него деятельность, которая складывается в процессе командной работы на основе модели формирования мотивации достижения успеха.
3 Реализация коррекционно-развивающих занятий позволит сформировать у подростков, воспитывающихся вне семьи, более высокий уровень мотивации достижения успеха.
4 Результаты командной работы над социально значимой проблемой, осознанные подростками как реальный успех, которого они достигли своими собственными усилиями, способствуют созданию опыта успешного поведения и экстраполяции его в самостоятельную жизнь.
Большая часть молодых людей, испытав горесть первых неудач и поражений в столкновении с самой жизнью, потеряли веру и возможность разумного, оптимального, успешного решения возникших перед ними проблем.
Многие молодые люди, уже не рассчитывают на предоставление им условий для нормального развития и полноценной жизни в столь сложный и противоречивый период реформ и перемен, далеких от завершения, в обозримом будущем.
Сложившийся кризис физического и морально-психологического состояния подрастающего поколения на фоне все ухудшающейся демографической ситуации в обществе, влечет за собой деградацию его генофонда, снижение нравственного и интеллектуального потенциала и, естественно, снижение роли молодежи как социального ресурса в целом.
Всё выше перечисленное способствует усилению духовного кризиса молодежи, главенство идеологии материального накопительства, эгоизма, приспособленчества, асоциального поведения, т.ж. отсутствие благоприятных условий для активного участия молодежных организаций, молодежи в общественной жизни страны.
Молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без веры и надежды на будущее.
Каждый, кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого-педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития, чем их сверстники; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилие и т. д. Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребенка.
К тому же воспитание вне семьи обедняет личность, затрудняет самореализацию, обусловливая, прежде всего поиск поддержки у окружающих. Многие личностные проблемы лишенных родительского попечительства подростков (негативизм, лень, иждивенчество, неуверенность в себе) связаны с неразвитой структурой мотивов: мотивы слабо дифференцированы, слабо осознаются и принимаются. Можно предположить, что самым «слабым звеном» личности, воспитанной вне семьи, является мотивационный аспект.
Особое значение приобретает осознанная психолого-педагогическая работа, которая способствует развитию мотивационного аспекта личности подростка, воспитывающегося без попечения родителей.
В условиях центра реабилитации возможностью компенсации последствий материнской депривации является успешная самостоятельная деятельность, залогом которой выступает развитая мотивация достижения успеха.
Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения; и процесс её теоретического осмысления далек от завершения.
Российский психолог В.Вилюнас определил мотивацию как «совокупность психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности».
В житейском понимании мотивация - это то, что объясняет, почему индивид предпочитает совершать одно, а не другое.
Одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие, является мотивация достижения. Под мотивацией достижения успеха мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение какой-либо деятельности и которая проявляется в стремлении подростка прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в той области, которую он считает значимой.
В качестве, деятельности достижения может восприниматься интеллектуальная, трудовая, спортивная деятельность, а также деятельность, направленная на приобретение каких-либо социальных умений или помощь другим.
Дети с сохранным интеллектом наиболее психологически тяжело переносят ситуацию воспитания в социальных центрах. Они хорошо «усвоили» стереотип; присутствующий в окружающем социуме, что «из них ничего хорошего не выйдет», и их будущее развивается в соответствии с эффектом «само - реализующегося - пророчества». Они избегают неудачи, а не стремятся достичь успеха.
Именно мотивация достижения успеха является чрезвычайно важною для детей и подростков, достижение успеха отчасти компенсирует неудовлетворенность, вызванную недостатком близких личностно-значимых отношений с взрослыми людьми.
Освоение подростками, лишенными родительского попечительства, мотивации достижения успеха готовит их к успешной жизнедеятельности, успешному труду, способствует развитию личности, само - актуализации в непростой, даже жесткой среде, в которой им необходимо найти свое место. Для этого им необходимо приобрести опыт принятия собственных решений в значимом для себя и важном для других деле, в котором за ними закрепляется ведущая роль, а за взрослыми — роль партнеров.
Итак, актуальность, проблемы формирования мотивации достижения успеха у подростков, лишенных родительского попечительства, обусловлена:
во-первых, недостаточной изученностью мотивации достижения успеха у подростков, воспитывающегося без попечения родителей,
во-вторых, задачами оптимизации процесса личностного становления детей «группы риска», т.к. используемые модели их воспитания в большинстве своем остаются неэффективными.
Проводя психолого-педагогическую деятельность в центре социальной реабилитации детей и подростков, было разработано несколько циклов занятий с учётом индивидуальных особенностей подростков.
Цель этих занятий способствовать формированию процесса самовоспитания и саморазвития личности подростков на мотивацию достижения успеха. Осознание необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
В работе с подростками были использованы различные психологические методы и техники такие как:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,
- сказкотерапия,
-фототерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
Все эти методы, как по отдельности, так и в совокупности способствовали осознанию подростками своей целостности, значимости, решение застоявшихся проблем и страхов перед будущим, осознание собственного Я.
Учитывая все эти факторы, циклы коррекционно-развивающих занятий состояли из трёх блоков:
Блок I
Цель. Развитие коммуникативных навыков «Среди людей» – создание благоприятных условий для работы группы, снятие напряжения, раскрепощение и объединение подростков, формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Воспитанники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
Блок II
Цель. Эмоциональная поддержка «Мои эмоции» – расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
Блок III
Цель. Отработка навыка уверенного поведения «Я смогу, я сделаю» – обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей.
Каждый блок способствовал раскрытию нескольких задач:
Коммуникативная: 
-уметь слушать собеседника, вступать в диалог, договариваться.
- формирование установки на самоанализ.
Познавательная : 
-развивать умения делать на основе наблюдений самостоятельные выводы,
-фиксировать их в знаковой и речевой форме.
Регулятивная: 
-формировать способности выделять и проговорить последовательность операций
- научить пошаговому способу достижения цели.
Оптимизация мотивационной сферы у подростков предполагает устойчивость различных психоэмоциональных компонентов, что способствует к повторению и проработки ситуации успеха в других условиях.
В процессе проектной работы у подростков формируется самооценочный механизм волевого контроля за результатами собственной деятельности, осознание степени ответственности за действия, которые они производят, умение брать ответственность на себя. Это создает предпосылки развития устойчивых социальных форм поведения. Изменяется механизм адаптации подростков к окружающим реалиям, и эффект изменений будет иметь отложенное положительное действие. Сформированную мотивацию достижения успеха необходимо поддерживать через различные формы подростково - молодежной активности, в которой педагогам-психологам необходимо делегировать подросткам ведущую роль и самоиндентификацию собственного успешного Я.
Этой цели отвечает социальное и культурное проектирование, а также могут использоваться в работе элементы партнерского участия подростков и педагогов-психологов в молодежном мотивационно проектном движении, взаимодействия в процессе освоения востребованных подростками профессиональных навыков, проведение различных тренингов и психокорекционных занятий.
Список литературы:
Программа профилактики отклоняющегося поведения у подростков Лайф скилз интернешнл  (Методические рекомендации Государственного научного центра наркологии. –М.1995 г.
Д.Г.Скотт «Способы разрешения конфликтов.
Л. Анн «Психологический тренинг с подростками»
Л.В. Грачева «Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой»
Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М., 1990
Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.
Шрайнер К. Как снять стресс., 1993
Берн Э. Групповая психотерапия. / Пер. с англ. А.Калмыкова, Е.Калмыковой, В.Калиненко. – М.: Академический Проект, 2000г.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? / Пер. с англ. под ред. Н.Бурыгиной, Р.Кучкаровой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001г.