Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 5 классе на тему В магазине


Занятие: РРС и ФПСР( развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи).
Учитель: Комар Лариса Лифантьевна, сурдопедагог
Класс: 5н, Дмитрий П.
Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.
Тема занятия:В магазине. Дифференциация звуков С-Ц.
Тип занятия: комбинированный.
Время реализации занятия: 40 минут.
Общая дидактическая цель по комбинированному типу: создать условия для усвоения новых знаний и закрепления имеющихся, развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие, совершенствовать произношение с использованием ресурсов ИКТ-технологии.
Задачи по содержанию занятия:
Образовательные:
расширить у обучающегося представление о товарах в магазине;
создать условия для успешной интеграции знаний обучающегося, полученных на уроках русского языка, математики, развития речи, окружающего мира входе коррекционного занятия;пополнять разговорно-обиходный словарь, обогащать словарный запас обучающегося по данной теме, осуществлять поиск существенной информации.
Коррекционно – развивающие:
Создать условия для:
дифференциации звуков (С-Ц).
развития речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи;
коррекции психических функций (памяти, внимания, логического мышления) на основе упражнений в запоминании, воспроизведении звуков согласно профилям, повторении правил орфоэпии;
создания здоровьесберегающего пространства.
Воспитательные:
создавать условия для развития эстетического отношение к труду работников торговли, взаимопониманию;
воспитывать интерес и потребность к самостоятельной устной речи обучающегося.
УУД:
Учебно-организационные умения:
Соблюдать правильную осанку за рабочим местом. Овладевать приемами самоконтроля произношения.
Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе.
Проверять работу по образцу, по результату. соблюдать орфоэпические правила (в знакомых словах самостоятельно). Читать индивидуально и хором; сопряженно с учителем, самостоятельно.
Уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Учебно-интеллектуальные умения:
Сравнивать факты, явления, процессы по наличию или отсутствию признака; по признаку сходства или различия.
Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные понятия, самостоятельно или с помощью учителя подводить их под общее родовое или видовое понятие, уметь привести пример.
Оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений.
Владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения.
Основные методы обучения:
Словесные (беседа, объяснение);
наглядные (демонстрация презентации, табличек, таблиц, аудизаписи бытовых звучаний – в магазине);
практические (работа с раздаточным материалом).
Средства обучения:
Обучающая презентация «В магазине», речевой материал по теме занятия.
Этап занятия Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация
начала занятия Какое у тебя настроение сейчас?
Ты хочешь заниматься?
За каждое правильно выполненное задание, ты можешь положитьовощ или фрукт в тележку.
Надень наушники.
/ У тебя работает аппаратура?/
Говори громко, проговаривай все звуки.
-Ты узнал что-нибудь на слайде? - да, магазины, где я был.
II. Работа над произношением.
Артикуляционная гимнастика
Сенсорное развитие
Формирование речевого дыхания
Развитие фонационного (озвученного) выдоха, зрительного внимания
Слитное произношение
Формирование силы голоса
Дифференциация С-Ц - Послушай, что ты будешь сейчас делать.
1) [Будешь делать гимнастику для речевого аппарата
* «Вкусное варенье»
«Горочка»
2) [Будешь выполнять упражнения для речевого дыхания
*-[-Помни правило:Воздух набирать через нос
Плечи не поднимать

Следить за тем, чтобы щеки не надувались

*3) упражнение – «Шторм в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

[Будем говорить.
2. Пение гласных звуков
-Говори звуки хорошо. Воздух идет теплый.
Следи за палочкой дирижёра. 1) а___ о___ у___ и___ э___
2) Говори слитно, на одном выдохе: аоуиэоуиэауиэао3) Говори громко: АОУИ.
4) Говори тихо: аоуи*
С-Ц
Как свистит воздух, когда выходит из насоса?
- Какой звук мы произносим?
Особенности произнесения
При контроле над произношением звука
С взрослый обращает внимание на положение губ – растянуты в улыбке, языка – за нижними резцами. Посередине языка остается желобок, воздух свободно проходит между зубами. Ребенок ощущает тонкую холодную струю воздуха, направленную вниз, подставляя палец к нижней губе.
-Как скачут кони?
-Какой первый звук мы произносим?
-Особенности произнесения
Как отличаются эти звуки?*
-50165136525
*
2) [-Что будем делать?-Что ты делал?
Соотнеси картинки со словами
*3. Посчитай:
*. Дополни предложения. Вспомни правила орфоэпии –тся, -ться.
- произносим как ЦА
*
Отдохнем, сядь удобнее, закрой глаза и представь, что ты уехал к бабушке Рае
*Послушай звуки и догадайся, о чем мы будем говорить на занятии.
*4. Называние картинок
-Разложи картинки в те магазины, где продают эти товары.
Посудный магазин Продуктовый магазин
Кастрюля колбаса
Блюдце сахар
Хлебница пицца
Мясорубка огурец
-Назови одним словом слова из первого столбика
-Назови слова из второго столбика
-Буду делать гимнастику для речевого аппарата
-Буду выполнять упражнения для речевого дыхания
- Я буду говорить
- Ссссс[С]
-Цок-цок
- Ц
- [Ц] произносится кратко, толчком.
- Я буду читать слоги и слова.
Ста – стакан
Ска – сковорода
Сла – масло
Сме – сметана
Цо – яйцо
Ца – курица
Це – цена
Ец – продавец
- Я говорил слоги и слова.
1 сахарница, 2 сахарницы, три сахарницы, 4 сахарницы, 5 сахарниц, 6 сахарниц
В солонке находится …соль.
В перечнице находится …перец.
В масленке находится …масло.

Слушает аудизапись «В магазине»
- Магазин. Мы будем говорить о магазине
-Посуда
- Продукты
Восприятие неречевых звучаний
Работа над правилами орфоэпии (–тся, -ться) с опорой на таблицы.
Правила орфоэпии
Здоровьесберегающие технологии
ПальмингIII. Работа по теме РРС.
Работа с фразами и предложениями по теме «В магазине». Тема: «В магазине».
- Будем слушать предложения по теме «В магазине».
«Игорь, сходи в магазин и купи пакет сахара, 10 яиц и сметану».
«Хорошо, мама».
«Вот продуктовый магазин».
«Вот сахар, вот сметана. На упаковке яиц нет ценника. Нужно спросить у продавца».
«Ценник внизу на полке».
«Первая касса свободна». «Сколько с меня?». «С вас 120 рублей».
«Вот, пожалуйста». «Ваша сдача. Спасибо за покупку». Пестрый материал - Послушай, повтори:
Двенадцать, семь, существительное, сумма, страница, слагаемое, учительница, улица. Работа на голое ухо Послушай, повтори.
Курица, колбаса, магазин - Посмотри в тележку – ты смог купить много продуктов.
- Что ты делал на занятии?
- Что ты узнал нового?
- Спасибо. Занятие окончено.