Рабочая образовательная программа по развитию речевого слуха и формированию произношения для 12 класса на 2014-2015 учебный год

Казённое образовательное учреждение Воронежской области
«Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
I-II вида для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья”



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы-интерната

Протокол № 1 ___________ Е.В.Кудря __________ И.В.Маликова
от 28.08 2014 г. Приказ №____ от 29.08.2014г.



Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2014г.







Рабочая образовательная программа

по развитию речевого слуха и формированию произношения

для 12 класса

на 2014-2015 учебный год

учителя ВКК Махиной Анны Михайловны











2014г.

Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произношения для 12 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната I-II вида составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. 1-е и 2-е отделение. Развитие слухового восприятия. Обучение произношению. К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, Л.И.Тиранова, И.Г.Багрова и др. М.: «Просвещение» 2006 год.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I
вида. Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. Развитие речевого слуха.
Формирование произносительной стороны речи. Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова,
Л.П.Носкова, И.В.Больших, О.И.Кукушкина, Э.Н.Хотеева, М.Ю.Рау,
Е.П.Кузьмичева и др. М.: «Просвещение» 2003 год.

Работу по формированию произношения и развитию речевого слуха в текущем учебном году следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 года № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».


Цели программы: максимальное использование и развитие слуховых возможностей учащегося для формирования и развития устной речи как средства общения и познания окружающей действительности в условиях усиленного компонента слухоречевой среды, направленного на развитие и коррекцию речевого слуха.


Задачи курса:
– формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух со звукоусиливающей аппаратурой и без неё;
– развитие речевого слуха на основе коррекции и формирования речевого поведения с активным использованием слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;
– развитие и использование слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
– обогащение слуховых представлений об окружающей действительности посредством использования аудиозаписей;
– формирование естественной, фонетически внятной, грамотной, членораздельной, максимально выразительной устной речи как средства коммуникации.

Место курса в учебном плане


Количество учебных часов:
всего – 102 ч;
в неделю – 3 ч.

На проверочные работы отведено 7 часов.
На контрольные работы – 1 час.

Срок реализации рабочей программы один год.




Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации

Начало учебного года

Конец учебного года

Проверка внятности.

Проверка внятности речи.

Проверка ритмико-интонационной структуры речи.
Проверка слуха с ИСА.

Проверка слуха с ИСА.

Проверка слуха без ИСА.

Проверка слуха без ИСА.
Контрольная работа по выполнению программного материала по РРС.




Содержание программы

Данная программа включает 2 блока: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи, которые у слабослышащих 1-2 отделения и глухих детей тесно связаны между собой.

Развитие речевого слуха



В 12 классе продолжается работа по развитию речевого слуха учащихся с ИСА и без аппаратов. Речевой материал для слуховой тренировки используется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их речевого развития и состояния слуха. Речевой материал содержит: материал обиходно-разговорного характера; материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин; тексты. Особое внимание уделяется восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объем текста 25-30 предложений. Речевой материал и тексты предъявляются учащимся сразу на слух. Восприятие речевого материала на слух проходит вне ситуативности.
Для активизации учащихся на занятиях используются различные виды деятельности: выполнение поручений, ответы на вопросы, составление аппликаций, деформированные тексты, восприятию речи по телефону, что способствует уточнению понимания речевого материала предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.

Формирование произношения


Формирование произношения корригируется на основе слухо-зрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему. Наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи: правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.
Планирование работы над произношением осуществляется на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования. При составлении индивидуального плана по формированию произношения учитываются индивидуальные особенности психофизического и слухоречевого развития учащихся.
Особое внимание уделяется дифференциации часто смешиваемых в произношении учащихся звуков:
носовых и ротовых (м-п, м-б, н-т, н-д);
свистящих, шипящих и аффрикатов (с-ш, з-ж, с-ц, ш-ч)
звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ш-ж, в-ф);
слитных и щелевых (ц-с, ч-ш);
слитных и смычных (ц-т, x-т).
Проводится работа по закреплению правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.

У Порядиной Натальи двусторонняя сенсоневральная глухота, общее недоразвитие речи на фоне тугоухости, речь недостаточно внятная, голос крикливый, в словесном ударении допускает ошибки, правила орфоэпии соблюдает частично, навыки самоконтроля речи на низком уровне. Объём импрессивной и экспрессивной речи находится на среднем уровне. Учитывая степень снижения слуха и уровень речевого развития ученицы, основным способом восприятия речевого материала является слухо - зрительный, объём предъявляемого на занятии материала несколько сокращён и адаптирован.

Время занятия делится на две части: в первой проводится работа с учащейся по развитию речевого слуха, во второй – индивидуальная работа над произношением.



Основные требования к умениям учащихся
К концу 12 класса учащаяся должна уметь:

Развитие речевого слуха

Воспринимать на слух речевой материал обиходно-разговорного характера, а также материал, связанный с учебной деятельностью с ИСА на расстоянии 0,1-0,3м, без ИСА – у ушной раковины. Воспринимать материал в любых условиях, близких к естественным, с голоса учителя и товарищей.

Формирование произношения


Говорить внятно, членораздельно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы, тембра. В самостоятельной речи соблюдать нормальный темп. Передавать различные эмоциональные оттенки высказывания. Произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила. Произносить слова слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение. Знать и соблюдать орфоэпические правила. Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.
Методическое обеспечение курса

Учебно - методический комплект для учителя:

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: «Просвещение». 1981.
Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих.– М.: «Просвещение». 1981.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха./Под редакцией В.И.Селиверстова.- М.: «Владос». 2001.
Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: «Просвещение». 1990.
Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников.– М.: «Просвещение». 1993.
Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения и школьников и взрослых. Пособие для логопеда. - М.: «Владос».2001.
Топоров И.К. Основы безопасной жизнедеятельности. Учебник для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – М.: «Просвещение». 2000.
Сорока-Цюпа А.О.Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень./Под ред. Исандерова А.А.2-е изд.-М.: « Просвещение».2010.
Чаймаев В.А., Зинин С.А.Литература. 11 класс общеобразовательных учреждений в 2-х частях.11-е изд.-М.: ООО «Русское слово».Учебник.2012.
Пономарева Н., Корнилова О.А.,Лощилина Т.Е. Биология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.- 2-е изд., перераб.- М., изд. центр «Вентана-Граф», 2008 г.
11. Греков В.Ф.Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений .- М.: «Просвещение».2008.
12. Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. Учебник для 10-11 класса
общеобразовательных учреждений. Российская академия наук. Российская
академия образования. Издательство Просвещения.- М.: «Просвещение».2008.







Календарно-тематическое планирование


п/п
Тема занятия
К-во часов
Дата




по плану
фактически


Обследование на начало учебного года





1
Проверка внятности.
Проверка ритмико-интонационной структуры речи (речевое дыхание, темп речи, словесное ударение, логическое ударение).


1

1.09



2-3
Проверка слуха с ИСА.
Проверка слуха без ИСА.


2
3.09
5.09





Развитие речевого слуха







4
5
Восприятие вопросов по теме «Ах, это лето!».
Восприятие материала по темам:
«Творческий путь И. А. Бунина», «Регионы и страны».
Восприятие текста «Г.Мендель-учёный генетик» глобально, по предложениям.
2
8.09
10.09


6
7
Восприятие материала по теме «Учебная деятельность».

Восприятие материала по темам:
«Творческий путь И. А. Бунина», «Регионы и страны».
Восприятие текста «Г.Мендель – учёный генетик» по предложениям.
2
12.09
15.09


8
9
Восприятие материала по теме «Учебная деятельность».

Восприятие материала по темам: «Судьба и творчество М.Горького», «США. Канада».


Восприяие вопросов к тексту «Г.Мендель-учёный-генетик».

2


17.09
19.09





10
11
Восприятие материала по теме «Человек и транспорт».
Восприятие материала по темам: «Судьба и творчество М.Горького», «США. Канада».


2



12
13
Восприятие материала по теме «Человек и транспорт».

Восприятие материала по темам:
«Простое предложение»,
«Мировая социалистическая система».
Восприятие отрывка драмы М.Горького «На дне» глобально, по предложениям.


2
26.09
29.10


14
15
Восприятие материала по теме «Среда жилого помещения».
Восприятие материала по темам:
«Однородные члены предложения», «США. Канада».
Восприятие отрывка текста «На дне» по предложениям.


2
1.10
3.10


16
17
Восприятие материала по теме «Среда жилого помещения».
Восприятие материала по темам:
«Однородные члены предложения», «Первая мировая война».
Восприятие вопросов к тексту «На дне».

2
6.10
8.10


18
19
Восприятие материала по теме «Электричество в быту».
Восприятие материала по темам: «Обособленные члены предложения», «Латинская Америка».






2

10.10
13.09



20
21
Восприятие материала по теме «Электричество в быту».
Восприятие материала по темам:
«Обособленные члены предложения», «Латинская Америка».
Восприятие текста «Олеся» А. И. Куприна глобально, по предложениям.

2

15.10
17.10


22
23
Восприятие материала по теме «Безопасное пользование компьютером».

Восприятие материала по темам:
«Обособленные члены предложения». «Древний Египет».
Восприятие текста «Олеся» по предложениям.

2
20.10
22.10


24
25
Восприятие материала по теме «Организация работы у компьютера».

Восприятие материала по темам:
«Вводные слова», «Латинская Америка».
Восприятие вопросов к тексту «Олеся».

2
24.10
27.10


26
27
Восприятие материала по теме «Зимние праздники россиян».

Восприятие материала по темам:
«Страны Европы», «Н.С.Гумилёв. Поэзия и судьба».
Восприятие вопросов к тексту «Олеся».
2
29.10
31.10



28
29



Восприятие материала по теме «Зимние праздники россиян».



Восприятие материала по темам:
«Страны Европы», «Н.С.Гумилёв. Поэзия и судьба».






2




10.11
12.11















30-
32

Восприятие материала по теме «Безопасность человека».

Восприятие материала по темам:
«Страны Европы», «Мусульманские страны».


Восприятие текста
«Геополитическое пространство Земли» глобально, по предложениям.



3


14.11
17.11
19.11


33
34
Восприятие материала по теме «Искусство общения».
Восприятие материала по темам:
«Сложное предложение», «Судьба и стихи М.Цветаевой».

Восприятие текста
«Геополитическое пространство Земли» глобально, по предложениям.


2
21.11
24.11


35
36
Восприятие материала по теме «В море информации».
Восприятие материала по темам:
«Сложносочинённое предложение», «Вирусные заболевания».

Восприятие вопросов к тексту «Геополитическое пространство Земли».

2
26.11
28.11


37
38
Восприятие материала по теме «В море информации».
Восприятие материала по темам:
«Сложносочинённое предложение», «Вирусные заболевания».



2
1.12
3.12


39-
41




Восприятие материала по теме «Нравственность и здоровье».


Восприятие материала по темам:
«Сложноподчинённое предложение, «Россия в первой мировой войне».
Восприятие текста «Олимпиады современности» глобально, по предложениям.
3


5.12
8.12
10.12


42
43
Восприятие материала по теме «Личная гигиена и здоровье человека»
Восприятие материала по темам:
«Сложноподчинённое предложение», «Россия в первой мировой войне».
Восприятие вопросов к тексту «Олимпиады современности».

2
12.12
15.12



44
45
Восприятие материала по теме «Я и мой быт».
Восприятие материала по темам:
«Сложноподчинённое предложение», «Октябрь 1917».
«Страны Закавказья».


2
17.12
19.12



46
47
Восприятие материала по теме «Здоровье и факторы риска».
Восприятие материала по темам:
«Бессоюзное предложение»,
«НЭП».

Восприятие текста «Учись управлять собой» глобально, по предложениям.


2
22.12
24.12


48
49
Восприятие материала по теме «Загрязнение окружающей среды».
Восприятие материала по темам:
«Бессоюзное предложение», «Зарубежная Азия».

Ответы на вопросы к тесту «Учись управлять собой».


2
26.12
29.12


50-52

Восприятие. материала по теме «Загрязнение окружающей среды».
Восприятие материала по темам:
«Бессоюзное предложение», «Зарубежная Азия».


3
12.01
14.01
16.01


53
54
Восприятие матер. по теме «Что значит правильное питание».
Восприятие материала по темам:
«Сложные предложения», «СССР-1929-1940г.г.»
Восприятие текста «Природа родного края Руси» глобально, по предложениям.
2
19.01
21.01



55
56
Восприятие материала по теме «Прощай, детство».
Восприятие материала по темам:
«Прямая и косвенная речь», «Великая Отечественная война».
Восприятие текста «Природа родного края Руси» по предложениям.

2
23.01
26.01


57
58
Восприятие материала по теме «Мои планы на будущее».

Восприятие материала по темам:
«Прямая и косвенная речь», «ЮАР».
Восприятие вопросов к тексту «Природа родного края Руси».
2

28.01
30.01


59-
61
Восприятие материала по теме «Мои планы на будущее».

Восприятие материала по темам: «Прямая и косвенная речь», «ЮАР», «Великая Отечественная война».


3
2.02
4.02
6.02


62-
64
Восприятие материала по теме «Семья в современном обществе».
Восприятие материала по темам: «Хромосомы», «Внешняя политика СССР в годы ВОВ».
Восприятие отрывка романа А.Толстого «Пётр Первый», глобально, по предложениям.

3
9.02
11.02
13.02


65
66
Воспр. материала по теме «Семья в современном обществе».
Восприятие материала по темам: «Хромосомы», «Холодная война».
Восприятие романа А.Толстого «Пётр Первый» по предложениям.
2

16.02
18.02


67
68




69-
71
Восприятие материала по теме «Воинская обязанность».


Восприятие материала по теме «Воинская обязанность».

Восприятие материала по темам: «Древний Рим», «Южная Азия».



Восприятие материала по темам: «Древний Рим», «Южная Азия».
Восприятие вопросов к роману А.Толстого «Пётр Первый».

2






3
20.02
23.02




25.02
27.02
2.03


72
73
Восприятие материала по теме «Воинская обязанность».
Восприятие материала по темам: «Роль бактерий в природе», «Южная Азия».


2

4.03
6.03


74
75
Восприятие материала по теме «Основы самозащиты».
Восприятие материала по темам:
«Тропическая Африка», «Микробиология».
Восприятие отрывка романа М.Шолохова «Тихий Дон» глобально, по предложениям.
2

9.03
11.03



76
77
Восприятие материала по теме «Основы самозащиты».
Восприятие материала по темам: «Тропическая Африка», «Микробиология».
Восприятие романа
М. Шолохова «Тихий Дон» по предложениям.

2

13.03
16.03


78
79
Восприятие материала по теме «Основы самозащиты».
Восприятие материала по темам:
«ЮАР», «СССР. Перестройка».
Восприятие вопросов к роману
М. Шолохова «Тихий Дон».

2

18.03
20.03


80-
82
Воспр. материала по теме «Моя любимая школа».
Восприятие материала по темам: «Австралия», «СССР. Перестройка».


3

30.03
1.04
3.04


83-
85
Восприятие материала по теме «Мои учителя, мои наставники».

Восприятие материала по темам:
«Австралия», «Новая Россия».

3
6.04
8.04
10.04


86
87
Восприятие материала по теме «Мои планы на лето».
Восприятие материала по темам:
«Океания», «Новая Россия».
Восприятие текста «Возвращение» глобально, по предложениям.
2

13.04
15.04



88
89
Восприятие материала по теме «Моё будущее».

Восприятие материала по темам: «Океания», «Новый курс России»,
«Великий русский язык».
Восприятие текста «Возвращение» по предложениям.


2

17.04
20.04


90
91
Восприятие материала по теме «Моё будущее».

Восприятие материала по темам: «Океания», «Новый курс России»,
«Великий русский язык».
Восприятие вопросов к тексту «Возвращение».

2
22.04
24.04


92-
94
Восприятие материала по теме «Мы помним павших имена».
Восприятие материала по темам: «Знаки препинания при диалоге», « Наука и культура в современном мире».
Восприятие текста «Случай в разведке» глобально, по предложениям.
3
27.04
29.04
4.05


95-
97
Восприятие материала по теме «Мы помним павших имена».

Восприятие материала по темам: «Знаки препинания при диалоге», « Наука и культура в современном мире».
Восприятие вопросов к тексту «Случай в разведке».

3
6.05
8.05
11.05








Обследование на конец учебного года




98
99

Проверка слуха с ИСА.

2
13.05
15.05


100
Проверка слуха без ИСА.

1
18.05


101
Проверка внятности произношения.

1
20.05


102
Контрольная работа по выполнению программного материала.

1
22.05








13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Л

Произношение звонких согласных в конце слов и перед глухими.
4
26.01, ,28.01,
30.01,2.02


Г
Л-ЛЬ

4
4.02, 6.02,
9.02,11.02



Г-К
Логическое ударение.
5
13.02,16.02,
18.02, 20.02,23.02


Х
В-Ф


3
25.02,27.02,2.03


Ц

Повествовательная интонация.
4
4.03, 6.03
9.03,11.03



Ц-С
Вопросительная интонация.
4
13.03,16.03
18.03,20.03




Ц-Т

Восклицательная интонация.
4
30.03,1.04,
3.04,6.04



Ч




Слитность произношения.


4

8.04,10.04
13.04,15.04






Ч-Ш


Логическое ударение.


4
17.04,20.04,
22.04,24.04



Щ




Работа над темпом речи.

4
27.04,29.04,
1.05,4.05



Ш-Щ
Интонация.
3
6.05,8.05,11.05




Заголовок 215