Спортивная прогулка в дошкольном учреждении, как один из видов прогулки детей старшего дошкольного возраста
Филиппова Валентина Анатольевна,
инструктор по физической культуре,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Метелица» г. Воркуты,
Спортивная прогулка в дошкольном учреждении, как один из видов прогулки детей старшего дошкольного возраста.
Спортивная прогулка – это особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности на спортивную тематику. Цели и задачи спортивной прогулки: укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей.
Прогулки, при правильной организации оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников. Акцент в таких прогулках делается на воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни, формировании физических качеств.
Спортивные прогулки рекомендуется проводить 1 – 2 раза в месяц в первую половину дня, в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность с большой умственной нагрузкой. Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Спортивные прогулки должны быть тщательно продуманы и спланированы. Знакомство с определенным видом спорта начинается с экскурсии или целевой прогулки на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать положительный интерес у детей и желание заниматься данным видом спортом. Следующим этапом приобщения дошкольников к определенному виду спорта предполагает внесение в активную деятельность детей на прогулке спортивного инвентаря. Педагог объясняет правила безопасного использования инвентаря. Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, как данный инвентарь можно использовать по-другому. Например, лыжной палкой можно рисовать на снегу, через лыжи можно перепрыгивать, и т.д. Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи). Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера. Можно пригласить старших воспитанников, которые будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам. Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора, для чего подбираются несколько вариантов игр, заданий, упражнений, при этом учитываются интересы и желания детей.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об Олимпиаде и истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности, рассказать о народных играх, популярных в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Особенно любят ребята сюжетно – ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники могут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др. Структура спортивной прогулки может включать:
- организационный момент или вводную беседу;
- индивидуальную работу по различным направлениям воспитанников;
- спортивные упражнения;
- самостоятельную деятельность детей;
- подвижные и спортивные игры;
- подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Темы прогулок: «Страна волшебных мячей»,
«Футболистами мы будем»,
«Лыжня зовет»,
«День хоккея» и др. Примерное содержание спортивной прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Лыжня зовет»: 1. Предварительная работа. Накануне педагог настраивает детей на то, что ежегодно в нашей стране проводится массовая гонка «Лыжня России» и всегда является большим зимним праздником. Воспитанники нашего учреждения тоже могут принять в ней участие. На прогулке будут проводиться отборочные соревнования и начнется подготовка к этому мероприятию.
2. Организационный момент: Беседа с детьми о том, как можно подготовиться к лыжным соревнованиям, какие навыки для этого нужны. 3. Основная часть: - деление на две подгруппы, смотр строя или выполнение строевых упражнений,
- упражнения по показу детей; упражнение «Кто дальше?», «Кто быстрее развернется»;
- командная эстафета. 4. Заключение: Прохождение дистанции на выносливость вокруг детского сада.
Обсуждение. Дети обмениваются впечатлениями о том, что было необычного на прогулке, и как они еще будут готовиться к соревнованиям.
Список используемой литературы: 1. Белая, К.Ю. Методические рекомендации по организации спортивных прогулок // К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 11. – С. 4 – 17.
2. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика - Синтез, 2000. – 256 с.