Конспект урока Восстание под предводительством Е. Пугачева
Тема: Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
Психолого-педагогическая характеристика класса:
В классе 22 ученика, из них только 3 девочки, остальные мальчики. Большинству ребят тринадцать лет, шестерым уже исполнилось четырнадцать, что, безусловно, оказывает большое значение на их взаимоотношения.
Коллектив класса достиг среднего уровня развития. Большая часть класса на уроках внимательна, проявляет активность в получении знаний, выполняет домашнее задание.
Учебники, тетради, рабочие тетради имеют все.
Ученики с неустойчивым рассеянным вниманием: 3 человека. Средний познавательный уровень имеют: 10 учеников.
Более чем у половины ребят ведущим типом памяти является зрительная.
Объем памяти в основном средний и высокий.
Ребятам нужно стремиться к тому, чтобы научиться решать различные проблемы сообща, вместе.
Исходя из особенностей класса, на уроке более рациональным было использование объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов.
Цель урока: познакомить с событиями крестьянской войны.
Задачи.
Образовательные: установить личность Е. И. Пугачева, хронологические рамки крестьянской войны; выявить основных участников и причины их недовольства; изучить основные хронологические события крестьянской войны и ее итоги.
Развивающие: продолжить развитие монологической речи учащихся, умение сравнивать, сопоставлять факты, анализировать тексты источников и делать выводы, работать с картой.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории; чувство патриотизма; уважительно относиться к точке зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной темой.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
Организационный момент (1мин.)
Сообщение темы (2 мин.)
Проверка дом. задания (8 мин. )
Новая тема (16мин.)
Первичная проверка понимания изученного (5 мин.)
Закрепление новых знаний (8 мин.)
Подведение итогов (3 мин.)
Дом. задание (2 мин.)
План изучения темы.
Причины и начало восстания Пугачева.
Ход крестьянской войны.
Итоги и значение крестьянской войны.
Литература:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России конец 16 – 18 в.
Сурмина О.И., Шильнова Н. И. Открытые уроки истории России.
Пушкин А. С. История Пугачева. Собрание сочинений.
Шишкин В. Я. Емельян Пугачев. Историческое повествование.
Хронос.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация, карта «Россия в 17 в.», портрет Е. И. Пугачева, док. фильм – igr-500.avi, текст источника (Манифест), рабочие тетради.
Ход урока.
№ Деятельность учителя Деятельность учащихся
1
1мин. Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку. Взаимное приветствие учащихся и учителя, психологическая готовность к уроку.
2
2 мин. - Мы продолжаем изучать время правления Екатерина II и сегодня речь пойдет о событиях, вызванных политикой Екатерины, а именно о восстании Пугачева (которое также называют крестьянской войной). Будем узнавать новое, закреплять изученное, работать с картой, историческим источником и др.
Проблемный вопрос – Почему восстание под предводительством Пугачева считают крестьянской войной? Слушают учителя.
3
8 мин. -Вспомним изученное ранее.
Правила работы на уроке (Презентация)
Чтобы высказаться, поднимай руку.
Признавай право каждого иметь свою точку зрения, своё мнение
Обсуждай точки зрения и взгляды, а не людей и личности
Будь краток и не говори лишнего
Изъясняйся не жестами, а словами
Говори, что думаешь, думай, что говоришь.
Часть ребят работают с карточками, остальные отвечают на вопросы учителя.
Какие обстоятельства оказывали влияние на внутреннюю политику Екатерины II?
Какую политику называем - просвещенный абсолютизм?
Назовите основные мероприятия в духе просвещенного абсолютизма?
Докажите, что время правления Екатерины стало «золотым веком» русского дворянства.
Подводя итог сказанному, отметим незавидное положение крестьянства. Налоги росли, наказания ужесточились. Усилилась власть и произвол помещиков. Все это и привело к крестьянской войне, возглавил которую Е. И. Пугачев.
Слушают, читают слайд.
Группа ребят работают с тестами, другие отвечают.
К моменту воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, ощущалась постоянная нехватка денежных средств. Нарастание народного недовольство, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями.
Не было законных прав на престол.
Государственная политика в 18 в., направленная на преобразования наиболее устаревших сторон жизни.
Секуляризация церковных земель, просвещение народа, учреждение дворянского Вольного экономического общества, упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, разрешение создания вольных типографий и др.
В интересах дворянства были осуществлены важные мероприятия: разрешение ссылать крестьян на каторгу, генеральное межевание земли, земли церкви передавались в собственность дворян, «Жалованная грамота дворянству».
4
16 мин. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Как уже было сказано, главной причиной стало усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. И хотя помещик не имел права убить крепостного, это не помешало помещице Московского уезда Салтыковой (Салтычихе) замучить до ста крепостных. За это на нее могло быть наложено лишь церковное покаяние. Крестьян проигрывали в карты, меняли на собак.
Тяжелым было и положение работных людей на мануфактурах (12-15 ч. в сутки, вдалеке от семей).
Правящие круги считали людьми второго сорта представителей нерусских народов. Вся 2 пол. века прошла под знаком захвата их земель русским дворянством.
После разгрома восстания Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону.
Все это вызвало постоянные выступления в различных районах страны, которые в 1773 г. Переросли в крестьянскую войну.
Кто же был участниками войны?
Крепостные крестьяне, казачество, работные люди, нерусские народы.
Просмотр фильма.
- Кто же возглавил восставших?
- За кого он себя выдавал?
- Какие города и крепости захвачены?
Покажите на карте у какой крепости было дано неудачное сражение.
Дальнейшее развитие событий нам расскажет… (осада Оренбурга)
Физкультминутка
Запишите в тетради временные рамки первых 2-х этапов.
После снятия осады с Оренбурга Пугачев отошел на восток, где поредевшею армию пополнили работные люди уральских заводов, которые привезли пушки. После присоединения удмуртов, марийцев и чувашей, армия выросла до 20 тыс. Пугачев повел войско на Казань. Окраины города взяты, а кремль взять не удалось.
Записываем третий этап.
Третий этап 31 июля 1774-12 сентября 1774. Этот этап называют крестьянским (самый массовый по составу участников). Для того, чтобы привлечь крестьян на свою сторону, Пугачев 31июля 1774г. издает манифест, в котором освобождал их от крепостной зависимости и налогов.
Работа с историческим документом. (манифест Пугачева).
Вопросы:
1.Что обещал Пугачев своим сторонникам?
2.Какие меры он предлагал в отношении дворянства?
3.Всех ли дворян он рассматривал как противников?
Для пополнения своего войска устремился на юг. Подошел к Царицыну, но овладеть им не смог и был разгромлен.
12 сентября 1774 г. Пугачев был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в крестьянской войне. Но крестьянские выступления удалось подавить лишь через год.
Пугачева отправили в Москву в клетке; суд приговорил к четвертованию. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены.
Каково значение крестьянской войны? Работа с учебником.
Записывают в тетради число, тему урока и опорные слова.
Учащиеся слушают и смотрят слайды презентации.
Учащиеся смотрят фильм, отвечают на вопросы учителя.
Возглавил Пугачев.
Выдавал за Петра III
Илецк, Татищева крепость, всего 7 крепостей
Показывают на карте
Гарнизон крепости оборонялся с 5 октября 1773года по 23 марта 1774 года. Оборонялись под прикрытием артиллерии. Пугачев произвел 2 штурма, окончившиеся неудачей. Осажденному гарнизону в помощь были посланы войска, но в бою у Юзеевой потерпели поражение. Зимой в Оренбурге начался голод. Вскоре правительство направило значительные силы против повстанцев. После поражения повстанцев у Татищевой осада Оренбурга была снята.
Дети встают и выполняют упражнения.
Дети смотрят на слайд и записывают в тетради.
Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы.
Пугачев обещал жаловать землями, пользоваться рыбной ловлей, покосами, пашней , лесом, дать денег.
В отношении дворянства поступать так: если есть имущество лошади, оружие привозите царю; другие пожитки раздавайте армейским людям.
Противниками он считал тех дворян, которые не будут повиноваться.
Учащиеся работают с учебником и называют значение: ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства, народов Поволжья, казачества, но заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса.
5
15 мин. Предлагаю решить кроссворд (на листочках на каждой парте). Первые три человека сдают. Отгадывают кроссворд. Называют ответы.
6
8 мин. Вспомним наш проблемный вопрос - Почему восстание под предводительством Пугачева считают крестьянской войной?
Выполняем задания из рабочей тетради. Стр. 67 зад. №2, №3 под а. (Выбрать причины крестьянской войны; заштриховать район, охваченный войной). Крестьянской называют потому, что в своей основе участниками были крестьяне, их положение и привело к войне. Войной потому, что был большой масштаб действий, достаточно длительно проходила.
Выполняют задания из рабочей тетради.
7
3 мин. О чем шла речь на уроке? Что запомнили?
У А. С. Пушкина есть замечательное произведение «Капитанская дочка», посвященная этим историческим событиям. Я предлагаю вам познакомиться с этим произведением.
Выставление оценок. Речь шла о крестьянской войне, которую возглавил Е. И. Пугачев.
Причинами было бесправное положение крестьян, усиление власти и произвола помещиков.
Можно выделить 3 этапа. Восстание было подавлено, Пугачев и его соратники казнены. Ничего не изменилось в положении крестьянства, но заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса.
8
2 мин. Дом. задание - на слайде, запишите в дневник. Это параграф 25, задание в рабочей тетради № 3 под б и №4 Записывают дом. задание в дневник.
Данный урок- изучение нового материала, поэтому ведущим этап урока был основной, проходил где просматривали новую тему и закрепляли полученные знания.
Это второй урок в данном разделе, на предыдущем уроке изучалась внутренняя политика Екатерины 2. Во всем курсе это 27 урок.
Спецификой является то, что на основе крестьянской войны прослеживается положение различных слоев общества при Екатерине 2.
Т.к. в классе у учащихся преобладает зрительная память, на уроке был использован наглядный материал: мультимедийная презентация, текст манифеста, кроссворд. Во время проверки домашнего задания, часть ребят работали самостоятельно ( те, что испытывают трудности при устном опросе).
Цель и задачи, поставленные перед уроком достигнуты и реализованы.
На мой взгляд данный урок был результативным. Все, что намечено получилось. Атмосфера была доброжелательной, ребята ушли довольные.
Урок получился интересным познавательным. Материал был изложен в доступной для ребят форме. Использование различных материалов позволило получить знания соответствующие программе, развивать умения навыки работы на уроке.
В дальнейшем, нужно продолжать работать в направлении активной созидательной деятельности. Побуждать учащихся к творческому, абстрактному и критическому мышлению.
Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты: 100% выполнение плана урока.