Общий комплекс артикуляционной гимнастики

Общий комплекс артикуляционной гимнастики
Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).
Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик языка у нижних резцов.
Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать зубы на два счета и медленно разжать их на счет «три»).
Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).
Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.
Поднимание и опускание бровей.
Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо глаз в отдельности от другого не закрывается, то не закрывающееся веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают.
Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.
Нюхательное движение. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы; носогубные складки резко выражаются.
Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание через нос.
Произнесение ряда гласными требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а и т. д.
Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
Вытягивание губ вперед трубочкой.
Чередование положения губ: в улыбке трубочкой.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 510. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов.
Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопатой»:языку придается плоская широкая форма так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 510. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то: а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;
б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);
в) нараспев тянуть звук и.
Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в улыбке.
Рот открыт. Губы растянуты оскал. Высовывание языка наружу «иголочкой» («жалом»): языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Если это движение долго не удается, то: сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («жалом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался
Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.





Второй комплекс
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Упражнение 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и продолжительное время дуть на ватный шарик (лежащий на столе перед ребенком), загоняя его между кубиками.
1) Необходимо следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2) Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, что бы воздушная струя была прерывистой.
Упражнение 2. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
При выполнении упражнения:
нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
язык должен быть широким, края его касаются уголков рта;
похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следите, чтобы ребенок не задерживал при этом дыхание. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ко рту ребенка ватку или полоску бумаги и, если упражнение выполняется правильно, она будет отклоняться. Это упражнение способствует также выработке направленной воздушной струи.
Упражнение 3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить " широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пятидесяти. Следите, чтобы:
губы не растягивались в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;
не подворачивалась нижняя губа;
язык не высовывался далеко он должен только накрывать нижнюю губу;
боковые края языка касались углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение 4. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Следите, чтобы:
нижняя губа не натягивалась на нижние зубы;
не надувались щеки;
дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение 5. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Следите, чтобы при выполнении упражнения:
губы были неподвижны, находились в положении улыбки;
кончик языка, двигаясь из стороны в сторону, должен находиться у десен, а не скользить по верхнему краю зубов. При движении снизу вверх кончик языка должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.
Упражнение 6. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.


Третий комплекс
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения шипящих звуков.
Вначале необходимо выполнить упражнения 2, 3 второго комплекса.
Упражнение 1. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу верхними зубами.
При этом необходимо следить, чтобы:
работал только язык нижняя челюсть должна быть неподвижна;
рот открывать не шире, чем на 1,52 см;
если нижняя челюсть участвует в выполнении движений, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот);
выполнять упражнение в медленном темпе. Упражнение 2. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка его ножку, поэтому такое упражнение называется «грибок».) При этом необходимо:
следить, чтобы губы были в положении улыбки;
боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно ни одна половина не должна опускаться;
при повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение 3 . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить " широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пятидесяти. Следите, чтобы:
губы не растягивались в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;
не подворачивалась нижняя губа;
язык не высовывался далеко он должен только накрывать нижнюю губу;
боковые края языка касались углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение 4. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая языком движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Выполняя упражнение, следует:
следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем);
язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Упражнение 5. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
При выполнении упражнения необходимо следить,
чтобы:
при открывании рта губы были неподвижны;
рот открывался и закрывался и удерживался в каждом положении под счет от трех до десяти;
при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Упражнение 6. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
При выполнении упражнения следить, чтобы:
1) нижняя челюсть была неподвижной;
боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык;
нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Четвертый комплекс
Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л.
Для произношения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
Упражнение 1 Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
При выполнении упражнения:
нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
язык должен быть широким, края его касаются уголков рта;
похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следите, чтобы ребенок не задерживал при этом дыхание. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ко рту ребенка ватку или полоску бумаги и, если упражнение выполняется правильно, она будет отклоняться. Это упражнение способствует также выработке направленной воздушной струи.
Упражнение 2. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить " широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пятидесяти. Следите, чтобы:
губы не растягивались в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;
не подворачивалась нижняя губа;
язык не высовывался далеко он должен только накрывать нижнюю губу;
боковые края языка касались углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение 3. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
При этом нужно следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Упражнение 4. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
При выполнении упражнения следить, чтобы:
язык был широким и не сужался;
движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону;
язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение 5. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык на верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 46 раз.
При этом следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение 6. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
При выполнении упражнения важно следующее:
1) упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее;
нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык;
если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению;
4)следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком,
а не чмокал. Упражнение 7. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
При выполнении упражнения следите, чтобы:
нижняя челюсть и губы были неподвижны упражнение выполняет только язык;
кончик языка не загибался внутрь;
кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Пятый комплекс
Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р.
Упражнение 1. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
При выполнении упражнения необходимо, чтобы:
губы улыбались, верхние и нижние зубы были видны;
кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов;
нижняя челюсть была неподвижна; работает только язык.
Упражнение 2. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
При выполнении упражнения следите, чтобы:
губы и нижняя челюсть были неподвижны;
кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Упражнение 3.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Следите, чтобы:
нижняя губа не натягивалась на нижние зубы;
не надувались щеки;
дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение 4. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
При выполнении упражнения важно следующее:
1) упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее;
нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык;
если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению;
4)следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком,
а не чмокал.
Упражнение 5. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить " широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пятидесяти. Следите, чтобы:
губы не растягивались в сильную улыбку, чтобы не было напряжения;
не подворачивалась нижняя губа;
язык не высовывался далеко он должен только накрывать нижнюю губу;
боковые края языка касались углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение 6. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
При выполнении упражнения следить, чтобы:
язык был широким и не сужался;
движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону;
язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение 7. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно ускорить темп.
При выполнении упражнения:
рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна работает только язык;
следите, чтобы звук д носил характер четкого удара, не был хлюпающим;
кончик языка не должен подворачиваться;
звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.