Текст на тему Отчет по проведению артикуляционной гимнастики в рамках «Дня здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Отчет по проведению артикуляционной гимнастики
в рамках «Дня здоровья»
-12001511557000
-105156031559500
Шачкова Ольга Сергеевна
70231058229500-52324017970500учитель – логопед
2017 г.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, продолжительность 5-7 минут (в утреннее время, на фронтальных и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях).
Взрослый контролирует правильность выполнения движений каждым ребенком.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. Гимнастика проводится эмоционально, в игровой форме. Для этого применяются стихотворения или символы - картинки.
Чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю элементы биоэнергопластики (содружественное взаимодействие руки и языка) Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Например:
- «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак;
- «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему;
- «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»;
-«Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх;
-«Горка»- согнутая ладонь опущена и другие.
27876516129000
-351282031623000
4356105397500
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Картинки-символы используются мною, как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти упражнения ребенок должен повторить данные перед зеркалом дома.
Также интерес детей вызывают образы и символы артикуляционных упражнений в электронном варианте.
Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий, сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы, изготовлены и используются «артикуляционные кубики».
14160535941000246507040068500
-63690515303500
2221230152209500Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическое пособие «Язычок», который одевается на руку взрослого и ребенка. Играя с язычком, ребёнок узнаёт, что у язычка есть кончик, спинка, корешок.. Знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок. произношения, исследования звуков.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, для поддержания интереса ребенка, рекомендую родителям нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
«Воздушный поцелуй»
Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.
«Хомячок»
Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.
«Полоскание горла, рта»
Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.
«Зубная фея»
Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки.
«Облизывание тарелок»
Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Арах».
«Рыбалка»
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая "ааа". Выполнять нужно быстро и чётко.
«Вкусное варенье»
Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступно ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.
Используемые формы и приемы помогают поддерживать интерес детей и способствуют положительной динамике развития артикуляционной моторики дошкольников.