Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ Автономное существование человека в природных условиях

Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ "Автономное существование человека в природных условиях"
Тема урока: «Вода-источник жизни».
Преподаватель-организатор ОБЖ
Иванова Галина Михайловна
Цель: закрепить полученные знания и умения, сформировать первичные навыки выживания в природной среде, способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях. Подготовить учащихся к автономному существованию в природных условиях.
Ход урока
Вводная часть
 Изложение сюжета: «Случилось непредвиденное. Группа ребят, отправившаяся в поход, заблудилась, но им повезло они нашли домик лесника. Переночевать есть где, продукты питания в сохранности, но вот одна проблема: поблизости нет воды»
Учащиеся должны определить тему урока, проблему и найти выход из создавшейся ситуации.
Основная часть
Учащиеся определяют тему урока, проблему и приходят к общему мнению, что необходимо искать источник воды. К этому их подталкивает учитель, задавая наводящие вопросы:
1.Сколько времени человек может продержаться без воды?
2. Как уменьшить водопотери организма?
3. Как температура окружающей среды и интенсивность работы влияют на водопотери организма?
Ученики предлагают направиться на поиски воды.
Происходит повторение материала «Ориентирование на местности и выход к населённому пункту». Учащиеся перечисляют способы ориентирования на местности:
1. Компас, карта;
2. По местным признакам: муравейник, годичные кольца на срубленных деревьях, по мху и лишайникам, по большому скоплению смолы на южной стороне хвойного дерева и т.д.
3. Ориентирование по Полярной звезде;
4. Определение сторон горизонта по Луне;
5. Определение сторон света с помощь часов;
6. Ориентирование по Солнцу.
Ребята предлагают разбиться на группы: одна остаётся в домике лесника, а другая, более сильная, отправляется на поиски воды.
Учитель задаёт наводящие вопросы:
В случае опасности, как группы смогут связаться друг с другом?
По каким приметам можно судить о наличии источника воды?
Как поступить, если вы услышите гул летящего вертолёта?
Учащиеся демонстрируют способы подачи сигналов бедствия:
Выйти на открытый участок местности, чтобы было их видно;
Использовать зеркало, фольгу от конфет;
Яркий материал развесить на ветках деревьев или разложить на земле;
Разжигание сигнальных костров;
Использование специальных знаков международной кодовой таблицы символов.
Если попытки найти источник воды не увенчались успехом, учитель задаёт вопрос, как вы поступите?
Учитель подводит ребят к практической части урока. Предлагает полиэтиленовую плёнку и нитки, консервную банку, уголь, камушки, ткань.
Ученики изготавливают простейшие средства добывания воды:
Можно полиэтиленовую плёнку завязать на ветке дерева и таким образом собирать воду - это простейший конденсатор влаги.
Учитель спрашивает, как можно использовать оставшиеся подручные средства
Учащиеся изготавливают фильтр для очистки воды, он может пригодиться, если вода есть, но она не очищенная.
Делая вывод о способах добычи воды, учитель подводит учеников к перечислению способов добычи и очистки воды.
Способы добычи питьевой воды:
1.Замораживание
2.Фильтрация
3. Отстаивание
4. Кипячение
5. Изготовление дистиллятора влаги
6. Изготовление конденсатора влаги.
Заключительная часть
Подвести итог занятия. Указать на допущенные ошибки. Отметить ребят, которые показали хорошие знания во время проведения практического занятия. Указать моменты, на которые необходимо еще раз обратить внимание. Объявить оценки и прокомментировать их. Обратить внимание ребят на то, что они должны самостоятельно совершенствовать свои знания и умения.

Заголовок 115