Прощание с азбукой.(сценарий праздника в 1 классе)
ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
ХОД ПРАЗДНИКА
Ученик 1.Смех и слезы, радость и печаль За полгода довелось нам испытать. Но стараний наших нам не жаль –Книги нам легко теперь читать!Ученик 3.Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли!Ученик 4.Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.Ученик 5.Тем, кто любит приключенья, Мы откроем свой секрет.Дети (хором).Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет!Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего вы врете?" Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал? Нафаня. Это я, Нафаня (НЕ ПОКАЗЫВАЕТСЯ)
Учитель (задумчиво). Нафаня... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит.} Ты из какого класса, мальчик?Нафаня. Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учитьсяне собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за пятьмесяцев узнали - читать, писать научились!Нафаня. Ну уж, писать! Какая проблема-то - ставь себе закорючки и дело с концом!А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает - ни в какой книжкевашей не прочтешь!Учитель.Сказки - это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгахнаписано, твоя бабуся не знает.Нафаня. Неправда, Давай поспорим, что знает - и я знаю!Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет илигероя, а ты отгадывай.Нафаня. Давай, называй.
Игра "Угадай сказку"
Нафаня (естественно, проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обиделиребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.}Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился Ну,пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодняпоследнее путешествие по страницам "Азбуки".Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Кот Баюн, сзади тащится Леший. Кот (обращаясь к Лешему}. Ну чё ты за нами увязался? Без тебя разберемся.Леший. Да что вы разберетесь? Ничего вы не можете! Только метлой махать далюдей пугать россказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушкана курьих ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый затрапезныймальчонка ее вокруг пальца обвести может. А про Кота-то и вовсе толком никто незнает. Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё вы сюды поперлись-то?Баба Яга. Уйди, окаянный! Мы за твои слова на тебя в обиде Я за своего внучка самапостою.Леший. Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.) Кот (обращается к детям). Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню?Учитель. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздникпроводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целаясвора ребят дурачком назвала!Учитель. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто вашНафаня игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.Баба Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала.Кот. Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.Учитель. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаняучиться не хочет.Баба Яга (грустно). Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он всеотлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.Учитель. А наши ребята уже научились. И сегодня мы с "Азбукой" прощаемся.Кстати, она должна была подойти. Где же она?Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках записка.Нафаня. Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает.Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая сэтим облезлым котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть голову-тополомают, читаючи. Да передай - коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вотмы и увидим, кто умнее. (Передает записку.)Баба Яга. Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тутнаписано. Ваша волшебница Азбука у меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы всетакие умные ответьте на загадку:Тридцать три родные сестрицы, Писаные красавицы, В одном городе живут И повсюду славятся. Кто это или что это?Дети. Буквы.Баба Яга. И еще. Всех их вы должны знать по именам.Учитель. С этим заданием мы легко справимся. Правда, ребята? О чем эта загадка?Ребята рассказывают алфавит. Появляется Леший.На плакатах: Леший. Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущу вашуАзбуку, пока вы не выполните еще одно задание.Баба Яга. Да ладно тебе, Леший, глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо? Кот.Да, чё?Леший. Не чё, а что, простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребятачто-то знают. А ну-ка, становись в три команды! (Ребята строятся.} Так, бабка,хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот, тоже. Это твоя команда,это бабкина, а это моя. Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Азбукапроститься. Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. Составьтеслова из данных слогов:Дети. Лыжи, живот, стрижи жираф( жи – пиши с и)
Дети. Шило, шишка, шина, тишина (ши – пиши с и)Дети. Часы, чаша, чайник, чайка (ча – пиши с а)
Леший. На какие правила эти слова?Дети отвечают.Учитель. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так,Леший?Леший. Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Приведу я вам вашуАзбуку. (Уходит.)Учитель. А пока мы ждем, давайте споем. (Песня о школе)Входят Леший и Азбука.Леший. Вот ваша Азбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула, порядок навела.Азбука. Да, это я умею. Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Хочу проверитьваши знания, проводить из страны Азбуки в страну Литературы. А порядок я люблюнаводить с моими подопечными буквами.Учитель. Да-да, мы с ними уже повстречались. Азбука. А вы знаете, чторассказывают буквы? Учитель. Ребята-то знают, а вот наши гости...Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, и чаво они там бают? Нафаня, поди сюды, сейчас тебе, может,и расскажут.Дети читают стихотворение С. Погореловского "Что рассказывают буквы". Ученик 6.В Азбуке у Нади, точно на параде, Гласные, согласные - стояли буквы разные, Но не вместе в строчке, а поодиночке.Ученик 7.Говорить они пытались: и жужжали, и шептались, Но о чем - пойми попробуй:Буква М мычит коровой, Буква А сказала: "А?" - Что ты хочешь, буква А? Но в ответ мне буква А Снова спрашивает: "А?"Ученик 8.Вот еще досада!Что им, буквам, надо?!Но когда в тетрадиВстретились у НадиБуква А и буква М,Все понятно стало всем.Ученик 9.Буквы рядом ровно, прямо Встали честь по чести И сказали дружно: "МАМА!" Вот что значит - вместе!Ученик 10.И теперь у нашей Нади Разговор идет в тетради:В каждом слове - там и тут –Буквы дружные живут.
Нафаня. Я понял, бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри,что получается! (Показывает.}Кот. И чего это у тебя там получается?Баба Яга. Да ведь это БАБА! Ой, солнышко ты мое! Умница!(Радостно гладит по голове Нафаню.)
Частушки:
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,Но не для потехи.Мы сегодня рапортуемПро свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых,И у всех счастливый вид,Ведь сегодня мы досрочноИзучили алфавит!
Ученик 3.
Разбудите меня ночью,В самой серединочке,Расскажу вам алфавитБез одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим,И все больше с каждым днем.Мы не просто их читаем –Эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче,Как машинка, я строчу.Я любую вашу книжкуОдним махом "проглочу"!
Ученик 6.
Мы простимся с Азбукой,И рукой помашем,И спасибо десять разДружно хором скажем!
Азбука.Неизвестно, как случилось,Только буква заблудилась -Заскочила в чей-то домИ хозяйничает в нем.Но едва туда вошла буква-озорница,Очень странные дела начали твориться.Дети, поставьте буквы на свои места. 1Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.2. остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.3.вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
4.куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:"Там ползет зеленый лук С длинными усами".5.Не учил уроки
А играл в футбол, От того в тетрадке Появился гол.Дети находят ошибки и исправляют их. Азбука. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеетесоставлять слова, хорошо поете и играете.
Вручение дипломов.Учитель. А сейчас пришло время познакомиться с другой книгой - помощницей вобучении. А чтобы узнать как она называется разгадаем кроссворд.
Нафаня. Кроссворд? А чё это такое?Леший. Ну сколько можно повторять - не чё, а что! Ты же в школе находишься.Здесь учат красиво и правильно говорить.Нафаня. Слышал. Я так не умею.Леший. Да ты попробуй, все получится! Попробуй вместе с ребятами загадкиразгадать.Кот. Это что, загадки?Леший. Знаешь, как мозги тренируют?Нафаня. Попробуем.
Учитель:Должен он пораньше встать, Чтоб за партой не зевать.Чтоб проверить, всё ль в порядке,В сумке ль книжки и тетрадки, А вопрос такой возник:Кто же это? (ученик) Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель)
Белый камешек растаял
На доске следы остави (мел)
. В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки Что угодно для души. (пенал)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит
А называется (Алфавит)
Бумага есть,
Перо есть,
Да без них писать не будешь.(чернила)
Учитель раздает детям новые учебники.Азбука. Теперь вы отправитесь в страну Литературию, а поведет вас тудакнига «Литературное чтение».Нафаня (тихо плачет). И-и-и!Яга Баба. Что с тобой, внучек?Кот. Кто тебя обидел?Леший. Чую, он не поэтому плачет.Нафаня. Я-я-я тоже хочу такую книжку-у-у!Леший. Но ее дают только тем, кто уже умеет читать, а ты ведь не умеешь?!Баба Яга. Научится он, научится! Кот. Я и сам его учить буду, я ведь от природы ученый, хотя некоторые тут иобидными словами бросались. А про меня еще сам Александр Сергеевич Пушкинписал. Ребята, вы знаете, кто такой Александр Сергеевич Пушкин?Дети отвечают. Кот. А может, вы знаете, что он обо мне написал:"У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит,Налево - сказки говорит..."
Девочка.
Буквы, слоги и загадкиВ доброй Азбуке живут.По ступенькам, постепенноК миру сказок нас ведут.
Мальчик.
Мы теперь читаем сами,Знаем слоги и слова.Скажем Азбуке: "Спасибо!" –Расставаться нам пора!
Девочка.
Нам она свои страницы открывала,Обучая, развлекая, веселя.Знаний нужных нам дала немало!И теперь мы – лучшие друзья!
Мальчик.
Мы хотим сказать тебе "спасибо!"Мы тебя за все благодарим!Говорим тебе мы: "До свиданья!""Здравствуй", – новой книге говорим!
До свидания! До свидания!А на следующий годНаша Азбука научитТех, кто в первый класс придет!
Азбука. Прощайте, ребята! Желаю вам интересных встреч и открытий на страницахкниг!
Детей поздравляют родители, учителя, администрация школы.