Программа учебной дисциплины Электротехника и электроника по специальности СПО Металловедение и термическая обработка металлов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУЛЕБАКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено
и одобрено на заседании
комиссии общепрофессиональных дисциплин по специальности
150408
протокол №_____от ___________
председатель цикловой комиссии_______
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
.___________О.А Маскаева
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
2014г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 150408 «Металловедение и термическая обработка металлов»
Разработал: зав.отделением ГБОУ СПО «КМК» ВахромоваТ.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1
1.1.Область применения программы
4
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной программы
4
1.3.Цель и задачи учебной дисциплины-требования к результатам
освоения учебной дисциплины
4
1.4.Перечень формируемых компетенций
4
1.5.Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины (по ФГОС)
5
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
2.1.Обьём учебной дисциплины и виды учебной работы
6
2.2. Примерный тематический план и содержание дисциплины
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
13
3.1.Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
13
3.2.Информационное обеспечение обучения
13
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Электротехника и электроника
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «КМК» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по специальности СПО
150408 «Металловедение и термическая обработка металлов»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии сварщик;
- в профессиональной подготовке работников в области металлургического производства;
-в дополнительном обучении рабочим профессиям.
Рабочая программа составлена для очной, заочной, а так же для дополнительного профессионального образования.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной программы
Относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3.Цель и задачи учебной дисциплины-требования к результатам
освоения учебной дисциплины
Базавая часть
В результате освоения дисциплины студент должен
Уметь:
пользоваться измерительными приборами;
производить проверку электронных и электрических элементов;
производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем
Знать:
методы расчёта и измерения основных параметров электрических, магнитных
и электронных цепей;
компоненты электронных устройств и электрических машин;
методы электрических измерений;
устройство и принцип действия электрических машин
Вариативная часть –не предусмотрена
1.4.Перечень формируемых компетенций
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности
150408 «Металловедение и термическая обработка металлов»
Специалист должен обладать общими компетенциями ,включающими в себя способность :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Специалист по термической обработке металлов должен
обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Разрабатывать технологический процесс термической и
химико-термической обработки металлов на основе информации
нормативно-справочной документации.
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства
по термической и химико-термической обработке металлов.
ПК 1.4. Осуществлять эксплуатацию и обслуживание основного и
вспомогательного оборудования термического производства.
ПК 1.6. Принимать участие в выполнении опытных технологических
процессов термической обработки металлов.
ПК 2.4. Выполнять контроль качества деталей и изделий после
термической обработки.
ПК 3.3. Определять основные структурные составляющие металлов.
Проводить металлографическую оценку и контроль макро- и
микроструктуры металлов.
ПК 4.4. Рассчитывать технико-экономические показатели
производственной деятельности термического подразделения.
ПК 4.5. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда и
промышленной безопасности термического подразделения.
1.5.Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины (по ФГОС)
Максимальная учебная нагрузка студента 195 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 130 час;
- самостоятельная работа студента 65 час;
-практических занятий и лабораторных работ 36 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Обьём учебной дисциплины ОП.03.Электротехника и электроника
и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
1955
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
130
18 заочн.
В том числе:
лекции
94
6 заочн.
лабораторные работы
36
контрольные работы
2
Самостоятельная работа студента (всего)
62
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по
заданным темам, написание рефератов, эссе и пр.письменных работ)
62
подготовка к промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в форме контрольных работ
Итоговая аттестация в форме экзамена в 4 семестре
2.2. Примерный тематический план и содержание дисциплины
ОП.03. Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Основные задачи, содержания и взаимосвязь дисциплины: «Электротехника и электроника» с другими дисциплинами. Применение дисциплины: «Электротехника и электроника» в отраслях народного хозяйства. Значение электротехнической подготовки для освоения новой техники.
1
1
Раздел 1.
Электротехника
135
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
1
Электрическое поле
Электрическое поле и его основные характеристики. Закон Кулона. Напряженность, потенциал и электрическое напряжение. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля.
/
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Проводники в электрическом поле
Диэлектрик как среда электрического поля. Диэлектрическая проницаемость.
Краткие сведения о различных электроизоляционных материалов и их практическое использование.
2
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
10
Электрические цепи постоянного тока
Общие сведения об электрических цепях. Электрический ток, его определение, сила тока, плотность тока. Электрическое сопротивление и проводимость. Законы Ома. Зависимость сопротивления провода от температуры. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Потеря напряжения в линиях электропередач. Закон Кирхгофа. Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов. Режим работы источников питания.
2
Лабораторные работы:
1. Изучение соединений резисторов и проверка законов Ома и Кирхгофа.
2. Определение потерь напряжения и мощности в проводах линии электропередач.
4
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Проводниковые материалы
Понятие о расчете сложных цепей
Нелинейные электрические цепи
Решения задач на смешанное соединение сопротивлений
8
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
6
Электромагнетизм
Общие сведения о магнитном поле. Электромагнитная сила, магнитная индукция и магнитный поток. Правило левой руки. Взаимодействие параллельных проводов с токами. Абсолютная магнитная проницаемость среды. Магнитное поле катушки с током. Закон Ома для магнитной цепи. Напряженность магнитного поля, магнитное напряжение и магнитодвижущаяся сила. Закон полного тока. Ферромагнитные вещества и их намагничивание. Явление магнитного гистерезиса. Применение ферромагнитных материалов. Электромагниты. Явление электромагнитной индукции. Правило правой руки, закон Ленца. Вихревые токи. Индуктивность катушки. ЭДС самоиндукции
I
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую.
Энергия магнитного поля.
Взаимная индуктивность.
4
Тема 1.4.
Электрические измерения
Содержание учебного материала
4
Общие сведения об электрических измерения в электроизмерительных приборах. Погрешности электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов и классы точности. Измерения тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Магнитоэлектрический, электромагнитный, электродинамический измерительные механизмы. Измерения электрического сопротивления с помощью амперметра и вольтметра. Омметр, мегаОмметр.
1
Лабораторные работы:
1.Проверка измерительного прибора по образцовому прибору.
2.Измерение сопротивления различными методами
4
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Использование цифровых приборов для измерения различных величин.
Решение задач по определению погрешности приборов.
Мост сопротивлений
6
Тема 1.5.
Однофазные электрические цепи переменного тока
Содержание учебного материала
11
Основные понятия и определения переменного тока. Принцип действия генератора переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Многополюсные генераторы. Фаза, начальная фаза, сдвиг фаз. Действующие значения синусоидальных величин. Особенности цепей переменного тока. Цепь с активным сопротивлением. Цепь с индуктивностью. Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. Цепь с емкостью. Цепь с активным сопротивлением и емкостью. Колебательный контур. Неразветвленная цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью. Резонанс напряжений. Разветвленная цепь с активно-индуктивным сопротивлениями и емкостью. Резонанс токов.
3
Лабораторные работы:
1.Получение резонанса напряжений
2.Получение резонанса токов
4
Практические занятия
*
Контрольные работы: Обязательная контрольная работа №1 «Однофазные электрические цепи переменного тока»
*1
Самостоятельная работа обучающихся:
Неразветвленная и разветвленная цепи с активным сопротивлениями и индуктивностями.
Коэффициент мощности
Активная и реактивная энергии
Решение задач на резонансы напряжений и токов.
4
Тема 1.6.
Трехфазные электрические цепи переменного тока
Содержание учебного материала
8
Общие сведения о трехфазных электрических цепях. Трехфазные системы переменного тока. Соединения обмоток генератора звездой. Соединение обмоток генератора треугольником. Соединение электроприемников энергии звездой и треугольником.
2
Лабораторные работы:
Исследование трехфазной цепи, присоединение электроприемников энергии звездой
Исследование трехфазной цепи при соединении электроприемников энергии треугольником.
4
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Мощность трехфазной цепи при симметричной нагрузке
Мощность трехфазного тока при несимметричной нагрузке
Решение задач на соединение потребителей звездой и треугольником.
4
Тема 1.7.
Трансформаторы
Содержание учебного материала
4
Назначение трансформаторов и их классификация. Вклад русских электротехников Н.Н. Яблочкова, И.О. Доливо-Добровольского создании и использовании трансформаторов. Однофазный трансформатор. Его устройства и принципы действия. Режимы работы трансформатора. Потеря энергии и КПД трансформатора. Понятия о трехфазных трансформаторах.
2
Лабораторные работы:
1. Исследование режимов работы однофазного трансформатора.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Измерительный трансформатор напряжения.
Измерительный трансформатор тока.
Автотрансформаторы.
Трансформаторы для сварки электродугой
4
Тема 1.8.
Электрические машины переменного тока.
Содержание учебного материала
6
Электрические машины переменного тока, их назначения и классификация. Устройства трехфазного асинхронного электродвигателя. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных асинхронных электродвигателях. Принцип работы трехфазного асинхронного электродвигателя. Частота вращения магнитного поля статора и ротора. Вращающий момент трехфазного асинхронного электродвигателя. Механические характеристики. Пуск в ход и регулирование частотного вращения трехфазных асинхронных электродвигателей, потери энергии и КПД трехфазного асинхронного электродвигателя. Рабочие характеристики асинхронных электродвигателей. Однофазный асинхронный электродвигатель.
2
Лабораторные работы:
1. Испытание трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Область применения асинхронных электродвигателей.
Синхронный генератор с независимым возбуждением.
Синхронный генератор самовозбуждения.
Синхронный электродвигатель.
4
Тема 1.9.
Электрические машины постоянного тока
Содержание учебного материала
6
Устройство машины постоянного тока. Принцип действия генератора и электродвигателя постоянного тока. ЭДС обмотки якоря, электромагнитный момент и мощность машин постоянного тока. Реакция якоря и коммутация. Генераторы с независимым возбуждением и с самовозбуждением. Типы генераторов с самовозбуждением. Характеристики генератора с независимым возбуждением. Общие сведения об электродвигателях постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока. Мощности и моменты электродвигателя с параллельным возбуждением. Рабочие и механическая характеристики электродвигателя с параллельным возбуждением.
2
Лабораторные работы:
испытание генератора постоянного тока с независимым возбуждением и снятие его характеристик.
испытание электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
4
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Характеристики генераторов с самовозбуждением..
Рабочие характеристики электродвигателя с последовательным возбуждением.
Пуск в ход, регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока и их реверсирование.
4
Тема 1.10.
Электрические и магнитные элементы автоматики.
Содержание учебного материала
2
Общие сведения об автоматике, автоматических системах, автоматизации автоматических процессов. Элементы автоматики, их классификация по назначению, по принципу действия. Параметрические преобразователи. Резистивные, индуктивные, емкостные преобразователи. Генераторные преобразователи: термоэлектрические, пьезоэлектрические, трансформаторные, тахогенераторы.
3
Лабораторные работы:
1. Изучение устройства и определение опытным путем срабатывания и отпускания электромагнитного реле.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Исполнительные элементы: приводные электромагниты, исполнительные электродвигатели.
Электромеханические промежуточные элементы автоматики: электромеханические контактные реле, контакторы, электромагнитные усилители.
2
Тема 1.11.
Основы электропривода.
Содержание учебного материала
2
Понятие об электроприводе. Нагревание и охлаждение электродвигателей. Режимы работы электродвигателей. Общее условие выбора электродвигателей по мощности. Выбор мощности электродвигателей при продолжительном кратковременном, повторно-кратковременном режимах работы.
3
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Кнопочные пускатели.
Предохранители.
Автоматические выключатели.
Магнитные пускатели.
2
Тема 1.12.
Передача и распределение электрической энергии. Схемы электроснабжения электрической энергией.
Содержание учебного материала
2
Простейшие схемы электроснабжения промышленных предприятий. Схемы осветительных электросетей. Элементы устройства электрических сетей. Воздушные линии, кабельные линии, трансформаторные подстанции. Выбор проводов и кабелей.
3
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Выбор сечения проводов и кабелей по допустимой потере напряжения.
Электроснабжение промышленных предприятий и зданий электроэнергией.
Защитное заземление в электроустановках.
Защита от статического электричества.
Контроль электроизоляции.
Классификация электростанций.
2
Раздел 2.
Основы электроники
50
Тема 2.1. Электровакуумные лампы, газоразрядные и полупроводниковые приборы.
Содержание учебного материала
7
Электрофизические свойства полупроводников. Электронно-дырочный переход и его свойства. Вольтамперная характеристика. Устройство диода. Выпрямительные диоды. Использование диодов. Биполярные транзисторы, их устройство, три способа включения. Характеристики и параметры транзистора с общим эмиттером. Общие сведения о полевых транзисторах. Тиристоры, структура, их вольтамперная характеристика.
1
Лабораторные работы:
2
1. Снятие входных и выходных характеристик биполярного транзистора с общим эмиттером.
Практические занятия
*
Контрольные работы: Обязательная контрольная работа №1 «Электровакуумные лампы,газоразрядные и полупроводниковые приборы»
*1
Самостоятельная работа обучающихся:
Устройство, принцип действия и применение электровакуумных ламп. Электровакуумный диод. Понятие о многоэлектродных лампах. Маркировка электронных ламп.
Газоразрядные приборы с несамостоятельным дуговым разрядом, с тлеющим разрядом.
· Условные обозначения, маркировка, схемы включения электровакуумных ламп и газоразрядных приборов.
Области применения полупроводниковых приборов.
4
Тема 2.2. Фотоэлектронные приборы.
Содержание учебного материала
4
Фотоэлементы с внешним фотоэффектом. Устройства, принцип действия, основные характеристики ламповых фотоэлементов и фотоэлектронных умножителей. Фотоэлементы с внутренним фотоэффектом. Устройства, принцип действия фоторезисторов, полупроводниковых фотоэлементов, фотодиодов, фототранзисторов, фототеристоров.
1
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Фотоэлектронная эмиссия.
Закон фотоэффекта.
Внутренний фотоэффект.
Области применения фотоэлементов с внешним и внутренним фотоэффектами.
2
Тема 2.3. Электронные выпрямители и стабилизаторы.
Содержание учебного материала
2
Выпрямители, их назначения, классификация. Однофазные и трехфазные принципиальные схемы выпрямления, их принцип действия. Сглаживающие фильтры, их назначения, виды. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначения, простейшие принципиальные схемы, принцип действия.
1
Лабораторные работы:
1. Исследование однофазного двухполупериодного выпрямителя с фильтром.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Управляемый выпрямитель, его назначения, принципиальная схема, принцип действия.
2
Тема 2.4.
Электронные усилители.
Содержание учебного материала
2
Принцип построения каскада усиления. Усилители напряжения. Обратные связи в усилителях. Многокаскадные усилители.
1
Лабораторные работы:
1. Исследование усилительного каскада.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Усилители мощности.
2
Тема 2.5. Электронные генераторы.
Содержание учебного материала
2
Понятие об электронном генераторе. Автогенераторы синусоидальных колебаний типа «LC» и «RC». Условия возникновения не затухающих колебаний в электрической цепи. Генераторы импульсных колебаний( мультивибраторы).
1
Лабораторные работы:
1. Исследования с помощью осциллографа синусоидальных и импульсных напряжений.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Электронный осциллограф, его назначение, структурная схема, принцип действия.
2
Тема 2.6.
Интегральные схемы микроэлектроники.
Содержание учебного материала
2
Понятие о гибридных, толстопленочных и тонкопленочных, полупроводниковых интегральных микросхемах. Технология изготовления микросхем.
2
Лабораторные работы:
*
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Общие сведения об интегральных схемах микроэлектроники.
Применение микросхем.
2
Тема 2.7.
Электронные
устройства автоматики и вычислительной техники.
Содержание учебного материала
2
1 Принцип действия основных логических элементов. Принцип действия электронного реле(триггера).
2
Лабораторные работы:
1. Исследование логических элементов и электронного реле.
2
Практические занятия
*
Контрольные работы: Итоговая контрольная работа.
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Общие сведения об электронных устройствах автоматики и вычислительной техники.
1
Тема 2.8. Микропроцессоры и микро ЭВМ.
Содержание учебного материала
2
Микропроцессоры и микро ЭВМ, их место в структуре средств вычислительной техники.
3
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы:
*
Самостоятельная работа обучающихся:
Применение микропроцессоров и микро ЭВМ для комплексной автоматизации управления производством, в информационно-измерительных системах, в технологическом оборудовании.
1
Всего:
186
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты;
- демонстрационное оборудование;
- макеты электрических машин.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проекционное устройство.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные стенды, включающие в себя блоки по темам «Электрические цепи», «Электромеханика», «Электроника»; мультиметры.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Гальперин М.В. Электротехника и электроника. М.: Форум. 2009г.
Немцов М.В. Электротехника. М.: Феникс.2008г.
Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника. М.: Академия. 2007г.
Данилов И. А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. М.: Высшая школа. 2006г.
Данилов И. А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. М.: Высшая школа. 2006г.
Дополнительные источники:
Электротехника и электроника. Наглядные пособия, таблицы, схемы. Издательство: ЮУрГУ, 2011г.
Шишмарев В.Ю., Электродио-измерения. М.: Академия, 2009г.
Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах. – ГОСТ 2.710-81, действующий документ.
Правила выполнения электрических схем. – ГОСТ 2.702-75, действующий документ
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. (Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)
2. http://ktf.krk.ru/courses/foet/ (Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»)
3. http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/theory.html (Сайт со-держит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)
4. http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)
5. http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
6. http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»)
Перечень методических указаний, разработанных преподавателем
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Электротехника и электроника
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Входной контроль.
В качестве входного контроля для данной дисциплины оптимально использовать анкетирование или тесты по предмету «Электротехника и электроника», т.е. определить и обобщить уровень подготовленности обучающихся к освоению профессиональных знаний, выявить слабые места и пробелы в знаниях, полученных в школе или в техникуме, определить есть ли навыки работы на компьютере. Анкета.
Текущий контроль.
Текущий контроль прослеживается в календарно - тематическом планировании и в поурочном планировании, где в каждой теме определены различные формы опроса (фронтальный, индивидуальный устный, письменный опрос, работа по карточкам, выполнение заданий, решение задач, тестов). В начале курса изучения дисциплины целесообразно использовать фронтальный и письменный опрос для выявления степени усвоения теоретического материала всей группы в целом, а также использования профессиональных терминов . В дальнейшем считаю, что оптимально использовать БРС для определения качества приобретенных навыков и знаний каждого студента по темам. Для этого разработаны варианты заданий по темам.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ.
Критерии оценки знаний и умений студентов.
Проверка и оценка знаний должна носить целенаправленный характер, быть объективной, регулярной и систематической, всесторонней или выборочной ( по отношению к материалу), индивидуальной или фронтальной ( по отношению к проверяемым). Важным является вопрос о том, какие знания должны оцениваться, так как один материал дается в ознакомительном порядке, другой выступает в качестве опорных ( базовых) знаний, который должен сохраняться в памяти надолго. При оценивании студентов необходимо учитывать еще одну особенность: понимание того, что требуется от студентов, происходит не на первых занятиях, а на заключительных. Поэтому на занятиях важен итоговый контроль, осуществляемый в конце изучения соответствующих тем. Поэтому "вес" оценок в начале и в конце крупных тем различен. Оценка выставляется за фактические знания и умения студента, которые показаны в процессе контроля. Снижение отметки производится за погрешности в ответах, которые делятся (условно) на "ошибки", "недочеты" и "мелкие погрешности".
Итоговый контроль
По дисциплине предусмотрена форма контроля – экзамен.
Перечень вопросов для итогового контроля
Введение.
1.Основные задачи, содержания и взаимосвязь дисциплины: «Электротехника и электроника» с другими дисциплинами.
2.Значение электротехнической подготовки для освоения новой техники.
Раздел 1.Электротехника.
Тема №1.1. Электрические цепи постоянного тока.
1.Электрическое поле и его основные характеристики.
2.Закон Кулона.
3. Напряженность, потенциал и электрическое напряжение.
4.Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.
5.Энергия электрического поля.
6.Проводники в электрическом поле.
7.Диэлектрик как среда электрического поля. Диэлектрическая проницаемость.
8.Краткие сведения о различных электроизоляционных материалов и их практическое использование
Тема №1.2. Электрические цепи постоянного тока.
1.Общие сведения об электрических цепях.
2.Электрический ток, его определение, сила тока, плотность тока.
3.Электрическое сопротивление и проводимость.
4.Законы Ома. Зависимость сопротивления провода от температуры.
5.Работа и мощность электрического тока.
6.Закон Джоуля - Ленца. Потеря напряжения в линиях электропередач.
7.Закон Кирхгофа. Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов.
8.Режим работы источников питания.
9.Проводниковые материалы.
10.Понятие о расчете сложных цепей.
11.Нелинейные электрические цепи.
Тема №1.3. Электромагнетизм.
1.Общие сведения о магнитном поле.
2. Электромагнитная сила, магнитная индукция и магнитный поток.
3.Правило левой руки.
4.Взаимодействие параллельных проводов с токами.
5.Абсолютная магнитная проницаемость среды.
6.Магнитное поле катушки с током. Закон Ома для магнитной цепи.
7.Напряженность магнитного поля, магнитное напряжение и магнитодвижущаяся сила.
8.Закон полного тока.
9.Ферромагнитные вещества и их намагничивание.
10.Явление магнитного гистерезиса.
11.Применение ферромагнитных материалов.
12.Электромагниты.
13.Явление электромагнитной индукции.
14.Правило правой руки, закон Ленца. Вихревые токи.
15. Индуктивность катушки. ЭДС самоиндукции.
Тема №1.4. Электрические измерения.
1.Общие сведения об электрических измерения в электроизмерительных приборах. 2.Погрешности электрических измерений.
3. Классификация электроизмерительных приборов и классы точности.
4.Измерения тока и напряжения.
5.Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров.
6. Магнитоэлектрический, электромагнитный, электродинамический измерительные механизмы. 7.Измерения электрического сопротивления с помощью амперметра и вольтметра.
8. Омметр, мегаОмметр.
Тема №1.5. Однофазные электрические цепи переменного тока.
1.Основные понятия и определения переменного тока.
2.Принцип действия генератора переменного тока.
3.Получение синусоидальной ЭДС.
4.Многополюсные генераторы.
5.Фаза, начальная фаза, сдвиг фаз.
6.Действующие значения синусоидальных величин.
7.Особенности цепей переменного тока.
8.Цепь с активным сопротивлением.
9.Цепь с индуктивностью. Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. Цепь с емкостью. Цепь с активным сопротивлением и емкостью.
10. Колебательный контур.
11.Неразветвленная цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью.
12. Резонанс напряжений. Разветвленная цепь с активно-индуктивным сопротивлениями и емкостью. Резонанс токов.
Тема №1.6. Трёхфазные электрические цепи переменного тока.
1.Общие сведения о трёхфазных электрических цепях.
2.Трёхфазные системы переменного тока.
3.Соединения обмоток генератора звездой.
4.Соединение обмоток генератора треугольником.
5.Соединение электроприемников энергии звездой и треугольником.
Тема №1.7. Трансформаторы.
1.Назначение трансформаторов и их классификация.
2.Вклад русских электротехников Н.Н. Яблочкова, И.О. Доливо-Добровольского создании и использовании трансформаторов.
3. Однофазный трансформатор. Его устройства и принципы действия. Режимы работы трансформатора.
4.Потеря энергии и КПД трансформатора.
5.Понятия о трехфазных трансформаторах.
Тема №1.8. Электрические машины переменного тока.
1.Электрические машины переменного тока, их назначения и классификация.
2.Устройства трехфазного асинхронного электродвигателя.
3.Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных асинхронных электродвигателях. Принцип работы трехфазного асинхронного электродвигателя.
4.Частота вращения магнитного поля статора и ротора.
5.Вращающий момент трехфазного асинхронного электродвигателя.
6.Механические характеристики.
7.Пуск в ход и регулирование частотного вращения трехфазных асинхронных электродвигателей, потери энергии и КПД трехфазного асинхронного электродвигателя. 8.Рабочие характеристики асинхронных электродвигателей.
9.Однофазный асинхронный электродвигатель.
Тема №1.9. Электрические машины постоянного тока.
1.Устройство машины постоянного тока.
2.Принцип действия генератора и электродвигателя постоянного тока.
3.ЭДС обмотки якоря, электромагнитный момент и мощность машин постоянного тока.
4.Реакция якоря и коммутация.
5.Генераторы с независимым возбуждением и с самовозбуждением.
6.Типы генераторов с самовозбуждением.
7. Характеристики генератора с независимым возбуждением.
8.Общие сведения об электродвигателях постоянного тока.
9.Потери энергии и КПД машин постоянного тока.
10.Мощности и моменты электродвигателя с параллельным возбуждением.
11.Рабочие и механическая характеристики электродвигателя с параллельным возбуждением.
Тема №1.10. Электрические магнитные элементы автоматики.
1.Общие сведения об автоматике, автоматических системах, автоматизации автоматических процессов.
2.Элементы автоматики, их классификация по назначению, по принципу действия. 3.Параметрические преобразователи.
4.Резистивные, индуктивные, емкостные преобразователи.
5.Генераторные преобразователи: термоэлектрические, пьезоэлектрические, трансформаторные, тахогенераторы.
Тема №1.11. Основы электропривода.
1.Понятие об электроприводе.
2.Нагревание и охлаждение электродвигателей.
3.Режимы работы электродвигателей.
4.Общее условие выбора электродвигателей по мощности.
5.Выбор мощности электродвигателей при продолжительном кратковременном, повторно-кратковременном режимах работы.
Тема №1.12.Передача и распределение электрической энергии. Схемы электроснабжения электрической энергией.
1.Простейшие схемы электроснабжения промышленных предприятий.
2.Схемы осветительных электросетей.
3.Элементы устройства электрических сетей.
4. Воздушные линии, кабельные линии, трансформаторные подстанции.
5. Выбор проводов и кабелей.
Раздел 2. Основы электроники.
Тема №2.1. Электровакуумные лампы, газоразрядные и полупроводниковые приборы.
1.Электрофизические свойства полупроводников.
2.Электронно-дырочный переход и его свойства.
3.Вольтамперная характеристика. Устройство диода.
4.Выпрямительные диоды. Использование диодов.
5. Биполярные транзисторы, их устройство, три способа включения.
6. Характеристики и параметры транзистора с общим эмиттером.
7. Общие сведения о полевых транзисторах.
8. Тиристоры, структура, их вольтамперная характеристика.
Тема №2.2. Фотоэлектронные приборы.
1.Фотоэлементы с внешним фотоэффектом.
2.Устройства, принцип действия, основные характеристики ламповых фотоэлементов и фотоэлектронных умножителей.
3. Фотоэлементы с внутренним фотоэффектом.
4.Устройства, принцип действия фоторезисторов, полупроводниковых фотоэлементов, фотодиодов, фототранзисторов, фототеристоров.
Тема №2.3. Электронные выпрямители и стабилизаторы.
1.Выпрямители, их назначения, классификация.
2.Однофазные и трехфазные принципиальные схемы выпрямления, их принцип действия. 3.Сглаживающие фильтры, их назначения, виды.
4.Стабилизаторы напряжения и тока, их назначения, простейшие принципиальные схемы, принцип действия.
Тема №2.4. Электронные усилители.
1.Принцип построения каскада усиления.
2.Усилители напряжения. Обратные связи в усилителях.
3.Многокаскадные усилители.
Тема №2.5. Электронные генераторы.
1.Понятие об электронном генераторе.
2.Автогенераторы синусоидальных колебаний типа «LC» и «RC».
3.Условия возникновения не затухающих колебаний в электрической цепи.
4.Генераторы импульсных колебаний( мультивибраторы).
Тема №2.6. Интегральные схемы микроэлектроники.
1.Понятие о гибридных, толстопленочных и тонкопленочных, полупроводниковых интегральных микросхемах.
2. Технология изготовления микросхем.
Тема №2.7. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники.
1.Принцип действия основных логических элементов.
2.Принцип действия электронного реле(триггера).
Тема №2.8. Микропроцессоры и микроЭВМ.
1.Микропроцессоры и микро ЭВМ, их место в структуре средств вычислительной техники.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выбирать электрические, электронные
приборы и электрооборудование;
правильно эксплуатировать
электрооборудование и механизмы
передачи движения технологических
машин и аппаратов;
производить расчеты простых
электрических цепей;
рассчитывать параметры различных
электрических цепей и схем;
снимать показания и пользоваться
электроизмерительными приборами и
приспособлениями;
Знания:
классификации электронных приборов,
их устройства и область применения;
методов расчета и измерения основных
параметров электрических цепей;
основных законов электротехники;
основных правил эксплуатации
электрооборудования и методы измерения
электрических величин;
основ теории электрических машин,
принципов работы типовых электрических устройств;
параметров электрических схем и единицы
их измерения;
принципа выбора электрических и
электронных приборов;
принципов составления простых
электрических и электронных цепей;
способов получения, передачи и
использования электрической энергии;
устройства, принципа действия и основные характеристики электротехнических приборов;
основ физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
характеристик и параметров электрических и магнитных полей, параметры различных электрических цепей
Текущий контроль:
- практические занятия;
- лабораторные работы;
- тестирование;
- внеаудиторная самостоятельная работа.
Промежуточный контроль:
- контрольные работы.
Итоговый контроль:
- Экзамен; зачёт
13PAGE 15
13PAGE 14615
"$(*,rt
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·P
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15