Рабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых месторождений
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Электротехника и электроника_________
индекс (название дисциплины)
131003.51 «Бурение нефтяных и газовых скважин (базовой подготовки)»
шифр (название специальности)
НИЖНЕВАРТОВСК
-2014-
РАССМОТРЕНО
На заседании кафедры АЭ и ТО
Протокол заседания
№ 7 от «10» сентября 2014г.
____________М.Б.Тен
УТВЕРЖДЕНО
Председатель Методического совета ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
__________ Г.А. Ахметзянова.
«__» _________ 2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 131003 «Бурение нефтяных и газовых скважин (базовой подготовки)»
Разработчики:
Даценко Оксана Владимировна - преподаватель второй квалификационной категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Согласовано
____________________ Даценко Е.С. ООО «НПРС»-1 начальник ПТО
(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 131003 Бурение нефтяных и газовых скважин (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация и проведение работ в области бурения нефтяных и газовых скважин.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии «Оператор по подземному ремонту скважин», «Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту», «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин», «Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ», «Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ», «Машинист буровой установки», «Машинист буровых установок на нефть и газ», «Оператор по цементажу скважин», «Вышкомонтажник»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника» относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
- основные законы электротехники;
- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках, диэлектриках;
- параметры электрических схем и единицы их измерения;
- принцип выбора электрических и электронных устройств и приборов;
- принцип действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
- способы получения, передачи и использования электрической энергии;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 148 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
148
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
102
в том числе:
лабораторные работы
30
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
46
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Электротехника.
52
Тема 1.1.
Электрическое поле
Содержание
4
1
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Понятие о электрическом поле. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрическое напряжение, потенциал, единицы измерения. Влияние электрического поля на проводники и диэлектрики. Определение и назначение конденсатора, его емкость. Соединение конденсаторов.
1
Тема 1.2.
Электрические цепи постоянного тока.
Содержание
6
1
Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения. Физические основы работы источника электродвижущей силы. Закон Ома для участка и для полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Работа и мощность электрического тока. Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Режимы работы электрической цепи. Виды соединения приемников энергии. Законы Кирхгофа. Методы расчета электрических цепей.
1,2
Лабораторные работы:
8
2
1
2
3
4
Навыки работы с приборами.
Исследование последовательного соединения резисторов.
Исследование параллельного соединения резисторов.
Исследование сложных электрических цепей с использование законов Кирхгофа и Ома.
Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет сложных электрических цепей. Решение индивидуальных задач повышенной сложности
Особенности последовательного, параллельного и смешенного соединения резисторов. Презентация
Нагревание проводов электрическим током. Презентация.
3
Тема 1.3.
Электромагнетизм.
Содержание
4
1
Основные параметры, характеризующие магнитное поле в каждой его точке. Магнитные материалы. Намагничивание циклическое перемагничивание ферромагнитных материалов. Явление гистерезиса. Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока. Воздействие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электромагниты и их применение. Закон Ленца. Понятие о потокосцеплении. Принцип преобразования механической энергии в электрическую, электрической энергии в механическую. Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции явления взаимоиндукции в электрических устройствах. Методы расчета магнитных и электронных цепей.
1,2
Самостоятельная работа обучающихся:
Использование явления электромагнитной индукции в промышленности. Презентация.
3
Тема 1.4.
Электрические цепи однофазного переменного тока.
Содержание
6
1
Переменный синусоидальный ток и его применение. Целесообразность технического использования переменного тока. Параметры и форма представления переменны ЭДС, напряжения, тока и магнитного потока. Получение переменной ЭДС. Особенности электрических процессов в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом. Законы Ома для этих цепей. Векторные диаграммы напряжения и токов. Неразветвленная и разветвленная цепь с активными и реактивными элементами. Условия возникновения и особенности резонанса напряжений и токов. Векторные диаграммы. Активная, реактивная и полная мощности в цепях переменного тока. Коэффициент мощности и способы его повышения.
1,2
Лабораторные работы:
6
2
1
2
3
Исследование неразветвленных цепей переменного тока и построение векторных диаграмм напряжений и токов.
Исследование последовательного соединения активного и реактивного сопротивлений.
Исследование параллельного соединения активного и реактивного сопротивлений.
Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет однофазных электрических цепей переменного тока и посторенние векторных диаграмм. Решение задач повышенной сложности.
Исследование параллельного соединения активного и реактивного сопротивлений. Презентация.
3
Тема 1.5.
Электрические цепи трехфазного переменного тока.
Содержание
6
1
Понятие о трехфазных электрических цепях сравнение их с однофазными. Основные элементы трехфазной системы. Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой» и «треугольником». Соотношение между фазными и линейными величинами. Векторная диаграмма напряжений и токов. Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение. Мощность трехфазной системы.
1,2
Лабораторные работы:
6
2
1
2
3
Исследование фазных и линейных токов и напряжений в трехфазной цепи.
Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой».
Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «треугольником».
Самостоятельная работа обучающихся:
Расчет трехфазных электрических цепей переменного тока при соединении нагрузки «звездой» и «треугольником» Решение задач повышенной сложности.
Особенности соединения нагрузки «звездой» и «треугольником».
3
Тема 1.6.
Электрические измерения и электроизмерительные приборы.
Содержание
6
1
Z°Общие сведения о электрических измерениях и электроизмерительных приборах. Прямы и косвенные измерения. Методы электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Класс точности электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока. Магнитоэлектрический и электромагнитный измерительные механизмы. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности и энергии. Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы. Схемы включения ваттметров. Индукционные счетчики. Измерение электрического сопротивления: методы вольтметра-амперметра, мостовой.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Презентация.
3
Раздел 2.
Электроника.
50
Тема 2.1.
Трансформаторы.
Содержание
6
1
Назначение трансформаторов, их классификация, применение. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Элементы конструкций, основные параметры. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Потери энергии и КПД трансформатора. Понятие о трехфазных трансформаторах, схемы и группы соединения. Понятие о трансформаторах специального назначения (сварочных, измерительных, автотрансформаторах), особенностях конструкций и применения.
1,2
Лабораторные работы:
2
2
1
Нахождение параметров трансформатора.
Самостоятельная работа обучающихся:
Классификация трансформаторов, область их применения. Презентация
3
Тема 2.2.
Электрические машины переменного тока.
Содержание
8
1
Назначение, классификация, принцип действия область применения машин переменного тока. Получение вращающегося электромагнитного поля. Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя. Понятие о скольжении. ЭДС, сопротивление и токи в обмотках статора и ротора. Вращающий момент асинхронного электродвигателя. Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного двигателя. Механическая характеристика. Потеря энергии и КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные электродвигатели их устройство, принцип действия и область применения. Понятие о синхронном электродвигателе.
1
Лабораторные работы:
2
2
1
Исследование параметров машин переменного тока.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сходство и отличие асинхронных и синхронных машин переменного тока, область применения. Презентация.
3
Тема 2.3.
Электрические машины постоянного тока.
Содержание
6
1
Назначение, область применения, устройство и принцип действия машин постоянного тока. Принцип обратимости. ЭДС и реакция якоря. Генераторы постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, внешняя и регулировочная характеристики, эксплуатационные свойства. Электродвигатели постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, механические и рабочие характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. Потеря энергии и КПД машин постоянного тока.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Устройство коллектора, назначение, принцип работы. Реакция якоря. Перзентация.
3
Тема 2.4.
Основы электропривода.
Содержание
4
1
Классификация электроприводов. Классификация режимов работы электропривода. Выбор типа и мощности электродвигателей, применение в электроприводе. Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения. Релейно-контактные системы управления электродвигателями. Аппаратура для управления электроприводом.
1
Тема 2.5.
Передача и распределение электрической энергии.
Содержание
4
1
Современные схемы электроснабжения промышленных предприятий от энергетической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные, кабельные, внутренние. Наиболее распространенные марки проводов и кабелей. Защитное заземление, его назначение и устройство. Способы учета и контроля потребления электроэнергии. Компенсация реактивной мощности. Экономия электроэнергии. Контроль электроизоляции. Выбор сечений проводов и кабелей по допустимому нагреву, с учетом защитных аппаратов по допустимой потере напряжения. Эксплуатация электрических установок.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Передача и распределение электрической энергии. Презентация.
3
Тема 2.6.
Физические основы электроники.
Содержание
6
1
Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-п перехода, прямое и обратное включение р-п перехода, вольтамперная характеристика р-п перехода, виды пробоя. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения. Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, назначение, область применения.
1
Тема 2.7.
Полупроводниковые приборы.
Содержание
6
1
Выпрямительные диоды и стабилитроны: условные обозначения, устройство, принцип действия, вольтамперные характеристики, параметры, маркировка и применение. Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка. Область применения. Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения.
1
Лабораторные работы:
6
2
1
2
3
Определение параметров полупроводникового транзистора по его ВАХ.
Составление простейших схем выпрямителя
Исследование полупроводникового диода
Самостоятельная работа обучающихся:
Стабилитрон, характеристики и применение. Презентация
Основные сведения о выпрямителях: их назначение, классификация. Презентация.
Сглаживающие фильтры, их назначение, виды. Презентация.
Стабилизаторы тока и напряжения, их назначение, принцип действия, коэффициент стабилизации. Презентация.
3
Всего:
102
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехники и электроники»; лаборатории «Электротехники и электроники»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места - 15 столов, 30 стульев;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий плакаты, схемы по темам дисциплины - 30 шт.;
- образцы электрических приборов – 20 шт.;
Оборудование лаборатории «Электротехники и электроники»:
- посадочные места - 8 столов, 16 стульев;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные дидактические пособия по лабораторным работам – 15 шт.;
- специализированное лабораторное оборудование для выполнения лабораторных работ по дисциплине:
Стенд: ТЕЦ-НР
Технические средства обучения:
- доска меловая -1 шт.
- ноутбук -1шт.
- мультимедийный проектор – 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бутырин П.А. Электротехника: Учебник для нач. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 272 с.
2. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: Учебник для студентов сред. профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 256 с.
3. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие для учащихся профессиональных училищ, лицеев и колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 416 с.
Дополнительные источники:
1. Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г, Масленников В.В. Задачник по общей электротехники с основами электроники. – М.: Высшая школа, 2003
2. Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники – М.: Мастерство, 2000. -319 с.
3. Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники – М.: Мастерство, 2001- 754 с.
4. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учеб. для учащ. неэлектротехн. спец. техникумов. – М.: Высшая школа, 1992 - 352 с.
5. Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники: Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2004 - 316 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; собирать электрические схемы; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
- защита лабораторных работ;
- экспертное наблюдение и оценка на лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной дисциплине.
знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; основные законы электротехники; основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; основы физических процессов в проводниках, полупроводниках, диэлектриках; параметры электрических схем и единицы их измерения; принцип выбора электрических и электронных устройств и приборов; принцип действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; способы получения, передачи и использования электрической энергии; устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
- устный опрос;
- выполнение тестовых заданий по темам изучаемой дисциплины;
- дифференцированный зачет.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам рубежного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
80 ч 89
4
хорошо
70 ч 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
Разработчик:
ННТ – филиал ЮГУ
преподаватель
О.В. Даценко
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115