Конспект урока по познанию мира на тему:Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений.
Предмет: Познание мира
Дата: 28 января 2015 г.
Тема урока: Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений.
Цель: формировать знания учащихся сезонных изменениях в природе на жизнь растений.
Задачи: формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе; развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
Организация учебного процесса. Создание атмосферы сотрудничества. Самоопределение к учебной деятельности.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все правильно садимся сразу -
Не отвлекаемся ни разу!
IV. Работа над новым материалом
Сегодня мы узнаем какие изменения происходят в природе в разные времена года и как это влияет на жизнь растений. Давайте вспомним времена года. Но сначала давайте отгадаем загадку.
Загадки: Когда это бывает?
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветви, как рога.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лег на крышах снег.
Правильно, зимой.
-По каким приметам вы узнали это время года? Назовите зимние месяцы.
Дети называют зимние месяцы.
Сезонные изменения в природе которые происходят зимойСолнце низко,холодно, световой день короткий, небо часто покрыто облаками, идёт снег, почва промёрзла, водоёмы скованы льдом, снег покрыл землю.
-Ребята, а что же происходит с растениями зимой?
-Ответы детей.
-Правильно.Зимой растения спят.
Они отдыхают под снежным одеялом.
В конце зимы раскрываются нагретые солнечными лучами шишки ели, сосны, ольхи, из них высыпаются семена.
Давайте вспомним какое время года наступает, после зимы. Чтобы правильно определить, отгадайте загадку:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталины, первая трава. (Весна)
-Что помогло вам узнать это время года?
А сейчас тихонечко, в пол голоса, давайте проговорим весенние месяцы: Март, апрель, май.
Итак сезонные изменения происходящее весной; солнце выше, световой день увеличивается, потепление, идёт дождь, иногда снег, но быстро тает, расстаял снег и сбежал ручьями, водоёмы освободились ото льда,оттаяла почва.
Ребята, что происходит с растениями?
Ответы детей.
Правильно. на ветках деревьев набухают почки, появляются листочки
Молодцы ребята !
Физминутка.
Встаем из-за парт и выполняем упражнения.
Молодцы! Очень хорошо.
Давайте узнаем какое следующее время года. Отгадаем загадку.
Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок —
Не поймешь, где бабочка, где какой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река.
Белые, пушистые в небе облака. (Лето)
- Как догадались, что это лето? Назовите летние месяцы.
Сезонные изменения в природе летом. Солнце высоко
Световой день длинный.Тепло.Небо голубое и высокое.Идет теплый дождь,Вода а водоемах теплая.Прогрелась почва
Летом растительность пышно расцветает, созревают плоды и семена.
Золотые, тихие рощи и сады.
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложится солнышко раньше с каждым днем. (Осень)
-По каким приметам вы узнали это время года? Назови осенние месяцы.
Сезонные изменения в природе Осенью. Солнце ниже .Световой день короче,
Похолодание.Небо часто покрыто облаками, Идет мелкий моросящий дождь, Туманы Вода а водоемах стала холоднее.Температура почвы понизилась. Осенью солнце греет слабее. растительность замирает. В ней появляются бурые тона , часть стеблей и листьев засыхает, желтеет.
Молодцы ребята, а сейчас давайте встанем из-за парт, и сыграем с Вами в игру.
Я называются признаки разных времен года, а вы должны показать движениями к какому времени они относятся. Если летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Тает снег, созревают плоды на деревьях, опадают листья, Птицы возвращаются из теплых краев, метет метель, растут грибы, идет снег. Очень хорошо.
А теперь садимся на свои места, сейчас на рабочих листах найдите задание № 1, подпишите под каждой картинкой время года. А теперь давайте проверим.
Молодцы. Найдите задание № 2. Распредели месяцы по временами года. Соедини стрелочками.
Проверьте. Очень хорошо.
Найдите задание № 3 Определи по рисунку время года и правильно раскрась.
Признаки подготовки растений к зиме:
пожелтение листьев на деревьях, листопад, увядание травы. Эти процессы происходят, потому что количество тепла уменьшается. Растения, увядая, оставляют почку в почве, которая весной даст жизнь новому растению. У многих растений после
созревания появляются семена. Семян бывает очень много и растений новых будет много.
Зимой растения спят. Они отдыхают под снежным одеялом. В конце зимы раскрываются нагретые солнечными лучами шишки ели, сосны, ольхи, из них высыпаются семена.
С приходом весны ясных дней все больше. Солнце сильно пригревает. Начинается бурное таяние снега. Снег уже темный и рыхлый, из-под него вытекают веселые сверкающие водяные струйки. Они соединяются в быстрые ручейки и бегут по полям и лесам. Повсюду журчат эти веселые ручейки и стремительно бегут все дальше и дальше. В лесу много воды.
Хотя еще снег не растаял, а на деревьях уже видны почки. Они постепенно набухают. Из них появляются зеленные листочки. На некоторых деревьях появляются сначала распускаются почки с цветочками, а потом с листочками.
Летом пышно развивается травянистая растительность: зацветают многие луговые и полевые растения.
На открытых местах появляются первые зрелые плоды земляники, созревают и рассеиваются семена тополя и других растений.
Вывод:
У. С чем связаны изменения в мире растений? (с изменением температуры воздуха, с состоянием почвы и водоемов, зависит от положения солнца).
Д. Изменяется погода. И растения приспосабливаются к этим изменениям. Изменения в жизни растений связаны с понижением температуры воздуха, состоянием почвы и водоемов.
А сейчас я хочу узнать понравился ли Вам урок, у Вас у каждого на парте лежат два кружочка, оранжевый и синий.- Если вам было интересно на уроке, возьмите оранжевый кружок.- Если не очень синий.
Спасибо за урок, мне было очень приятно с Вами работать, Вы молодцы.