Конспект интегрированной НОД в старшей группе для детей с ОНР Путешествие в страну сказок

Программное содержание:
Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными средствами музыко- и сказкотерапии.
Развитие произвольного внимания, логического и творческого мышления, артистических способностей.
Снятие психомышечного напряжения средствами релаксации и саморелаксации.
Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
Закреплять умения передавать характер музыки в движениях.
Расширять и обогащать музыкально-слуховой опыт детей, развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание. Способствовать развитию слухового внимания и музыкальной памяти детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение, беседа по содержанию и пересказ сказок: Аксакова С.Т. «Аленький цветочек», Ш.Пьеро «Золушка», Г.Х.Андресена «Снежная Королева»; проведение игр-драматизаций по данным сказкам; проигрывание этюдов, релаксационных комплексов под соответствующую музыку, составление творческих рассказов на тему: «Сочиняем сказочные истории», рисование на тему: «В гостях у Сказки», знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра, разучивание песен: «Верьте в чудеса» (слова Т.Пушковой, муз. Смирновой), «Волшебный цветок» (слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова); разучивание танцев: польки «Добрый жук», эстрадного «Есть друзья».

ОБОРУДОВАНИЕ:
Магнитофон, аудиозаписи: «Таинственный голос»; свеча; детский стульчик, покрытый серебристой тканью; конверт с письмом Снежной королевы; предметные картинки: рояль, скрипка, труба, барабан, литавры, фагот, кларнет, флейта, виолончель, ксилофон; «волшебное» горящее сердечко; музыкальные инструменты: ; светильник «Аленький цветочек»; зонтик для Оле-Лукойе, предметные картинки: Фея, перо Жар-птицы; цветок розы, лазерная указка, пазлы «доброта», цветы подснежники с сюрпризом.
Дети входят в зал.
Логопед Добрый день, ребята! Сегодня не просто добрый, а необыкновенный день, потому что мы с вами совершим путешествие в мир сказок и приключений.
Звучит музыка.
Под музыку ведущий читает текст.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной,
Она приходит не спеша,
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Психолог Ребята, а вы любите сказки? (ответ детей)
Психолог. Назовите свои самые любимые сказки? (ответы детей)
Психолог. Как вы думаете, а чему учат сказки? (ответы детей: учат преодолевать трудности, бороться со злом и быть добрыми, отзывчивыми, честными, храбрыми и т.д.)
Звучит фонограмма таинственного голоса: «Ребята, ваши любимые сказочные персонажи попали в беду. Им срочно требуется помощь!»
Психолог. Ой, что же нам делать? (ответ детей: нам нужно попасть в сказку).
Звучит фонограмма таинственного голоса: «Чтобы в сказку вам попасть, надо сильным, добрым стать, а поможет вам предмет: он волшебный спору нет, от него исходит свет Догадались или нет?» (ответы детей: фонарик, светильник, лампа, звёзды, свеча).
Психолог А вот и наша волшебная свеча. Давайте встанем в круг, зажжем свечу (включается таинственная музыка). Вытянем руки вперёд и почувствуем, как наше тело наполняется теплом и силой. Мы становимся увереннее, мудрее, дружелюбнее, и готовы преодолеть все препятствия (свеча гаснет). Ребята, смотрите, свеча уже не горит, а почему? (ответ детей: потому что всю свою силу она отдала нам). Теперь смело можно отправляться в сказку: Глазки закрываем, в сказку попадаем.

Звучит фонограмма таинственного голоса: «Бам-бара, чуфара, лорики, дорики, пикапо, трикапо, скорики, морики, бумс!!» (во время заклинания входит Золушка и садится на стульчик).

Психолог Ребята, в какую сказку мы попали? (в сказку «Золушка»). А что же случилось с Золушкой, почему она молчит? (ответ детей: Может быть, её заколдовали..)
Психолог: Ребята, посмотрите, а стульчик-то у Золушки покрыт инеем. Похоже её кто-то заморозил. Кто же это может быть? (ответ детей: Наверное, Снежная Королева).
Психолог Тогда нам нужно спасать Золушку.
Психолог из рук Золушки берёт конверт
Психолог читает: Тот кто держит этот конверт в руках сможет помочь Золушке попасть на бал, выполнив задание: Перед вами картинки с изображением музыкальных инструментов. Услышав музыку, вы должны угадать какой музыкальный инструмент звучал, назвать и показать его на картинке (звучит первый инструмент – рояль, дети отгадывают, показывают и называю музыкальный инструмент и к какой группе инструментов он относится – клавишные. (Скрипка – струнные, труба – медно-духовые, барабан – ударные)
Под музыку Золушка оживает.
Золушка: Спасибо, милые ребята! Отгадав названия всех инструментов, вы спасли меня и выручили из огромной беды! Ребята, а где эти музыкальные инструменты могут звучать все вместе: (Дети: в оркестре)? А вы могли бы что-нибудь сыграть в оркестре?
Дети: Да!
Золушка: А можно мне поиграть с вами?
Дети: Конечно, Золушка!
Дети исполняют вальс Штрауса.
Золушка: Ах, какая прекрасная музыка! Мне так захотелось танцевать! Давайте представим, что мы на балу!
Вед. Встаньте дети, встаньте в круг, этот танец «Добрый жук».
Золушка: Очень жалко с вами расставаться, но вам пора в путь Надо помочь всем, кого успела заколдовать Снежная королева. На прощание хочу подарить вам это волшебное сердечко, которое поможет вам в трудную минуту.
Психолог Золушка, очень жалко с тобой расставаться. Хочешь пойти с нами выручать из беды остальных героев, кто попал под чары Снежной королевы?
Золушка. Я очень рада, что вы меня пригласили Спасибо Вам
Психолог Ну, что ж отправляемся дальше Глазки закрываем, в другую сказку попадаем.

Звучит фонограмма таинственного голоса: «Бам-бара, чуфара, лорики, дорики, пикапо, трикапо, скорики, морики, бумс!!»

Звучит музыка, появляется Настенька:
Психолог Открыли глаза Вы догадались, в какую сказку мы попали? (Аленький цветочек).
Вед. Настенька, что у вас произошло? Почему ты такая грустная?
Настенька: Здесь побывала Снежная королева и заморозила это чудный волшебный цветок. Теперь мой сердечный друг погибнет.
Психолог Чем же мы можем помочь Настеньке?
Дети: У нас же есть волшебное сердечко, подаренное Золушкой. Оно-то нам и поможет!!!
Звучит музыка.
Психолог. Ребята, присядьте вокруг сердечка, послушайте как громко оно стучит, закройте глаза и мысленно попросите его о помощи
Появляется Оле-Лукойе (учитель-логопед) с зонтиком.
О.Л. Здравствуйте, ребята!
Вед. Да это же добрый сказочник Оле-Лукойе!
О.Л.: Куда это я попал? (В сказку «Аленький цветочек»)
Странно, а почему же я здесь очутился?
Дети: Это наше волшебное сердце тебя к нам привело.
О.л. А что у вас случилось?
Дети: Нам надо разморозить аленький цветочек, иначе друг Настеньки окажется в беде.
О.Л. Совершенно верно, без помощи доброго волшебника вам не обойтись.. Только я не могу вам помочь, потому что не знаю о чём сказка, в которую попал. Давайте присядем на сказочную полянку, и вы мне расскажите вот о чём:
Кто автор сказки «Аленький цветочек?» (Аксаков)
А почему эта девушка такая грустная? (Это Настенька – она главная героиня сказки «Аленький цветочек»).
Кто был её сердечным другом (Зверь лесной, чудо морское, стралище)?
Как Настенька попала во дворец к Зверю лесному, чуду морскому? (Она надела на палец волшебный золотой перстень и очутилась во дворце).
Почему погибнет Зверь лесной, чудо заморское, если замёрзнет аленький цветочек? (Потому что в аленьком цветочке находится жизнь Зверя лесного, чуда морского ).
О.Л.: История заманчивая!! Тут нужно подумать... А чтобы мне лучше думалось, раскрою-ка я свой волшебный зонтик, ведь именно он помогает мне показывать детям волшебные сны, может быть, и сейчас поможет (раскрывает зонтик, оттуда выпадают картинки ФЕИ и Жар птицы). Раз выпали эти картинки, то я думаю, что Фея и перо Жар птицы помогут Настеньке спасти свой волшебный цветок. Ребята, подумайте и расскажите, как они могут это сделать. Кто готов рассказать? (дети составляют сказки).
Под музыку цветок оживает.
Настенька: Спасибо вам ребята. Спасибо, Оле-Лукойе Вы спасли моего друга, теперь он в безопасности.
О.Л.: А теперь я могу спокойно вернуться в свою сказку.
Вед. Подожди, Оле-Лукойе, не уходи! Послушай песню про аленький цветочек.
Дети исполняют песню «Волшебный цветок».
О.Л. Какая замечательная песня, мне очень понравилась!!! Только мне уже давно пора вернутся в свою сказку.
Психолог.Оле-Лукойе, а мы хотим подарить тебе на память это волшебное сердечко, пусть оно напоминает тебе о нас.
О.Л.: Спасибо вам за такой замечательный подарок. А вам ребята хочу пожелать, чтобы вы и впредь оставались такими же добрыми, отзывчивыми людьми, тогда у вас будет много друзей, и в жизни будет всё получатся так, как вы того захотите!!!! До свидания!!!!
Настенька Да и мне уже пора. А на прощание я дарю вам эту алую розу, она пригодится вам в царстве Снежной Королевы.
Дети: До свидания.
Вед. Ребята, нам пора продолжить наше путешествие. Ой, что-то холодом повеяло, похоже метель разыгралась.
Звук метели.
Вед. Ребята, где же нам укрыться от метели. Давайте – ка, вот здесь переждём!
Танец метелиц.
Психолог Ребята, метель утихла, и смотрите-ка, а вот и царство Снежной Королевы (дети рассматривают его, удивляются) Вам нравится здесь? (ответы детей. Здесь красиво, но очень холодно).
Выходит Снежная Королева.
На заднем плане сидит Кай, играет лазерной указкой.
Сн.Кор. (учитель-логопед) Кто пожаловал в мое царство? Кто нарушил мой покой?
Дети (хором): Это мы – друзья добрых сказочных героев.
Сн.Кор. Вы всё-таки смогли разрушить мои чары, и добрались до меня! Но Кая я все равно не отдам, ему здесь очень нравится, он всем доволен! Разве может не нравиться Северное Сияние, хрустальные переливы льда и снега. Слышите? (раздаётся звон музыкальных треугольников).
Ведущая: Но мы сумеем отогреть ледяное сердце Кая!
Сн. Кор. (надменно смеётся) Попробуйте!
Ведущий: Ребята, давайте, подойдем к Каю и поговорим с ним?
Дети: Здравствуй, Кай!
Кай: Здравствуйте! Кто вы такие?
Дети: Мы твои друзья!
Кай: У меня нет друзей! Я никого не люблю!
Дети: Вспомни, бабушку, Герду... Неужели ты забыл всех, кто тебя так любит? Кай молчит. Кай, а что ты делаешь?
Кай. Пытаюсь выложить слово «вечность».
Вед. Тебе нельзя выкладывать это слово, иначе ты никогда не вспомнишь своих родных. Давайте все вместе выложим слово «доброта»
Выкладывают слово «доброта». Кай продолжает сидеть на стульчике.

Ведущий Ребята, не услышал нас Кай. Что же нам делать? А сейчас мы все подойдём к Каю, дотронемся до него своими тёплыми ладошками и каждый из вас скажет ему доброе ласковое слово.

Этюд «Ласковое слово».(в это время пазлы убираются)
Кай: Ой, что-то кольнуло в груди, и мое сердце забилось Друзья, спасибо, что вы спасли меня
Сн.Кор. И здесь у вас всё получилось! Ну, я вам ещё покажу! Не выпущу вас из своего королевства.
Звучит музыка.
Вьюгой белой закружу, снегом всё запорошу
И в фигуры ледяные я вас мигом превращу!
Снежная Королева пытается заморозить детей.
Вед. Ребята, не бойтесь, у нас же есть чудесная роза!
Дети передают друг другу розу.
Сн.Кор. Я отниму у вас этот цветок. (отнимает цветок, вдыхает аромат) Что со мной? Неужели, моё сердце тает И мне хочется дарить людям радость и добро
Звучит музыка: приближение Весны, меняется панорама заднего плана.
Сн.Кор. Смотрите, в моем королевстве наступает весна: зажурчали ручьи, зазвенела капель, запели птицы
Ведущий Вот видишь, Снежная Королева, какой волшебной силой обладают дружба и доброта. И ребята, знают чудесную песню о дружбе. Хочешь они исполнят ее для тебя

Сн.Кор. Конечно!!!
Дети исполняют песню о дружбе.
Сн. Кор. Ой, я так рада, что у меня появились настоящие друзья!
Дети исполняют танец «Есть друзья».
Сн.кор. Друзья, от вашего тепла в моем королевстве распустились вот эти чудесные весенние цветы – подснежники! Я вас за все благодарю и вам подснежники дарю! А внутри них вас ждет сюрприз!
(С.К. раздаёт детям цветы).
Психолог Спасибо тебе, Снежная Королева! А нам пора отправляться в обратный путь. Глазки закрываем – в детский садик попадаем!
(Сн. Кор. уходит).
Вот мы и в садике! Во время путешествия вы были сильными, дружными, находчивыми, смелыми и добрыми. Так оставайтесь всегда такими!