Методическая разработка внеурочного занятия «Путешествие в страну Здоровье»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Серпухов Московской области
Методическая разработка
внеурочного занятия
во 2 «Б» классе
«Путешествие в страну Здоровье»
Учитель начальных классов
Карева Елена Владимировна
2016г.
Цель:
формирование у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни и необходимости бережного отношения к нему.
Задачи:
расширить основные знания и правила по сохранению и укреплению здоровья;
развивать стремление вести здоровый образ жизни;
выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, а так же чувство товарищества и коллективизма
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи В. Шаинский «Улыбка»,
В. Леонтьев «Гиподинамия»,В.Лебедев-Кумач «Закаляйся», М. Блантер «Футбольный марш», «Россия –чемпионка»,конверты с карточками-заданиями, рисунки, плакаты, костюмы героев, эмблемы настроения, овощи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети по звонку заходят в класс, становятся в круг.
Учитель:
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!», чтобы пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам: «Благости!», чтобы пожелать вам счастья нового.Я спешу сказать вам: «Радости! Удач, успехов и везенья.Всем в этом классе прекраснейшего настроения!»
– Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте. – Поздоровайтесь друг с другом. – А теперь поприветствуем наших гостей, скажем «Здравствуйте!» – Сегодня наше внеклассное занятие пройдёт необычно. Предлагаю начать его с песни В.Шаинского «Улыбка». (Все поют первый куплет и припев песни, выполняя танцевальные упражнения).
Дыхательные упражнения:
«Вырасти большой»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х». Повторить 3 раза.
«Вдох-выдох»: вдох через нос – выдох через рот.
«Дыши носом»: дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом другая ноздря закрывается пальцем)
«Ныряльщик»: сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнув в воду. Досчитать до пяти и вынырнуть, открыть нос и сделать выдох.
Дети рассаживаются на свои места по группам.
2. Постановка цели
– Мы начинаем каждый наш день со слова «здравствуйте», с улыбки. – А вы задумывались, почему так? (Ответы детей). – Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Слово «здравствуй» – это особенное слово, означает не только приветствие, но и пожелание здоровья. Чаще говорите его родным, знакомым, друзьям. Вы почувствуете, как у них улучшается настроение, люди улыбаются. Наше здоровье зависит от состояния здоровьянаших родных, от того, как часто осматривает нас врач, от того, каким воздухом мы дышим, какую воду пьём, но многое зависит от нас самих. – Как вы думаете, почему так? (Ответы детей). – Мы совершим путешествие в «Страну Здоровья», в ходе которого закрепим и расширим знания и правила, которые помогают сохранить и укрепить здоровье (Открывается доска).
Мы умеем думать и рассуждать. Что полезно для здоровья, то и будем выбирать!
3. Работа в группах
(Дорога Движения – зарядка)
А) 3адание: определите заповеди, которым следуют жители этой страны. Возьмите конверт №1 и составьте из слов предложения.
1 группа: Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья.
2 группа: Шутка-минутка, а заряжает на час.
3 группа: Здоровье в порядке – спасибо зарядке. (На доске открываются эти предложения).
– Это пословицы. Как вы их понимаете? (Ответы детей).
Б) Сценка: Сын радостный возвращается из школы и кричит
– Ура! Мама, я сегодня получил пятёрку! – Какой ты у меня молодец, Вовочка! А за что? – Как за что? Три по математике плюс два за поведение.
СМЕХ – это средство преодоления стресса. Смех улучшает дыхание, это прекрасное упражнение для лёгких и сердца, производит массаж органов живота и способствует работе кишечника. Хо-хо-хо – укрепляются мышцы живота, ха-ха-ха – сердце. Хи-хи-хи – улучшается работа головного мозга. Смех полезен для мышц лица, т.к.улыбаясь, человек задействует 15 лицевых мышц, к которым увеличивается приток крови. Кто весел, энергичен – живёт дольше, молодо выглядит. Смех продлевает жизнь на 8 лет, а 5 минут смеха заменяют 40 минут расслабленного отдыха. Если вам грустно, плохое настроение – загляните в наш смехоальбом, улыбнитесь и вы сразу почувствуете себя лучше.
Комплекс упражнений для мимики лица:
Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его.
Нахмуриться (сердитесь), сдвинуть брови – расслабить брови.
Расширить глаза (страх, ужас), – расслабить веки (лень, хочется подремать).
Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).
Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.
Широкая улыбка (рот до ушей) – расслабить щёки и рот.
– А сейчас, ребята, в нашей помощи нуждается почтенного возраста человек. Он выглядит больным и усталым.
4. Сценка
Появляется Старичок, стонет, хромает.
– Как я устал, еле ноги передвигаю, руки ломит, поясница отнимается, грудь сдавило, дышать не могу, одышка замучила. К нему подбегает ученик, усаживает на стул. – Эй, дедушка, как ты дошёл до жизни такой? Наверное, долго смотрел телевизор, физкультурой не занимался? – Ох, хо-хо! Как я устал. А ведь я был красивым и здоровым. И вовсе я не старый. Это Гиподинамия превратила меня в такого. – А кто это, дедушка? – О-о! Гиподинамия – это злая волшебница, которая охотится за теми, кто мало двигается, кто пассивен. Она снижает двигательную активность, нарушает работу органов дыхания, пищеварения, кровообращения.(Звучит песня «Гиподинамия»). – А ну-ка, ребята поможем дедушке. Сделаем зарядку.
«Кто с зарядкой дружит смело,Кто с утра прогонит лень,Будет сильным, и умелым,И весёлым целый день».
– Замечено, что у школьников, систематически занимающихся зарядкой, и успеваемость намного выше. (Дети встают в круг и делают зарядку, проводит ученик).
Комплекс упражнений:
– ходьба с высоким подниманием коленей; – «раз» – руки вперёд, «два» – руки вверх, «три» – руки к плечам, «четыре» – руки на пояс; (потягивания); – руки за головой, закрыты,«раз» «три» – поворот туловища вправо, влево, «два», «четыре» – исходное положение; – приседания; – восстановление дыхания
Старичок (убегает): Спасибо, ребята! Я всё понял. Всегда теперь буду делать зарядку. Помните, ребята, как только вы забудете о физкультуре и спорте, перестанете двигаться, Гиподинамия может заколдовать и вас.
Учитель:Ребята, а кто из вас делает по утрам зарядку? А кто попробует начать с завтрашнего дня? Молодцы! Я тоже стараюсь делать зарядку по утрам, но не всегда удаётся. Я люблю делать зарядку во второй половине дня, когда готовлюсь к школьным занятиям. Сразу чувствую себя лучше, бодрее, силы прибывают.
– Так какое наше первое правило ?Вывод: Утро начинай с зарядки! (Вывешивается на доску).
5. Работа в группах
А) Гора Вредных Советов
– Итак, мы прошли по Дороге Движения – зарядке и добрались до Горы Вредных Советов
Сценка.
В класс заходит грязный ученик Гриша Неумывайкин.
– Здравствуйте, ребятишки, девчонки мальчишки! Я Гриша Неумывайкин, пожаловал к вам из страны Грязландии. Хожу и всем вредные советы раздаю
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.Это глупое занятье не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо, Так зачем же тратить силы, время попусту терять? Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова.
– Мальчик, как тебя зовут?– Я Гриша Неумывайкин. А что? – Выскажите своё мнение об этих советах. Воспользуетесь вы ими? – Ребята, кто бы из вас хотел подружиться с Гришей? – А что вы посоветуете Грише?
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.А нечистым трубочистам стыд и срам!
Дети! Мойте чаще ваши руки и лицо. Всё равно какой водою: кипячёной, ключевой, Из реки, иль из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днём – перед каждою едою, после сна и перед сном! Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда! И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Учитель: Послушай, Гриша, как наши ребята дружат с водой.
1 ученик:
По утрам и вечерам Открываю в ванной кран. Я воды не пожалею, Уши вымою и шею. Пусть течёт водица – Я хочу умыться.
2 ученик:
Посильнее кран открылаИ взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась –Смыла с рук и пыль и грязь.
3 ученик:
Полотенчиком махровым,Чистым, новым Вытру плечи, шею –Чувствую себя бодрее!
4 ученик:
Чищу зубы пастой мятной,Ароматной и приятной. Щёткой действую умело,Зубы будут очень белы.
5 ученик:
Утром я едва проснусь –Сразу в душе обольюсь. На весёлый летний дождьДуш немножечко похож. Он поёт, журчит, звенит –Веселит он и бодрит. И ленивый, сладкий сон Струйками прогонит он!
Учитель: Поднимите руку, кто сегодня умывался, чистил зубы? А кто принимал душ? А есть такие ребята, которым захотелось попробовать принимать душ? Когда ты начнёшь?Я принимаю душ вечером, перед сном. Попробуйте умываться тёплой водой, делая её всё более прохладной. Полезно перед сном мыть ноги – смоете пот и грязь, будете крепче спать.
Гриша: Я буду дружить с водой, мылом, расчёской. Иду умываться! (Звучит песня «Закаляйся»)
Учитель: Какое наше второе правило?
Вывод: Дружи с водой! Закаляйся! (На доску)
Б) Витаминная поляна
Мы успешно преодолели Гору Вредных Советов, искупались в чистом озере Гигиена. Пора нам и перекусить. А вот и Витаминная Поляна
Дети загадывают друг другу загадки.
1 группа:
Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста,Если я ... (капуста)
2 группа:
Хвост зелёный,Красная головка, Это остроносая ... (морковка)
3 группа:
Захотелось плакать вдруг Слёзы лить заставил ... (лук)
– Что общего во всех наших отгадках? (Это овощи). – А каково значение овощей в жизни человека? (Овощи – копилка витаминов, от латинского слова «вита» – жизнь, жизненно необходим. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей).В каждой группе у нас есть витамины. Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться, Чтоб расти и развиваться, И при этом не болеть, Нужно правильно питатьсяС самых юных лет уметь. Витамины – просто чудо!Столько радости несут: Все болезни и простудыПеред ними упадут.Вот поэтому всегдаДля нашего здоровья Полноценная еда –Важнейшее условие.
1 группа:Витамин А.
Помни истину простую:Лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую Или сок морковный пьёт.
– Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке. (Показ рисунка).
Сделаем гимнастику для глаз: (вверх – вниз, вправо – влево, нарисовать кружок, треугольник, квадрат, горизонтальную восьмёрку).2 группа:Витамин В.
Очень важно спозаранкуСъесть за завтраком овсянку.
– Витамин В делает человека добрым, сильным, укрепляет сердце, нервную систему. Он есть в чёрном хлебе, грецких орехах.
3 группа: Витамин ДРыбий жир всего полезней, Хоть противный – надо пить,Он спасает от болезней – Без болезней лучше жить!
– Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.
1 группа: Витамин С.
От простуды и ангиныПомогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон,Хоть и очень кислый он!
– Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, во всех ягодах и фруктах.
Все Витамины хором:
Азбуку здоровьяНужно крепко знать И в жизни эти знанияПовсюду применять.
– Ребята, кушайте ежедневно 5 различных фруктов. Это продлит жизнь на 2 года, а 30 гр. орехов – на 3 года. Детям 7-8 лет надо съедать в день 500-600 г.овощей и фруктов.
Игра (определить на ощупь закрытыми глазами, какой это овощ, дети достают из мешочка).
– Какое третье наше правило?
Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты.
Совет: когда готовите пищу, положите в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
7. Время отдыха
– Вот мы подкрепились, настало время и отдохнуть, одеяла и подушки ждут ребят…
Сон нужен и животным, и человеку. Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму. Летучие мыши спят днём, причём так, как никто не спит: вниз головой. Сон необходим человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека – самое главное. Он управляет всем организмом.
Стихотворение С. Михалкова «Не спать»
Я ненавижу слово «спать»! Я ёжусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!» Нет, я не спорю, я не злюсь –Я чай на кухне пью. Напившись, я встаю И, засыпая на ходу,Лицо и руки мыть иду... Я раздеваюсь полчаса,И где-то в полусне Мне ясно слышен бой часов. И папа маме говорит: «Смотри, смотри, он сидя спит!» Как хорошо ложиться спатьХоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!) Всю ночь совсем не спать!
– Почему наш герой заснул сидя? – Можно ли детям совсем не спать? Как это влияет на здоровье? – Как чувствует себя человек, если плохо спал? (Вялый, рассеянный, раздражительный) Детям 8-9 лет рекомендуется спать 10-11 часов, ложиться спать в определённое время 21 час. Но главное – если человек после сна встаёт бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет.
Игра «Хорошо – плохо»
Учитель произносит правило, если правило полезное – дети показывают зеленую карточку, если правило вредное – красную карточку.
– Мыть ноги, руки, принимать душ;– перед сном много пить, есть; – смотреть страшные фильмы; – проветривать комнату; – гулять на свежем воздухе; – слушать громкую музыку; –играть в шумные игры;
Вывод: сон – лучшее лекарство.
8. Заключение
– Вот и подходит к концу наше путешествие по Стране Здоровья, но это только на сегодня, мы не покидаем эту страну навсегда. Каждый свой день мы будем начинать с улыбки, зарядки, закаливания, в течение всего дня с нами будут хорошее настроение, добрые слова, мы дружим с физкультурой и спортом. Значит, будем расти крепкими и здоровыми.
Работа в группах. Возьмите конверт №2 и выберите карточки со словами для характеристики здорового человека (карточки на доску).
красивый румяный крепкий сутулый бледный веселыйсильный ловкий толстыйстройный приветливый подтянутыйнеуклюжий злой грязнуля– Хором читаем эти качества. Я приглашаю к нам жителя Страны Здоровье (Это Жигулин Денис, ученик пятого класса).
(Звучит Футбольный Марш)
– Здравствуйте, ребята! Я дружу со спортом, занимаюсь футболом. Желаю вам расти крепкими, здоровыми, никогда не болеть. Пусть девиз нашей страны станет и вашим стилем жизни:
Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!
(Все повторяют хором).
– Все сегодня были молодцы, активны, жизнерадостны. – Что полезного и ценного вы получили от путешествия? – Что вы пожелаете друг другу, гостям? – С каким настроением вы заканчиваете занятие? Я предлагаю вам определить своё самочувствие, выберите то лицо, какое у вас настроение. – Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу, гостям, самому себе и будем мы всегда здоровы.
(Звучит песня «Россия – чемпионка»)
купить