Конспект открытого занятия «Пошив мягкой игрушки «Медной горы хозяйка»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Конспект открытого занятия
творческой мастерской «Рукодельница»
Подготовила:
Громова А. И
педагог дополнительного образования
Тюльган 2015 г.
Цикл занятий «Пошив мягкой игрушки «Медной горы хозяйка»»
(1 занятие)
Дата проведения: 26.10.2015г.
Время проведения: 15:30 часов (продолжительность занятия – 45 минут).
Участники: обучающиеся творческой группы кружка «Рукодельница» (учащиеся 7 – 9 лет первого года обучения в количестве 8 человек).
Тема: «Раскрой деталей игрушки «Ящерица».
Цель занятия: научиться правильно располагать лекала на ткани и переводить с учетом припуска на шов, выкраивать детали, на основе мягкой игрушки «Ящерица»;
Задачи:
1.Обучающие:
Закрепить полученные знания, умения, навыки обмеловки и раскроя деталей
Обучиться последовательности выполнения задания.
Учиться правильно раскладывать лекала на ткани.
2. Развивающие:
Развивать способность к эмоционально - ценностному восприятию окружающей среды.
3. Воспитательные:
Воспитывать эстетику, трудолюбие, чувство взаимопомощи, уважительное отношение между членами коллектива.
содействовать решению задач трудового воспитания (усидчивость, культура труда).
Оборудование:
Ноутбук
Диск с записью музыки для физ. Минутки
Презентация Power Point
Линейка
Мелок
Английские булавки.
Лекало
Ткань.
Ножницы
Готовый образец игрушки «Медной горы хозяйка» в виде ящерицы
Методическое обеспечение:
Педагогические технологии:
Проблемные
Здоровьесберегающие
ИКТ
Технология развивающего обучения
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, технология.
Методические приемы:
Объяснение
Показ
Самостоятельная работа
Оценка
Самооценка
Беседа
Опрос
Помощь педагога
Тип занятия:
Применение и закрепление ЗУНов.
Ожидаемый результат:
Учащиеся научатся правильно располагать лекала на ткани и переводить с припусками на швы.
План проведения занятия.
I. Организационный этап:
Приветствие детей на занятии. 1 мин.
II. Подготовительный этап:
Повторение темы, техники безопасности 5мин.
III. Основной этап:
Изучение нового материала. 15мин.
Практическое занятие (с учетом физ. Минутки (1 мин.) 20мин. IV. Итоговый этап:
Обобщение по пройденному материалу. 1 мин.
Самооценка. 1 мин.
Оценка педагога. 1 мин.
Рефлексия. 1 мин
Ход занятия.
I Организационный этап: (1 мин.)
Девочки, давайте улыбаться друг другу!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
II. Повторение пройденного материала (5 мин.)
(Беседа с использованием образцов игрушек, лекал и выкроек)
Какие виды игрушек вы уже знаете?
Что такое выкройка?
Что такое лекало?
Для чего необходим припуск на шов?
Как переводим на ткань парные детали?
III. Изучение нового материала (15 мин.)
Учащимся предлагается прослушать мелодию.
Беседа педагога с детьми о природе.
Беседа с детьми.
В какой местности мы проживаем?
Просмотр карты России.
Показ территории Урала.
Рассказ учащимся о полезных ископаемых Урала. (Слайды 1,2,3)
Рассказ о Павле Петровиче Бажове. (Слайд 4).
Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал.
А вы знаете, какие произведения он написал? («Две ящерки», «Горный мастер», «Огневушка-Поскакушка», «Тараканье Мыло»).
Мы сегодня познакомимся с одним из его произведений сказ «Медной горы Хозяйка».
Предлагается учащимся прослушать короткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка».
(Слайды 5, 6).
Как вы считаете, чей образ был самым ярким?
Самым ярким образом сказа является сама Хозяйка Медной горы. (Слайд 7).
Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.
Есть ли что – ни будь необычное в её внешности?
В кого превращалась «Хозяйка медной горы»? (В ящерицу)
Показ готового образца «Ящерица».
Посмотрите на сшитую ящерицу и сравните с той, которую описывает Павел Петрович Бажов в своем произведении «Хозяйка медной горы».
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?
Тема нашего занятия «Раскрой деталей мягкой игрушки «Ящерица». (Слайд 8).
Какая цель нашего занятия?
Что, для этого необходимо?
Одной девочке тоже понравилась такая игрушка, и она решила сшить себе такую же. Обвела её и быстренько сшила. Но, когда игрушка была готова, девочка очень расстроилась, так как она хотела игрушку такую же по размеру как лекало.
Что не так сделала девочка? (Проблемная ситуация)
Итак, приступим к работе: Приготовим всё для дела,
Будем мерить и кроить,
Всё должно в порядке быть.
Назовем инструменты, которые необходимы нам при шитье мягких игрушек?
А поможет нам волшебная шкатулка.
Педагог достает из шкатулки карточки с инструментами, а дети отвечают, как правильно ими пользоваться. (Приложение 5.)
IV. Практическое занятие. (20мин.)
Дети самостоятельно выполняют задание. На столе у каждого ребенка технологическая карточка последовательности выполнения задания. (Приложение №3)
Педагог дает необходимые рекомендации по выполнению работы, оказывает индивидуальную помощь, следит за посадкой детей.
Обмеловка деталей по контуру лекала.
Физ. Минутка (1мин.)
В середине занятия отдых – физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки дружно вверх подняли.
Потом тихо опускаем,
Медленно вдохнем,
Тихо сядем и работать начнем.
V. итоговый этап. (2 мин.)
Для закрепления материала предлагается выполнить задание: разложить карточки в правильной последовательности выполнения действий.
Текст карточек:
Подготовка ткани к работе (глажение ткани)
Раскладка лекала на ткани
Скалывание английскими булавками
Обмеловка по контуру
Обмеловка с припуском на шов
Выкраивание деталей
VI. Самооценка работы на занятии учащимися. (Заполнение таблицы). (Слайд 7).
Наименование работы Оценка
Подготовка ткани к работе (глажение ткани) Раскладка лекала на ткани Скалывание английскими булавками Обмеловка по контуру Обмеловка с припуском на шов Выкраивание деталей «!» - отлично выполнила свою работу
« +» - хорошо
«-» - плохо
Оценка педагога
Творческое домашнее задание:
Прочитать биографию Павла Петровича Бажова, рассказать мамам, как правильно раскроить игрушку «Ящерица».
Рефлексия. (1 мин.)
У нас есть осеннее дерево, но оно без листьев. Если вам было все понятно, интересно и занятие вам понравилось – выберите желтые и оранжевые листья. А если что – то было непонятно и занятие вам не понравилось – выберите красные листья и прикрепите их к веткам дерева.
Вот закончилось занятие,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
Всё в шкатулку соберём!
Занятие окончено. Всем большое спасибо.
Приложение №1
А уж красив уральский край, так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие. Сказочный край.
Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит.
Приложение №2
На Урале родилось и выросло много людей, одним из них был знаменитый писатель Павел Петрович Бажов, он прожил там долгую жизнь. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал.
Приложение №3
Сказ «Медной горы хозяйка»
В этом сказе Степан знакомится с девушкой. По её платью из малахита он догадывается, что перед ним «Хозяйка медной горы». Она прости Степана передать приказчику, чтобы ушли из шахт, перестали работать в Красногорском руднике. После этого Хозяйка превратилась в ящерицу с человеческой головой и на прощанье прокричала: «Сделаешь по - моему, замуж за тебя пойду!»
Степан передает просьбу Хозяйки приказчику, а тот, разгневавшись приказывает Степана отправить в сырую шахту с плохой рудой.
Хозяйка позаботилась о Степане в шахте, малахита у него было в избытке. Посмотрев богатства Хозяйки медной горы, Степан сказал, что не может на ней жениться так как у него есть уже невеста сиротка Настя.
Но хозяйка не огорчилась, а даже наоборот обрадовалась, что Степан не обзарился на её богатства и не променял свою Настеньку на каменную девку.
Попрощавшись со Степаном, она велела не вспоминать о ней, подарила малахитовую шкатулку полную драгоценностей для его невесты.
После этого Хозяйка вернула Степана в шахту. Увидел приказчик, что Степан много малахита добыл, отправил его в другую шахту, а на его место отправил племянника своего и там Степан много малахита добыл, а племянник не смог ничего добыть. Надзиратель и приказчик решили обмануть Степана, что на волю выпустят, только глыбу малахитовую пусть найдет. Он нашёл малахитовую глыбу, но его как обещали, не освободили. Узнал барин из Петербурга, что глыбу Степан нашел, велел найти малахитовые камни, чтобы столбы вырезать. Но Степан отказался искать камни, пока не напишут вольную на его имя и на имя его невесты Насти. Приказчик согласился на его условие, когда Степан нашёл камни, его и невесту освободили от крепостного права, а столбы поставили в храме в Петербурге. Рудник, где были найдены камни, вскоре затопило. Степан женился, но был все время невеселый, он часто ходил к заброшенному руднику на охоту, но добычи домой не приносил.
Приложение №4
«!» - отлично выполнила свою работу
« +» - хорошо
«-» - плохо
Наименование работы оценка
Подготовка ткани к работе (глажение ткани) Раскладка лекала на ткани Скалывание английскими булавками Обмеловка по контуру Обмеловка с припуском на шов Выкраивание деталей Приложение №5
Карточки с инструментами
«Киска»
Кузьмич Вероника, 8 лет
Педагог Громова А.И.
Творческая мастерская «Рукодельница»
Техника исполнения «Мягкая игрушка из ткани»
«Собачка»
Коллективная работа, (3 группа)
Педагог Громова А.И.
Творческая мастерская «Рукодельница»
Техника исполнения «Мягкая игрушка из ткани»