Конспект урока по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Конспект урока литературы.
7 класс.
Тема: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, готовность стоять за правду до конца.
Цель: познакомить с эпохой Ивана Грозного и картинами быта.
Образовательная: научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание.
Развивающая: развитие логического мышления, памяти, умение работать в группах, расширять словарный запас учащихся.
Воспитывающие: воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве, воспитывать чувство любви к Родине.
Предметные УУД: знакомятся с эпохой Ивана грозного, оценивают поступки и поведение героев, строят развёрнутые высказывания на основе прочитанного.
Познавательные УУД: слушают и воспринимают информацию, производят поиск и выделение необходимой информации, составляют характеристику героя, дают оценку его поступкам, осуществляют операции анализа, сравнения, делают выводы.
Регулятивные УУД: развивают способность с помощью вопросов добывать нужную информацию, принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.
Коммуникативные УУД: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность.
Личностные УУД: формируют познавательный интерес к общекультурному наследию России.
Оборудование: проектор, экран, карточки с заданием.
Методы: на уроке литературы использованы методы развития критического мышления: прогнозирование, мозговой штурм, написание синквейна, написание эссе.
Ход урока:
Слово учителя: Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с вами с произведением М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сейчас мы проверим вашу память, посмотрим, как вы внимательно слушали произведение и что запомнили. На ваших столах есть карточки с цифрами от одного до четырёх. Вам будет задаваться вопрос, вы должны подумать и поднять ту цифру, под которой правильный ответ.
1. Кто стоит на пиру позади царя?
1) Стольники. 3) Сводники.
2) Охранники. 4) Собачники.
2. Что Кирибеевич попросил у царя?
1) Женить его. 3) Дать надел земли.
2) Дать должность при дворе. 4) Отпустить сражаться с басурманами.
Слайды с изображением ответов на вопросы.
3. Каково имя старой работницы в семье Калашникова?
1) Елисеевна. 3) Евгеньевна.
2) Еремеевна. 4) Елизаровна.
4. Какая вещь Алёны Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?
1) Кольцо. 3) Серьги.
2) Фата. 4) Кулон.
5. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
1) Белого. 3) Красного.
2) Чёрного. 4) Не носил рубахи.
Слово учителя: Скажите, кто герои «Песни»?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Итак, сегодня на уроке мы поговорим с вами об Иване Грозном, о его опричнике и о купце Калашникове. Выясним, что это за люди, проследим за тем, почему произошло между этими героями столкновение и чем оно закончилось. И начнём мы разговор с сообщения ваших одноклассников о времени правления Ивана Грозного.
Сообщение первого учащегося: Царь Иван Васильевич Грозный (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым царём (Слайд с изображением Ивана Грозного). С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом. В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всём «изменников – бояр». В конце 1564г. он покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения. Другая часть получила название «опричнина» - здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян.
Подумайте и скажите, почему царь так поступает?
Сообщение второго учащегося: преданные царю бояре получили в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людей», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками (Слайд с изображением опричника). Земским въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали везде, совершая безнаказанно грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с привязанными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили ужас. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, метла – готовность вымести «измену» из государства. Со своими опричниками Иван провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался. Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того убив в порыве ярости своего собственного старшего сына (Слайд «Иван Грозный убивает своего сына»). После него осталась разорённая и взбаламученная страна.
Слово учителя: А теперь обратимся к произведению М.Ю.Лермонтова и поработаем в группах.
Первая группа составит благодаря вопросам рассказ о Калашникове, вторая – о Кирибеевиче, третья – об Иване Грозном.
Работа по группам. Остальные группы после прослушивания дополняют.
Вопросы для первой группы:
1. Как Лермонтов описывает Калашникова?
2. Как ведёт себя Калашников в семье?
3. Как ведёт себя Калашников перед боем?
4. Почему «Песня» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?
(Слайд с изображением купца)
Вопросы для второй группы:
Каким показан Иван 4 в «Песне»?
Каково отношение царя к Калашникову и Кирибеевичу до боя и после?
Справедливо ли поступает царь казня купца? Почему?
В чём проявляется царская справедливость?
Вопросы для третьей группы:
1. Как описывается Кирибеевич в начале «Песни»?
2. Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы? Почему отношение к Кирибеевичу меняется в середине?
3. Как ведёт себя Кирибеевич перед боем?
4. С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?
Слово учителя: Обратимся теперь к бою на Москве – реке (Слайд с изображением боя).
В тетради посередине листа запишем слово «бой». Из текста «Песни» выберем и запишем прилагательные, которые помогают охарактеризовать бой (Слайд со синквейном). Затем под прилагательными напишем глаголы, описывающие основные действия, происходящие во время боя. А теперь сделайте вывод и запишите, каков итог боя? Одним предложением выразите своё отношение к бою.
Рефлексия.
Итак, подумайте и напишите, почему же происходит столкновение?
Подумайте и скажите, всё ли у вас получилось сегодня? Испытывали вы затруднения?
Домашнее задание.