Профессии и специальности строительной отрасли. Обрывная аппликация. Макет архитектурных построек.

Тема: Профессии и специальности строительной отрасли. Обрывная аппликация. Макет архитектурных построек.

Форма занятия: урок
Цель занятия: 1. Познакомить учащихся с профессиями и специальностями в строительной отрасли.
2. Дать представление о профессионально важных качествах строительных профессий и специальностей.

Используемая литература:

Оснащение: компьютер, проектор, компьютерная презентация «Архитектура и строительство»
и плакаты «Человек славен трудом», «Рабочий - это тот, кто все на свете создаёт»,
на доске кроссворд.

ХОД УРОКА
Орг. момент
Проверить явку учащихся и их готовность к уроку
2. Новый материал
Учитель: Прежде, чем я сообщу, о каких профессиях сегодня пойдёт речь, хочу загадать вам загадку.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Учащиеся: отвечают, что это строитель.
Учитель: Правильно, сегодня речь на нашем уроке пойдёт о строителях. Строительные профессии очень востребованы в нашей области и городе. И речь не только о рабочих профессиях, специалисты в строительстве тоже нужны.
А какие строительные профессии вы знаете?
Учащиеся: маляр
штукатур
плотник
сантехник
электрик
каменщик
Учитель: Молодцы ребята, но это не всё и добавляет:
кровельщик
плиточник
крановщик
экскаваторщик
бульдозерист
архитектор
Учитель: Сейчас сделаем небольшой экскурс в историю архитектуры и строительства.
(Презентация. Слайды 2,3,4)
Учитель: Итак, чтоб построить дом первым за работу принимается архитектор.
Далее выходят несколько учащихся и читают стихи о строителях.
Ученик 1 Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
Учитель: Когда проект здания и вся документация готовы, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Какие работы выполняет он? Ровняет поверхность площадки.
Ученик 2 Целый день стальной рукою
Землю вычерпал ковшом -
Работает упрямо:
Взмах - и готова яма.
Учитель: После бульдозера за работу принимается экскаватор.
На экскаваторе работает экскаваторщик. Котлован готов. Теперь пора укладывать фундаментные блоки. С этой работой легко справляется подъемный кран, а управляет им крановщик.
Ученик 3 Парень низенького роста
И не очень-то силен,
А смотри - легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых.
Учитель: После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.
Ученик 4 Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.
Учитель: Затем на стройку прибывают плотники, сантехники, электрики.
Какую работу выполняет плотник?
Ученик 1 Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Учитель: Сантехники прокладывают в доме трубы: вода, тепло, канализация. Электрики проводят электрический свет в доме. Затем на строящемся объекте приступают к работе отделочники: штукатуры, маляры, плиточники.
Ученик 2 Они наводят красоту не на лице
На стенах голых.
То вдруг положит тонкий штрих,

· То вдруг работает мазками.
И как точны и музыкальны
Движенья их и пальцы их.
Учитель: А кто мне скажет, чем занимается на стройке маляр?
Ученик 3 Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Учитель: Вместе с малярами и штукатурами работают плиточники. Люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений. Ну вот, наш дом почти построен. Но остался рабочий, который работает выше всех. Как вы думаете, человек какой профессии работает на высоте?
Ученик 4 Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом.
Учитель. Все выше перечисленные профессии можно объединить одним словом «строители». Профессия строителя очень важная, почетная, но в то же время очень ответственная. Кто мне скажет, какими качествами должен обладать человек строительной профессии?
Ученики: Ему необходимы, трудолюбие, выносливость, терпение, внимание и сила.
Учитель. Мы сегодня с вами говорили о строительных профессиях. И любая из них по-своему важна. Без помощи больших и маленьких машин и механизмов, без строительных материалов не построишь ни одного здания.
Сегодня мы будем строить дом на бумаге в технике аппликация.
Учитель: Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова.
Ученик (читает): «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».
Учитель: Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения одежды обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища, жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты.
Виды аппликаций бывают разные.
На уроке мы познакомимся с интересным и необычным видом аппликации: «Обрывная аппликация»
- Как получаются такие аппликации?
(Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать).
- Как получить неровные края?
(Такие края можно получить путём обрывания, то есть все детали аппликации мы будем вырывать из листа бумаги, а не вырезать ножницами).
- Что придают аппликации такие неровные края?
( края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой.)
- Из каких ещё материалов можно выполнить данный вид аппликации?
Алгоритм выполнения работы.
Правила техники безопасности
Самостоятельная работа уч-ся

Подведение итога, выставка работ
А в завершении нашей беседы звучит стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех».
Ученик. Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Рефлексия: Продолжи фразу:
- Сегодня на уроке было интересно.
- Я понял, что ..
- Мне захотелось.
- Я научился..
- О какой профессии ещё они хотели бы узнать.
X. Домашнее задание
Завершить работу,









13PAGE 15


13PAGE 14315




15