Программа пропедевтического курса по химии 7 класс






Пропедевтический курс как одно из направлений
повышения качества химического образования





















Содержание
Введение.
Значение химического образования.3
Особенности формирования мотивации учащихся 7 класса
к изучению химии 5
3. Программа пропедевтического курса химии для 7 класса.. ..7
а) Пояснительная записка..7
б) Рекомендации к методике преподавания.8
в) Учебно-воспитательные задачи курса..9
г) Формирование понятий в пропедевтическом курсе химии9
4. Программа .10
5.Примерное тематическое планирование..12
6. Методические рекомендации к практически работам ..14
Критерий оценки ожидаемого результата обучения. Методы
контроля18
Методы активизация познавательной деятельности
учащихся14














ВВЕДЕНИЕ
Значение химического образования

Обновление школьного образования, в том числе химического, направлено на создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей каждого ученика, для формирования его всестороннего интереса, для развития человека с новым уровнем сознания, активно участвующего в преобразовании мира, способного к самооценке и критическому мышлению. Содержание курса химии как учебного предмета формируется, исходя из общих целей образования, воспитания и развития личности, включающих формирование научных взглядов на природу и общество, ценностных социально-значимых ориентаций, привитие гуманных взглядов на окружающую действительность.
Химия, как обязательная составляющая общего образования, должна обеспечить школьников знаниями основ науки о веществах, о практическом использовании химикатов и современных материалов, синтетических и стеклянных волокон, стеклопластиков и др. На уроках химии необходимо уделить серьезное внимание экологическим проблемам. Не снимая остроты вопроса, учитель обязан дать объективную картину организации промышленного производства в современных условиях, противопоставив крайним эмоциям, направленным против химизации промышленности и сельского хозяйства, научный подход. В освещении этих вопросов особенно важно опираться на знания учащихся в области географии, биологии, медицины.
В условиях предпрофильной подготовки профильного обучения содержание химического образования должно способствовать возможности уровневого подхода, обеспечивающего необходимую базу и удовлетворение потребностей учащихся, чьи интереса лежат в области глубокого изучения естественнонаучного цикла, чтобы продолжить образование в вузах химического профиля.

Особенности формирования мотивации учащихся 7 класса к изучению химии

Снижение интереса школьников к химии – явление характерное для большинства школ России. “Нет интереса к нашему предмету, ничем ребят не расшевелишь, не увлечешь'', - часто жалуются учителя химии. Рейтинг нашего предмета в глазах многих ребят упал как никогда низко. Их намного больше интересуют гуманитарные науки: экономика, история и другие. Но не все будут экономистами и юристами, а чтобы стать врачом или фармацевтом нужны глубокие знания по химии. Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину, так как окружающий мир – это, прежде всего, мир веществ, претерпевающих различные превращения, которые лежат в основе многих явлений природы.
Химические процессы лежат в основе многочисленных производств: химической, нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, переработки горючих ископаемых, производства строительных материалов, пищевой, фармацевтической промышленности и т.д. Продукты химии используются во всех областях техники, промышленного и сельскохозяйственного производства, находят широкое применение в быту. Отсюда следует, что химия, как и другие естественные науки, вооружает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. Эти знания отражают сложный комплекс отношений «человек- вещество», «вещество- материал - практическая деятельность»
Человек использует тысячи различных веществ, без которых немыслима повседневная жизнь. Вместе с тем многие из этих веществ не безопасны и при неумелом обращении с ними вместо пользы могут принести большой вред не только тому, кто непосредственно соприкасается с ними, но природе и человечеству в целом. В таких ситуациях только химические знания могут обеспечить грамотное отношение к природе без нанесения ей ущерба, умелое обращение с веществами в любых условиях жизни и труда.
Ценность химических знаний постоянно возрастает, так как все больше химических веществ используется практически во всех областях человеческой деятельности. Это означает, что изучение химии во многом ориентируется на перспективу развития общества
Можно бесконечно долго говорить о таких проблемах, как перегрузка учебных программ, нехватка оборудования, химических реактивов, химической посуды и т.д. Предмет начинают изучать в старших классах, когда у многих, если не у большинства, пропадет интерес к учебе. Учащиеся загружены многими предметами, а программа по химии в 8 классе сложная, требуется усвоить большой объем теоретического учебного материала: знание фактов, химического языка, умение выполнять химические эксперименты, решать расчетные задачи. Так как справиться с таким объемом информации может не всякий ученик, пропадает интерес к предмету, а у многих даже не возникает его.
Однако, несмотря на все трудности, нам необходимо решать проблему формирования интереса к предмету. С точки зрения психологов и педагогов, самый продуктивный возраст для обучения 10-13 лет, пятиклассникам химия более интересна, чем учащимся 8 класса.
Во уже несколько лет в школах ряда регионов России введен курс «Естествознание», из которого еще до знакомства с систематическим курсом учащиеся получают первоначальные сведения о веществах и их превращениях.
Химия наука не только сложная, но и интересная. Если бы учащиеся раньше знакомились с основами этого предмета, я думаю, что для многих этот предмет был бы одним из любимых.
«Пропедевтический курс химии для 7 класса». Посещая этот курс, ребята без труда освоили химический язык, что явилось основой для успешного усвоения материала в 8 классе.
Основные цели этого курса:
Сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
заложить прочный фундамент знаний для изучения основного курса химии;
создать у школьников первоначальные представления о целостности мира путем формирования знаний о некоторых веществах и их превращениях, а также основных понятиях, относящихся к составу и дискретному строению вещества;
4) разгрузить, на сколько это возможно, курс химии основной школы

Учебно-воспитательные задачи курса:
1)изучение основ науки: важнейших понятий, химической символики;
2) формирование на конкретном учебном материале умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, делать обобщения, связано излагать учебный материал, самостоятельно применять знания на практике;
3)формирование умений: обращаться с химическими веществами и оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории; фиксировать результаты опытов делать обобщение и выводы;
4)формирование умений: организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы на рабочем месте в химическом кабинете;
5)воспитание у учащихся гуманизма в природе бережного обращения к природе.






Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Пояснительная записка

Программа курса построена таким образом, чтобы расширить и укрепить знания о веществах и их превращениях, о применении веществ и химических реакций человеком, полученные на уроках «Естествознания».
Этот курс является курсом преемственности между естествознанием и основным курсом химии.
Основное содержание курса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидов и др. бинарных соединениях, кислотах, основаниях, солях), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможности формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, развивает умения школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Учебные экскурсии следует проводить за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса.
Выполнению химических опытов и проведению экскурсий должно предшествовать ознакомление учащихся с правилами техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать.

Рекомендации к методике преподавания

Важно акцентировать внимание на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных понятий химии.
Целенаправленно использовать содержание и методы обучения химии для формирования у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, активно приобретать и применять знания при решении учебных проблем, выполнять химические опыты, соблюдать правила техники безопасности.
Совершенствуя качество обучения, необходимо формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Следует так строить учебный процесс, чтобы учащиеся в основном усвоили материал на уроке.
Важно четко организовать практическое занятие, выработать у школьников умение и навыки обращения с химической посудой и реактивами.














Формирование понятий в пропедевтическом курсе химии
Что учащиеся должны знать:
Тела и вещества вокруг нас;
Смеси и чистые вещества;
Молекулы и атомы. Химический элемент;
Простые и сложные вещества;
Знаки химических элементов;
Химические формулы и химические уравнения;
Физические и химические явления;
Признаки химических реакций;
Реакции разложения и соединения;
Степень окисления;
Определение степени окисления в бинарных соединениях;
Составление формул бинарных соединений по степени окисления:
Относительная атомная масса;
Относительная молекулярная масса;
Оксиды, кислоты, соли, основания;
Вычисления по химическим формулам;
Закон сохранения массы веществ;

ПРОГРАММА
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Введение
Химия - наука экспериментальная. Что изучает химия? Для чего? Как?
Особенности предмета химии: профессии требующие знания химии.

Тема 1: Вещество
Чистые вещества и смеси. Явления физические и химические. Молекулы и атомы. Химический элемент. Знаки химических элементов (20 знаков). Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Степень окисления. Определение степени окисления по формулам бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по степени окисления.
Расчетные задачи: вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам.
Демонстрации: примеры химических явлений, изменения, происходящие при нагревании сахара, горение парафина и магния.
Лабораторные опыты:
1) рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (хлорид натрия, сахароза, алюминий, железо, медь, вода, сера);
2) примеры физических явлений: плавление парафина, испарение воды;
3) примеры химических явлений: окисление меди в пламени спиртовки, действие уксусной кислоты на мел.
Практические занятия:
правила техники безопасности;
приемы обращения с лабораторным штативом;
изучение строения пламени;
очистка загрязненной поваренной соли.
Экскурсия в аптеку.

Тема 2: Простые вещества. Химические реакции
Металлы и неметаллы. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Реакции соединения и разложения. Кислород в природе. Горение простых веществ на воздухе и в чистом кислороде. Условия возникновения и прекращения горения. Воздух- смесь газов.
Демонстрации:
ознакомление с физическими свойствами кислорода;
2) сжигание в кислороде уголька.
Лабораторные опыты:
1) ознакомление с образцами оксидов;
ознакомление с металлами (коллекция).
Практические занятия:
распознавание кислорода и углекислого газа;
признаки химических реакций;
сравнение физических свойств металлов и неметаллов.
Тема 3: Соединение химических элементов. Применение веществ человеком
Вода на земле. Роль воды в природе и технике. Вода - растворитель. Растворы и взвеси. Массовая доля растворенного вещества. Кислоты и их состав. Изменение окраски индикаторов. Основания, состав, классификация. Соли, состав, применение, представители солей: хлорид натрия, медный купорос, карбонат кальция, карбонат натрия, нитрат натрия. Загрязнение окружающей среды.
Расчетные задачи: вычисление массовой доли (в процентах) вещества в растворе.
Лабораторные опыты: изменение цвета индикаторов в растворах кислот и щелочей.
Экскурсия на водоочистные сооружения.
Практические занятия: распознавание кислот и щелочей в растворах с помощью индикаторов.

Примерное тематическое планирование
Введение (2 часа)
Урок 1. Химия - наука экспериментальная. Что изучает химия? Профессии, требующие знания химии.
Урок 2. Практическая работа 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Тема 1. Вещество (16 часов)
Урок 1/3. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Изучение, описание по схеме, сравнение.
Урок 2/4. Чистые вещества и смеси, разделение смесей. Обучение строгому следованию правилам работы.
Урок 3/5. Практическая работа 2. Приемы обращения с лабораторным штативом, со спиртовкой, правила нагревания.
Урок 4/6. Практическая работа 3. Наблюдение за горящей свечей. Изучение строения пламени.
Урок 5/7. Практическая работа 4. Очистка загрязненной поваренной соли.
Урок 6/8. Физические и химические явления.
Урок 7/9. Практическая работа 5. Плавление, испарение, кристаллизация веществ.
Урок 8/10. Молекулы, атомы, химические элементы.
Урок 9/11. Знаки химических элементов. Д\З: изготовить карточки.
Урок 10/12. Простые и сложные вещества. Химические формулы.
Урок 11/13. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.
Урок 12/14. Степень окисления. Определение степени окисления по формулам бинарных соединений.
Урок 13/15. Составление формул бинарных соединений по степени окисления.
Урок 14/16. Урок - тренинг.
Урок 15/17. Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам.
Урок 16/18. Экскурсия в аптеку. Д/З: Описание домашней аптечки. Описание профессии фармацевта.

Тема 2.Простые вещества. Химические реакции (8 часов)
Урок 1/19. Металлы и неметаллы как простые вещества, физические свойства.
Урок 2/20. Практическая работа 6. Сравнение физических свойств металлов и неметаллов.
Урок 3/21. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
Урок 4/22. Реакции соединения и разложения.
Урок 5/23. Кислород в природе. Горение простых веществ. Оксиды. Условия возникновения и прекращения горения.
Урок 6/24. Воздух- смесь газов. Горение веществ на воздухе и чистом кислороде.
Урок 7/25. Практическая работа 7. Распознавание кислорода и углекислого газа.
Урок 8/26. Практическая работа 8. Признаки химических реакций.

Тема 3. Соединение химических элементов. Применение веществ человеком (8 часов)
Урок 1/27. Вода на Земле. Роль воды в природе и технике. Охрана водоемов. Проблемы экологических катастроф.
Урок 2/28. Вода - растворитель. Растворы и взвеси. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Урок 3/29. Кислоты, состав (HCl, H2SO4, HNO3, H3PO4, H2CO3).
Урок 4/30. Основания, состав. Щелочи - растворимые основания (NaOH, KOH, Ca(OH)2).
Урок 5/31. Соли, состав, применение (NaCl, CuSO4*5H2O, Na2CO3, CaCO3, NaNO3).
Урок 6/32. Практическая работа 9. Распознавание кислот и щелочей в растворах с помощью индикаторов.
Урок 7/33. Экскурсия на водоочистные сооружения.
Урок 8/34. Экология и мы. Инсценировка на экологическую тему: «Суд над человечеством».

Методические рекомендации к практически работам
Практическая работа 1.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с правилами обращения с различными веществами в быту.
Учащиеся обязаны:
А) входить в кабинет только с разрешения учителя;
Б) знать, что вход в лаборантскую без разрешения воспрещён;
В) спокойно входить в кабинет и выходить из него, с тем, чтобы не уронить стоящего на столах оборудования;
Г) занимать в кабинете всегда одно и то же рабочее место;
Д) соблюдать чистоту своего рабочего места, не оставлять на столе сора, собирать его и выбрасывать в установленное место (урны или специально подготовленные на столах чашки)
Е) не держать на столе во время работы ничего постороннего; на столе, кроме оборудования для работы, могут находиться учебник, тетрадь и письменные принадлежности;
Ж) ничего в кабинете не есть, не пить;
З) проводить только предусмотренные учителем опыты, строго следуя пред
·ложенным инструкциям;
И) знать и соблюдать правила обращения с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными веществами;
Познакомиться с правилами, переписать их в свои рабочие тетради;
Знать правила обращения в быту с такими веществами: марганцовка, уксус, керосин, бензин, минеральные удобрения, известь.

Практическая работа 2:
Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Обращение со штативом и спиртовкой. Правила нагревания.
На столах: спиртовка, штатив с пробиркой, заполненной на ј водой, лабораторный штатив с лапкой и кольцом, стаканчики (стеклянный и фарфоровый ), колбы, цилиндр с делением, фарфоровая чашечка, держатель, воронка, бумага для фильтра, стеклянная палочка, пробка с газоотводной трубкой .
Укрепляют в лапке наклонную пробирку, наполненную на ј водой.
Зажигают и гасят спиртовку.
Пробирку с водой закрепляют в держателе. Нагревают до кипения.
Знакомство с лабораторной посудой.
Зарисовать спиртовку и штатив.

Практическая работа 3:
Наблюдение за горящей свечкой. Изучение строения пламени.
Рассмотрите пламя свечи, оно неоднородно.
Быстрым движением головку спички внесите в тёмную часть пламени.
Внесите головку спички во внешнюю часть пламени.
Сделайте вывод: в какой части пламени спичка загорается быстрее, почему?
Внесите стеклянную трубку в тёмную часть пламени и поднесите горящую спичку к концу трубки (пары парафина, выходя из трубки, загорят)
Вывод: что имеется в тёмной части пламени?
Изучаем среднюю часть пламени. Внесём холодную пластинку в среднюю часть пламени: она покрывается сажей, в ней имеются частицы угля, которые сильно накаляются и излучают свет.
Почему эта часть пламени является самой яркой.
Зарисуйте строение пламени.

Практическая работа 4:
Очистка загрязнённой поваренной соли. Изготовление фильтра.
Возьмите из чашечки поваренную соль, содержащую примеси, и всыпьте в стакан. Добавьте воды. Осторожно размешайте содержимое палочкой.
Изготовьте фильтр.
Соберите установку для фильтрования. Вложите фильтр в воронку так, чтобы он плотно прилегал к её стенкам, но не доходил до края воронки. Обязательно смочите фильтр водой, а фильтруемую смесь наливайте по стеклянной палочке.
Перелейте фильтрат в фарфоровую чашечку и нагревайте до образования кристаллов поваренной соли.
Сравните соль, которая была дана, с солью, полученной после выпаривания. Сделайте вывод, чем они отличаются, почему?

Практическая работа 5:
Плавление, испарение, кристаллизация веществ.
Поместите в ложку кусочек парафина и внесите её в пламя спиртовки. Что наблюдаете? Какое явление? Почему?
Налейте в фарфоровую чашечку воды, закрепите чашечку в держателе. Внесите в пламя спиртовки, нагрейте до кипения, продолжайте нагревать, подержите над чашечкой холодную пластинку. Что вы наблюдаете? Какое явление?
Растворите сахар в воде, поместите раствор в фарфоровую чашечку и нагрейте до первых кристаллов сахара. Какое это явление? Почему?
Практическая работа 6:
Сравнение физических свойств металлов и неметаллов.

Вещества
Агрегатное
Состояние
Цвет
Блеск
Электропро-водность
Теплопро-водность
Пластичность

1. Металлы
- железо
- медь
- алюминий
2. Неметаллы
- сера
- уголь
- кислород








Практическая работа 7:
Распознавание кислорода и углекислого газа.
Даны 2 пробирки с газами, в одной - кислород, в другой- углекислый газ. Как определить где какой газ?
Налейте в обе пробирки известковой воды. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
Зажгите лучинку и внесите её сначала в одну пробирку, затем в другую. Что вы наблюдали? Вывод.
Сделайте вывод о свойствах кислорода и углекислого газа.
Практическая работа 8:
Обугливание, выделение света, тепла, выделение газа, выпадение осадка, изменение цвета раствора.
В пробирке крахмал, нагрейте его. Что наблюдаете?
Зажгите лучинку, потушите. Что вы наблюдали?
Поместите кусочек мела в пробирку, прилейте соляную кислоту. Что наблюдаете?
Даны в склянках вещества: AgNO3 и HCl, в пробирку налейте 1мл HCl и прилейте к ней несколько капель AgNO3. Что наблюдаете?
Даны HCl и лакмус, налейте в пробирку HCl и добавьте несколько капель лакмуса. Что наблюдаете?
Вывод: Какие явления вы наблюдали? Почему?
Практическая работа 9:
Распознавание кислот и щелочей в растворах.
Даны три пробирки с веществами: раствор кислоты, раствор щелочи, дистиллированная вода. Определить в какой пробирке какое вещество?
Берём индикатор - лакмусовую бумажку и помещаем её в каждую из пробирок. Делаем вывод, как изменился цвет лакмуса.
Берём фенолфталеиновую бумажку, помещаем в каждую из пробирок с веществами. Делаем вывод: как изменился цвет фенолфталеина.
Берём метиловый оранжевый, также исследуем. Делаем вывод: как изменился цвет метилового оранжевого.
Общий вывод. В какой пробирке какое вещество?
Критерий оценки ожидаемого результата обучения. Методы контроля
Карточки с заданиями

Задание 1. Даны вещества, состав которых выражен следующими химическими формулами:
Выпишите отдельно химические формулы: А) простых веществ;
Б) сложных веществ.
Задание 2. Состав веществ выражен их химическими формулами.
Из каких химических элементов состоит каждое вещество? Сколько атомов каждого химического элемента показано в формулах?
Задание 3. В приведенных ниже формулах над знаком каждого химического элемента поставьте степень окисления атомов данного элемента:

Задание 4. Вещества обозначены такими химическими формулами:

Разделите их на следующие группы:
а) простые вещества б) сложные вещества
Выпишите отдельно:
а) металлы в) оксиды б) неметаллы
г) основания д) кислоты
Задание 5. Как выделить: а) поваренную соль из её водного раствора?
б) порошок мела из его взвеси в воде?
в) воду из мутной смеси глины с водой?
Задание 6. В трех банках находятся: углекислый газ, воздух, кислород. Как узнать, что находится в каждой банке?
Задание 7. Среди выданных растворов найдите растворы кислоты и щелочи.
Задание 8. В какой из приведенных ниже фраз говорится о химической реакции:
а) воск при нагревании становится жидким?
б) медь при сильном нагревании покрывается слоем черного порошка оксида меди?
в) на морозе вода превращается в лед?
Задание 9. Справа, от приведенных ниже химических уравнений, укажите, какие из них обозначают реакциями разложения, а какие – реакции соединения:
Тест контроля знаний и умений
Сколько разных веществ перечислено: кипяток, уголь, лед, дождь, иней, сажа:
1) 7 2) 5 3) 3 4) 2 5) не знаю
Пары воды состоят:
а) из мелких капелек
б) из атомов водорода
в) из молекул воды
г) не знаю
В воде растворяются:
а) цемент б) сахар в) сода
г) мел д) масло
Что может гореть на воздухе:
а) арбуз б) полиэтиленовый пакет
в) железная проволока г) мука
д) керосин е) не знаю
В качестве жидкости в термометре могут быть использованы: а) только ртуть б) ртуть и спирт
в) любая жидкость д) не знаю
В двух пробирках находится углекислый газ и кислород. Как определить какой газ в какой пробирке?
а) прилить раствор фенолфталеина
б) внести тлеющую лучинку
в) профильтровать содержимое бутылки
г) не знаю
Это тестирование провожу на первом занятии и в конце учебного года. В начале учебного года ответили правильно на все вопросы 8% учащихся, в конце учебного года 86%.

Методы активизация познавательной деятельности учащихся
Когда ученик активен? Когда его глаза горят? Когда ему интересно? Что должен сделать учитель, чтобы заинтересовать детей?
Использование на уроках нетрадиционных форм обучения способствует возникновению у учащихся интереса к предмету и прочному усвоению материала. Учить играя. Игра была и будет у детей на первом месте. Но игра не такая, где достаточно переставлять, перекладывать, повторять, а такая, которая вынуждает активно работать, думать, размышлять, сравнивать. Но даже такой игры не достаточно, чтобы познавать новое, необходим кропотливый труд. Значит, учитель должен сделать так, чтобы этот труд не утомлял учащихся, не вызывал усталости, а стимулировал активно работать на протяжении всего урока.
Учебная (познавательная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевать трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятии рук, переписывании и т.п.), а, главным образом, о внутренней мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность ученика – качество не врожденное, не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и т.п. Поэтому у одного и того же ученика познавательная активность на различных уроках резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему и как учит, как он умеет активизировать класс.
Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают, думая, наблюдают, думая, читают. думая, выполняют практические работы, думая.
Какие же конкретно методы обучения относятся к активным?
В школьной практике и методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, беседа, лекция, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным - пассивным. По степени познавательной активности учащихся методы делятся на две подгруппы: проблемно-поисковые и объяснительно-иллюстративные.
Преподавая пропедевтический курс химии в 7 классе, я поставила цель: заинтересовать школьников, показать, что химия- это не только научные мудреные книги, сложные приборы, огромные лаборатории - это ещё и практические навыки в разных ремеслах, веселые фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории. Наука эта не скучная, а очень даже интересная и нужная всем: рабочему и пахарю, космонавту и водолазу, врачу и шоферу, ученому, повару и инженеру.
Другой моей целью является то, что я хочу дать учащимся первоначальные химические понятия и тем самым облегчить для них изучение химии в 8 классе, больше времени уделить решению задач.
Планируя занятия, подбирая материал, выбирая методы, я учитывала то, что в этом возрасте абстрактное мышление развито слабо, и им трудно понять словесное описание того или иного понятия, явления, поэтому, используя сочетание словесных, наглядных и практических методов, все же предпочтение отдавала практическим.
Анализируя занятия, я пришла к выводу, что школьники получают более прочные и осознанные знания когда, знакомясь с веществами, явлениями не просто о них слышат и даже видят, а тогда, когда являются непосредственными участниками эксперимента. Поэтому на многих уроках отвожу время для выполнения практических работ, работ с раздаточным материалом. Именно использование практических методов и приемов повышают интерес к предмету, позволяет выработать и закрепить умение и навыки работы с лабораторным оборудованием. Следуя интересу, ученики стремятся дома повторить те опыты, которые демонстрировались на уроке, или похожие. Это приучает их самостоятельно добивать знания, они фиксируют в тетрадях результаты домашних опытов, пытаются делать выводы. Практическую работу «Изучение строения пламени» провожу фронтально. Сколько радости в глазах ребят, как они светятся, когда, исследуя каждую часть пламени, ребята сами делают вывод о самой холодной и самой горячей части пламени.
При проведении практической работы по теме «Физические и химические явления» они учатся выделять признаки химических реакций, т.е., у них вырабатывается умение сравнивать и выделять главное.
Первые практические работы провожу фронтальным методом и только во втором полугодии перехожу к групповым. Довольно быстро у учащихся вырабатываются навыки работы с лабораторным оборудованием (штативом, спиртовкой, стеклянной посудой).
Когда учебный материал требует иллюстративно-объяснительных методов, оживляю занятие и вызываю заинтересованность чтением рассказов, стихов. Например, занятие по теме «Кислород» начинаю с чтения стихотворения Е.Ефимовского «История о том, как англичанин Пристли обнаружил один важный элемент горения». Предлагаю слушать внимательно и назвать свойства кислорода, о которых говорится в стихотворении. Как вывод записываем свойства кислорода в тетрадь. Продолжаю чтение дальше, слушая стихотворение, учащиеся определяют где в природе и в каком виде встречается кислород и определяют его значение для жизни на Земле.
В качестве закрепления знаний о свойствах кислорода проводим практическую работу «Распознавание кислорода и углекислого газа».
Методическая основа изучения языка, в том числе химического, сложилась в результате многовековой практики обучения грамоте. Сначала усваивается «буква» (химический знак), затем составленное из «букв» «слово» (химическая формула). К занятию по теме «Знаки химических элементов» предложила дома сделать карточки с изображением символов, названий и произношений знаков химических элементов. Символы металлов ребята обозначают синим цветом, неметаллов – красным. Этот прием сразу позволяет обратить внимание учащихся на то, что существуют химические элементы, различающиеся по свойствам, об этом они постепенно узнают все больше и больше. Эти карточки служат разминкой почти на всех последующих занятиях. К концу года учащиеся знают 20 знаков химических элементов.
Понятие о химическом элементе, простых и сложных веществах ввожу, используя модели. Например, при изучении состава воды ребята лепят из пластилина две модели молекулы воды. Рассматриваем опыт «Разложение воды» и предлагаю показать с помощью этих моделей процесс превращения сложного вещества в простые. Химические формулы простых и сложных веществ объясняю на шаростержневых моделях из набора. Учащиеся сами составляют модели молекул кислорода, водорода, углекислого газа, воды и другие.
На занятиях применяю дидактические игры. При закреплении знаний провожу игру «Что лишнее». Играть в нее может весь класс и учащиеся индивидуально. Хороша она тем, что за несколько минут может повторить много понятий и проконтролировать всех учащихся. Кроме того, ее можно использовать на каждом занятии, дополняя список теми понятиями, которые только что изучили. Например: (горение, скисание, таяние); (алюминий, нож, кислород); (водород, вода, железо).
Игры: «Лото», «Назови элемент» тоже рассчитаны на 5-7 минут и охватывают всех учащихся. В зависимости от цели и задач конкретной темы, содержания изучаемого материала, применяю работу с карточками - заданиями. Некоторые занятия специально отвожу решению задач вычислительных и логических.
Не менее важное значение имеет самостоятельная работа дома при подготовке к уроку. Ребята занимаются без учебника, ведут записи в тетради. Заинтересовываю их литературой по химии, доступной для их возраста. Например, М.Курячая «Химия в картинках», Б.Ф.Степин, Л.Ю.Аликберова «Книга по химии для домашнего чтения».




ВЫВОД: пропедевтический курс химии в 7 классе необходим, т.к.: 1) соблюдается преемственность в изучении «естествознания» и основного курса химии в 8 классе; 2) прививает интерес к предмету; 3) облегчает усвоение сложных вопросов в курсе 8 класса; 4) высвобождает время для решения задач.


























13PAGE 15


13PAGE 142615