Программа пропедевтического курса «Введение в химию» для 6- классов
Распределение форм и способов обучения (всего 68 часов)
Виды уроков, занятий
Количество часов
Разновидности форм
Урок – место коллективной работы класса над постановкой и решения учебной задачи
22ч
Урок постановки учебной задачи
Урок моделирования и констр-я нового способа
Урок презентация
Учебное занятие – место для групповой работы
10ч
Коррекционные, контрольно-оценочные, проектно- исследовательские
Лабораторный практикум (эксперимент) – место для групповой работы для получения, исследования и доказательства веществ и их свойств
28ч
Лабораторная работа, химический эксперимент, демонстрационный опыт, домашний опыт
Мастерские и консультации – групповые и индивидуальные занятия
8ч
Консультация – место «умных» вопросов
Мастерские – место решение проблемы
Программа пропедевтического курса «Введение в химию» для 6- классов, всего 18 часов
(0,5 часов в неделю)
Тема
Дата
план
Дата
факт
№ урока
Урок
Понятийные средства
Вещество
(10ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вещество-молекула-атом. Химический элемент.
Вещества и смеси веществ.
Однородные и неоднородные смеси.
Физические свойства знакомых веществ.
Простые и сложные вещества.
Модели атомов и молекул.
Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Лабораторная работа «Разделение смеси песка и соли».
- понятие «тело», «вещество», «смеси»
- агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, теплопроводность, электропроводность
- вещество- молекула – атом = (химический элемент)
- хим. Знаки некоторых элементов (русское и латинское название), хим. Формулы (индекс)
- простые и сложные вещества (качественный и количественный состав)
- модели атомов и молекул (шаростержневые и объемные модели)
- «чистые вещества», однородные и неоднородные смеси, газообразные, жидкие и твердые смеси.
Превращение вещества
(2 ч)
11
12
Химические явления.
Лабораторная работа «Определение признаков химических реакций».
- хим. Опыты («Вулкан на столе», «Дым без огня», «Звездный дождь», «Темно-серая змея», «Химические Водоросли», «Несгораемый платочек»)
- основные признаки хим. явлений
Исследование вещества
(2 ч)
13
14
Лабораторная работа «Осаждение солей»
(получение осадка).
Лабораторная работа
«Получение кислорода и выявление его свойств».
- осадители и растворители, признаки химического явления
- простое вещество, тяжелее воздуха, поддерживает горение
Великие химики
(4 ч)
15
16
17
Михаил Васильевич Ломоносов
Дмитрий Иванович Менделеев
Александр Михайлович Бутлеров
Проектно-исследовательская деятельность на темы: (биография, образование, работы, труды)
1 час – резервное время.
Содержательная область
Способы действия
Понятийные средства
Вещество
(16ч)
- определение количественного и качественного состава вещества
- вычисление массовой доли элементов в сложном веществе
- составление химических формул бинарных соединений
- определение валентности по химической формуле
- распознавание и исследование оксидов (хлоридов, сульфидов)
- получение углекислого газа из мела и ее распознавание (лабораторная работа)
- знакомство с классами сложных веществ
(знакомые кислота и щелочь, соли)
- расчеты на «количество вещества»
- вычисление количества вещества по известной массе
- вычисление количества вещества по объему
- вычисление количества вещества по числу молекул
- вычисление массы, объема, числа молекул по количеству вещества
- состав веществ (простые и сложные)
- Мr, W- массовая доля
- понятие «валентность», « бинарные соединения», ПСХЭ
- хим. формула, индекс, «валентность»
- качественный состав вещества
- превращение вещества, кислота
- классификация сложных веществ
- количество вещества, моль
- отношение массы к молярной массе
- отношение объема к молярному объему
- отношение числа молекул к числу Авогадро
- количество вещества, моль
Содержательная область
Способы действия
Понятийные средства
Превращение вещества
(7ч)
Исследование вещества
(7ч)
Великие химики
(4ч)
- лабораторная работа. Реакции между двумя сложными веществами
- лабораторная работа. Реакции между простыми и сложными веществами
- лабораторная работа. Испытание малахита, марганцовки
- лабораторная работа (реакции соединения)
сжигание медной проволоки
- изучение процесса коррозии
(лабораторная работа)
- испытание горючести различных веществ
(лабораторная работа)
- исследование строительных материалов (цемент, бетон, известняк, глина, гипс)
- Лабораторная работа. Что чем клеить?
- выявление «Секретов Золушки» (зола, сода)
- Лабораторная работа. Чем мыть?
-
-
Проектно-исследовательская деятельность на темы: (биография, образование, работы, труды)
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Дмитрий Иванович Менделеев
- Александр Михайлович Бутлеров
- обобщение курса «Введение в химию»
- металлы (алюминий, золото, железо)
- неметаллы (азот, сера, фосфор)
- типы химического превращения, р-и обмена
- реакции замещения
- реакции разложения
- реакции соединения
- превращение веществ, условия превращения
- необходимые и опасные горючие вещества
- свойства веществ и их применение
- свойства вещества их применение
Планируемые результаты:
Содержательная область
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Личностные
Вещество
Превращение вещества
Исследование вещества
- характеризовать свойства вещества;
- определять качественный и количественный состав вещества;
- определять домаший адрес элемента (особенности Ме и НеМе);
- моделирование бинарных соединений
- определять хим. явления и физические явления;
- составлять молекулярную схему превращения;
- определять превращения;
- расчеты количества вещества;
- планировать и проводить химический эксперимент;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, хим- е реакции,
протекающие в природе и в быту;
- соблюдать правила ТБ при работе с хим. веществами.
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, исследование;
- применение основных методов познавания (системно-информационный анализ, моделирования) для изучения различных сторон окружающего мира
- использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций:
- формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей,
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка.
15