Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса Введение в химию вещества


"Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса "Введение в химию вещества""
Степанова Ольга Владимировна
учителя химии Соболохской СОШ
2016ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГОНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ............................... 6
Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И АНКЕТИРОВАНИЯ.... 8
ВЫВОДЫ..................................................................................................... 11
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 12
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экономизации, компьютеризации и юриспруденции, химия перешла в разряд непрестижных наук.
Основная проблема обучения химии в малокомплектных школах заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Следовательно, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования.
На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же количества часов.
Именно поэтому химия нуждается в пропедевтике, которая экспериментально подтверждена многолетней педагогической практикой. Вопрос о введении учебного предмета «Химия» с 7-го класса становится весьма актуальным.
Вышеизложенные проблемы обусловили выбор темы педагогического проекта «Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества».
В 2013 году наша школа получила статус агротехнологического направления. Школа у нас малокомплектная, число обучающихся - 52, из них число школьников, изучающих химию - 20. В малокомплектных школах, как и во всех школах кипит работа внеурочной деятельности, работают различные факультативы, элективные курсы, кружки, секции. И естественно главной проблемой становится нехватка школьников. Поэтому чтобы привлечь заинтересованность, любовь к предмету химия мы решили усилить работу предпрофильной подготовки и профильное обучение данного предмета в средней школе.
Цель данного педагогического проекта: повысить эффективность обучения химии на протяжении всего периода обучения в средней школе за счет введения пропедевтического курса по предмету.
Объект проекта: процесс пропедевтического изучения химии в 7 классах.
Предмет проекта: пропедевтический курс.
Гипотеза проекта: введение пропедевтического курса химии в 7 классах школы будет способствовать повышению качества знаний учащихся, уровня сформированности предметных и интеллектуальных умений, интереса к предмету, а также уменьшит интенсивность прохождения учебного материала в 8 классе.
Для реализации поставленной цели и для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
На основе анализа психолого-педагогической, предметной и методической литературы исследовать состояние проблемы в современном образовании.
Определить теоретико-методологические и дидактико-методические основы исследования.
Экспериментально подтвердить эффективность введения пропедевтического курса химии.
Разработать рабочую программу пропедевтического курса химии для 7 классов.
Провести апробацию пропедевтического курса.
Внести корректировки в рабочую программу по химии за 8 класс.
Этапы педагогического проекта. Проект реализуется в три этапа на базе МбОУ «Соболохской СОШ Момского района РС(Я)»
На первом этапе (2010-2011г.) – поисково-диагностическом изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения химии; анализировалась психолого-педагогическая литература; была выдвинута рабочая гипотеза; определены задачи проекта.
На втором этапе (2011-2012 г.) – теоретико-экспериментальном разработана и апробируется в учебно-воспитательном процессе рабочая программа пропедевтического курса для 7-х классов «Введение в химию вещества».
На третьем этапе (2012-2013 г.) – обобщающем планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику.
Для решения поставленных задач использовались:
теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и предметной литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент;
методы количественной и статистической обработки экспериментальных данных: тестирование, анкетирование и др.
Научная новизна и теоретическая значимость проекта состоит в том, что:
Обоснованы роль и место пропедевтического курса химии в системе общего химического образования.
Разработаны и научно обоснованы теоретико-методические основы пропедевтического обучения химии для учащихся 7 классов.
Созданы теоретическая модель и целостная методика обучения учащихся пропедевтическому курсу химии.
Разработано дидактико-методическое обеспечение пропедевтического курса химии (рабочая программа).
Практическая значимость проекта состоит в создании рабочей программы пропедевтического курса химии, которая успешно реализуется в настоящее время в 7 классе МБОУ «Соболохская СОШ Момского района», что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания самого учителя.
Материалы настоящего проекта могут быть использованы педагогами в процессе обучения химии.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГОНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ
Пропедевтикой (от греч. рropaideuo - предварительно обучаю), называется совокупность сведений и знаний, которыми необходимо запастись до начала какого-нибудь научного или специального занятия. После чего процесс познания идет значительно эффективнее.
С.И.Ожегов трактует пропедевтику как «предварительный круг знаний о чем-либо».
Более образно пропедевтику можно сравнить с подготовкой почвы перед посевом. Несомненно, урожай можно вырастить на любой почве, но его качество во многом будет зависеть от подготовительной работы.
Существует несколько научных идей (направлений) и практических подходов к организации пропедевтической работы по химии:
Первое направление – это введение интегрированного курса естествознания, осуществляющего изучение предметов естественного цикла. Наиболее известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г. Хрипковой. Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаки химических элементов, химические формулы, валентность), классами неорганических веществ (кислоты и основания) и химическими явлениями, происходящими с ними.
Идею интеграции химии и физики реализует пропедевтический курс А.Е. Гуревича с соавторами, который знакомит обучающихся 5-6 классов с предметом химии и научными методами её познания, со строением вещества (молекулы, атомы, ионы), с составом веществ (простые и сложные, оксиды, кислоты, соли, основания), некоторыми органическими соединениями (белки, жиры, углеводы) и химическими явлениями (реакции разложения и соединения), а также составлением уравнений реакций на основе закона сохранения массы веществ.
Второе направление полностью соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, - «Введение в химию». Это пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами курса химии как основной, так и средней школы, а также с началами химического эксперимента (27 лабораторных опытов).
Третье направление реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна. Предложенный курс формирует устойчивый познавательный интерес к химии, готовит обучающихся к изучению серьёзного учебного предмета, позволяет разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы и отработать те предметные знания и умения, на которые не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах.
Четвёртое направление реализует идею раннего изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части систематического школьного курса химии, разгруженного за счёт перенесения части учебного материала из 8-го в 7-й класс. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г. Остроумова. Начало системного изучения химии в 7-м классе позволит:
уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в 8 классе;
получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины;
начать формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Чтобы избежать значительной перегрузки курса химии основной школы и обеспечить обучающимся возможность получения полноценного химического образования в МБОУ «Соболохская СОШ Момского района» в 7 классах осуществляется эксперимент по внедрению пропедевтического курса «Введение в химию вещества» И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна. На изучение курса отводится 1 час в неделю за счет школьного компонента.


Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И АНКЕТИРОВАНИЯ
С 2011-2012 уч.г. в эксперименте участвует седьмой класс нашей школы. Эксперимент по внедрению курса закончен. Результаты мониторинга показывают положительную динамику в отношении к предмету, по качеству знаний обучающихся седьмых классов, исходя из которых можно свидетельствовать об эффективности предлагаемого пропедевтического курса.

Результаты мониторинга за 2011-2014 уч/г.
Класс 7 класс
8 класс 9 класс
Стандарт Качество знаний Стандарт Качество знаний Стандарт Качество знаний
Входной контроль (сентябрь) - - 100% 64% 100% 65%
Полугодовое тестирование (декабрь) 100% 62% 100% 67,5% 100% 67,5%
Итоговый контроль (май) 100% 64,4% 100% 68% 100% 70,5%

В 2012-2013 уч.г. 2 ученика из 5 обучающихся данных классов выбрали химию для сдачи ГИА, что составляет 40%. Из них 1 ученик сдал на 5, получив 26 баллов, а другой на 4, получив 19 балл. В 2013-2014 уч.г. тоже 2 ученика из 4 обучающихся выбрали химию для сдачи ОГЭ, что составляет 50%. Оба ученика сдали на хорошо с баллами 20 и 24.
На начало 2011-2012 уч. г. - уровень тревожности детей и родителей за столь раннее введение курса химии доходил до 23% (по результатам анкетирования). Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию были проведены разъяснительная работа с родителями обучающихся 7 классов, в сентябре на родительском собрании и индивидуальные беседы. К началу второго полугодия уровень тревожности детей и родителей снизился.
Реализация межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введёнными в обучение ранее или параллельно с химией, а также с гуманитарными дисциплинами – музыкой, историей, позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся с появлением новых предметов. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые администрацией школы совместно с учителем химии и школьным психологом.
Аналитический отчёт по изучению тревожности, мотивации, отношению к предметам в 7 классе.
Тревожность
Четверть 1
четверть 2
четверть 3
четверть 4
четверть
Общая тревожность 22,2% 18,4% 15,7% 12,3%
Страх ситуации проверки знаний 26,3% 20% 16,7% 14,7%
Проблемы страх в отношении с учителем 11,1% 10,5% 9,% 7,5%
Сопротивляемость стрессу 7% 6,3% 5,5% 5,2%
2. Мотивация
Уровень мотивации
79,2%
Положительное отношение к школе 15,5%
При высоком уровне мотивации, обучающиеся могут испытывать тревожность из-за неудач в успеваемости, отметок и замечаний. Показатели положительного отношения к школе: школа больше привлекает внеучебной деятельностью.
Отношение к предмету.
Класс 7
Химия 3
Негативное отношение (переживание, стресс, огорчения) к предметам по пятибалльной шкале.
Доминирующими методами обучения являются технологии критического мышления: эксперимент, открытие, ассоциативный методы как наиболее полно учитывающие психологические особенности детей подросткового возраста.
Для поддержания интереса к химии я стремлюсь сделать уроки интереснее, полезнее и информативнее с помощью ИКТ. Для практических работ разрабатываются электронные инструкции с картинками и видеороликами.
Анкетирование по изучению мотивации учащихся в конце первой четверти 2012 г показало, что, несмотря на сложность изучения данного предмета, 83% обучающихся отмечали его полезность. На уроках приводится достаточное количество интересных фактов из жизни («полезные советы юным химикам»), поэтому материал воспринимается легко.
Введение нового курса потребовало оптимально сочетать формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, т.к. обучающиеся в силу психических и физиологических особенностей развития рассеивают своё внимание при изучении сложного или объёмного материала. Чтобы привлечь, сконцентрировать их внимание, приходится показывать образцы своего творчества на каждом уроке.
Разнообразные средства обучения, используемые на уроке, позволяют ученикам проявить себя в той или иной деятельности. Интерес к предмету на уроке постоянный, что позволяет обучающимся участвовать в выполнении творческих заданий, внеклассной работе по предмету (подготовка сообщений, составление кроссвордов, создание мультимедийных презентаций к урокам и др.).
Нестандартные уроки формируют положительное отношение и интерес учащихся к предмету, создают психологически комфортную и увлекательную обстановку, в которой усвоение учебного материала происходит непроизвольно.
С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися более десяти лабораторных опытов, пяти практических работ, в том числе одной, вынесенной в качестве домашнего эксперимента («Выращивание кристаллов»). После проведения домашнего эксперимента мы устраиваем конкурс «Лучший кристалл», конкурс рисунков по технике безопасности. Здесь равнодушных и оставшихся в стороне нет.
Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Смеси веществ и их состав» и «Классификация химических веществ». Заключительный урок курса проводится в форме ученической конференции «Классификация неорганических веществ и их представители».

ВЫВОДЫ
Данный педагогический проект завершён. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Обучающиеся выражают позитивное отношение к введению пропедевтического курса «Введение в химию. Вещества» И.Г. Остроумова.
Введение пропедевтического курса способствует повышению качества знаний обучающихся, уровня сформированности предметных и интеллектуальных умений, а также сознательному выбору обучающимися химико-биологического профиля обучения в старшей школе.
Необходимо дальнейшее исследование педагогических возможностей пропедевтической работы на уроках химии для формирования устойчивого познавательного интереса к предмету и целостной химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

ЛИТЕРАТУРА:
1. И. Г. Остроумов, И. В. Аксенова, Т. В. Сажнева: Методическое пособие к учебнику И. Г. Остроумова, О. С. Габриеляна «Введение в химию. Вещества» (7 класс). Пособие для учителя и учащихся. — Москва: «Сиринъпрема», 2007. — 104с.
2. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. - М.:ТЦ Сфера, 2004.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию //Химия в школе.-2005.-№8 – с.19-26.
4. Габриелян О.С. Пропедевтика химии в школе: вчера, сегодня, завтра // Химия в школе.-2006.-№7 – с.21-25.
5. Естествознание: Учеб. для 6, 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Хрипкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова и др. Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1996,1997.
6. Остроумов И.Г., Боев А.С. Химия.7кл.: Введение в химию. Вещества: Учеб. пособ. для общеобразоват. учреждений. - М.: Сиринъ, 2006
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru -Сеть творческих учителей.
www.Wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия
www. Internet-school.ru - Интернет - школа. Просвещение. RU
www.lib.ua-ru.net/diss/cont/111957.html