Программа элективного курса Физика вокруг нас (9 класс)
Программа курса по выбору для 9 класса
Физика вокруг нас
Пояснительная записка
Мы живём в мире разнообразных физических явлений. Знать и понимать физику – это значит уметь видеть физические явления вокруг нас и уметь их объяснять.
Многие из них – радуга, сияющая от горизонта до горизонта; зори, когда небо и облака над горами как будто пылают в огне или полярные сияния – весьма красочны. Другие – оптические иллюзии, сияние далеких звезд и маленького светлячка, шум прибоя – кажутся завораживающими и загадочными. Иные – гроза, смерч, ночное свечение в море или в лесу – пугают нас. Большинство же – падение дождинок, мерцающее пламя свечи, работа термометра или компаса, полет птицы, – кажутся привычными, но ненамного более понятными. Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретём о нём научное знание.
Не углубляясь в длинные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.
К сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности физического образования, вследствие чего уменьшается интерес школьников к изучению физики как предмета. Зачастую к тому времени, когда выясняется, что для поступления в ВУЗ нужно будет сдавать ЕГЭ по физике, у большинства из них уже формируется негативное отношение к этому предмету, а зачастую и к точным наукам вообще. Нередко, по многим причинам, их изучение превращается в изнурительное, лишенное смысла и сопровождаемое отрицательными эмоциями, натаскивание на решение задач и освоение сухой теории. В итоге, даже став взрослыми, люди отвращаются от чтения научно-популярной литературы по естественным наукам.
Курс «Физика вокруг нас» практико-ориентирован. Основные его принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его; выполнима, решение её должно быть получено участником исследования; оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Курс состоит из нескольких частей, каждая из которых соответствует определенному разделу физики.
Цель курса – формирование у учащихся представления об общей естественнонаучной картине мира.
Задачи курса:
углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике
развитие логического мышления;
развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения;
Содержание курса включает в себя теоретическую и практическую части. Для реализации данного содержания используются методы активного обучения (исследовательский, частично - поисковый), развивающие познавательную активность и творческую самостоятельность.
Для развития образовательных и информационных компетентностей у учащихся ведущими являются такие формы организации учебной деятельности как практическая работа, создание и защита презентации, написание реферата, дискуссия. Преобладающие приемы учебной деятельности: общение диалогического типа, предметом которого является физическое явление, решение практической познавательной задачи.
Практическая часть курса предполагает использование элементов исследовательской деятельности при работе с физическим оборудованием и различными источниками информации (учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами), отборе и переработке информации для написания реферата, создания презентации - представления физического явления.
Курс использует тесные межпредметные связи с географией, астрономией, биологией, литературой, химией, математикой, экологией.
Курс предназначен для учащихся 9 классов. Рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать, понимать:
Суть основных природных явлений, их причины, физическую основу, возможный вред и практическую пользу для человека.
Уметь:
связывать воедино и использовать отдельные части информации о физическом явлении из различных источников;
работать с различными типами физического оборудования;
подготовить реферат, компьютерную презентацию по теме;
выступать на публике; выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
сотрудничать и работать в команде.
Тематический план
№ Тема Всего часов Из них
теория практ. Комб. занятие
Тематический план
Вводное занятие. 2ч. 1ч. 1ч. -
Механические явления. 4ч 1ч. 1ч. 2ч
Звуковые явления. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч
Тепловые явления. 4ч. 1ч. 1ч. 2ч
Электрические явления. 4ч. 1ч. 1ч. 2ч
Магнитные явления. 4ч. 1ч. 1ч. 2ч
7 Световые явления. 4ч. 1ч. 1ч. 2ч
8 Физика природных явлений 4ч. 2ч. - 2ч
9 Элементы биофизики 4ч. - - 4ч
10 Защита проектов 2ч. Всего 34 ч. 9 ч. 7ч. 18ч.
Содержание курса
Введение – 2ч.
Природа и человек. Физические явления и их роль в природе и технике. Практика: физические приборы и точность их измерения (датчики скорости, влажности, давления, звука, магнитного поля, температуры и т.д.).
Механические явления – 4ч.
Большие и малые тела, сравнение скоростей тел. Их движение. Виды движений. Движение трамвая, движение дирижабля, движение планет. Применение рычага при строительстве. Строение тел. Практика: механические свойства твердых тел – прочность и хрупкость, пластичность и упругость.
Звуковые явления – 2ч.
Строение уха и уровень шума. Мир звуков: сверхзвуковой самолет, звуковая волна, резонанс звука. Летучая мышь и дельфин на охоте.
Тепловые явления – 4ч.
Температура. Теплопроводы и теплоизоляторы. Ускорители весны. Кристаллические и аморфные тела. Туман. Практика: возникновение тумана. Туман и цвет. Облака и их типы. Этот изменчивый снег. Примеры тепловых явлений в поэзии, прозе, легендах.Электрические явления – 4ч.
Практика: электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Атмосферное электричество и газовый разряд электросварки, работа электронагревательных приборов, работа компьютерной техники. Виды молний. Электрические явления в поэзии, прозе, легендах.
Магнитные явления – 4ч.
Практика: магнит, компас. Как взаимодействуют магниты? Как устроены электромагнит и электродвигатель?
Что такое полярное сияние? Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются?
Световые явления – 4ч.
Свойства света и его роль в природе и технике; зрение, фотоаппарат, бинокль, телескоп. Видимые и невидимые излучения. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Практика: дисперсия света. Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Ход светового луча в капле дождя. Интерференция в живой природе. Световые явления: мифы и легенды
Физика природных явлений – 4ч.
Куда дует ветер. Течение рек и океанов. Приливные и ветровые источники энергии. Свечение моря. Светящиеся организмы. Такие разные волны. Закономерности цунами. Бедствия, причиняемы волнами цунами. Когда рождаются лавины. Путешествие в недра Земли. Некоторые вулканические катастрофы. Бедствия, причиняемые землетрясениями. Альтернативные источники энергии.
Элементы биофизики – 4ч.
Силы трения и силы сопротивления в организмах животных. Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Открытия Гальвани. Электрические явления в живой природе. Радиоактивные изотопы и их применение.
Тематическое планирование
№ п/п Тема занятий Дата
Вводное занятие. Природа и человек. Физические явления и их роль в природе и технике. Физические приборы и точность их измерения. Механическое движение. Виды движений. Большие и малые тела. Их движение. Рычаг. Механические свойства твердых тел – прочность и хрупкость, пластичность и упругость. Строение уха и уровень шума. Мир звуков Инфразвук и ультразвук в природе, медицине и технике. Температура. Сравнение температурных шкал. Теплоизоляторы. Кристаллические и аморфные тела. Физика природных явлений: туман, облака и грозовая туча, снег и лед, дождь, град. Природные явления в поэзии, прозе, легендах. Электризация тел. Гроза. Атмосферное электричество и газовый разряд электросварки, работа электронагревательных приборов, работа компьютерной техники. Молния. Виды молний. Электрические явления в поэзии, прозе, легендах. Магнитные явления. Магнитное поле Земли. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Полярное сияние. Интерференция в живой природе. Свойства света и его роль в природе и технике; зрение, фотоаппарат, бинокль, телескоп. Видимые и невидимые излучения. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Дисперсия света. Световые явления: мифы и легенды. Ветер. Течение рек и океанов. Приливные и ветровые источники энергии. Свечение моря. Светящиеся организмы. Волны. Землетрясение. Альтернативные источники энергии. Силы трения и силы сопротивления в организмах животных. Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Открытия Гальвани. Электрические явления в живой природе. Радиоактивные изотопы и их применение. Защита творческих проектов Защита творческих проектов