Начало феодальной раздробленности Руси. Рождение самостоятельных княжеств


Тема: Рождение самостоятельных княжеств Цели урока:
Образовательные: объяснить причины распада Руси; рассказать о последствиях распада Руси на отдельные княжества.
Развивающие: развитие творческого мышления, воображения, речи, памяти, формирование навыков групповой работы и работы с текстом, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитание любви и уважения к традициям русского народа, патриотизм.
Тип урока: Изучение новой темы
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные понятия: усобицы, удел, стол великого князя.
Оборудование: доска, компьютер, колонки.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.
Ход урока:
Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные
Организационный момент.
Определение наличия раздаточного материала Мотивация: Велика и могущественна была Русь во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого, но мир внутри государства, установившийся при Владимире и не без труда сбереженный его преемником, сохранялся, увы, недолго. И уже с 1094 г. на Руси началось тяжелейшее время опустошительных княжеских междоусобиц. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русичам в это время? Поговорим об этом на нашем уроке.
План урока
Начало дробления Руси.
Почему единая Русь распалась на самостоятельные княжества?
Последствия дробления единой Руси.
Княжества и земли раздробленной Руси. Умение сформулировать причинно-следственные связи, формировать собственное мнение и отношение, поиск аргументов в его защиту Умение аргументировано защищать собственную позицию Взаимодействие с партнером, распределение ролей, сотрудничество при выполнении задания
Изучение новой темы
Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период раздробленности. В этих странах строились неприступные замки и города, умножались крепости и деревни, развивались земледелие и ремесла. Но в то же время часто вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство... Так, бывшие прежде едиными, целостными, державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.
Не миновала раздробленности и Древняя Русь. Как и почему происходил этот процесс, каковы были последствия раздробленности на Руси? — обсудим эти вопросы на нашем уроке.
Вспомните, какое завещание своим сыновьям оставил Ярослав Мудрый.
К чему это привело?
Владимир Мономах после кончины своего отца имел возможность занять престол Киева, но, предвидя, что это приведет к обострению и без того непрекращавшихся усобиц, сам предложил своему двоюродному брату, сыну старшего из сыновей Ярослава Святополку Изяславичу, княжившему в Турове, занять киевский престол. Таким образом Владимир Мономах, во-первых, поддержал принцип старейшинства, во-вторых, показал свою политическую зрелость и мудрость в принятии решений, несмотря на свой возраст.
До наших дней дошел документ «Поучение», написанный Владимиром Мономахом для своих сыновей. Прочитайте его на и ответьте на следующие вопросы.С какой целью было написано «Поучение»?
Какие мысли Владимира актуальны и сегодня?
Как вы можете охарактеризовать автора произведения?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучениявопроса.)
Но и будучи сторонником единения Руси, Владимир Мономах посадил своих сыновей на княжение в разные города страны, т. е. появились новые княжества.
Внимательно изучите карту и сделайте вывод о процессах, происходивших на Руси в этот период. (Ответы детей.)
Сын Мономаха Мстислав Великий еще удерживал единство государства, но с 1032 г. (дата смерти Мстислава) — начинается время окончательного раздробления Древней Руси на отдельные государства.
Вспомните историю Средних веков и предположите, почему единая Русь распалась на самостоятельные княжества.
Заполните таблицу.
Последствия дробления единой Руси
Представьте, что вы находитесь на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос о последствиях феодальной раздробленности. Одни говорят, что это благо для Руси, другие им возражают. Чью позицию вы принимаете? Ответ аргументируйте, используя те тезисы, которые вы занесли в таблицу.
(Мини-дискуссия.)
Да, Киев традиционно сохранял свое столичное значение, но большинство из русских земель того времени были могущественнее и богаче, чем Киевское княжество. Наступил период феодальной раздробленности.
Как выдумаете, почему Владимир Мономах, деятельность которого высоко оценивают так много историков, смог победить половцев, а остановить дробление Древней Руси не сумел?
Вспоминают какое завещание своим сыновьям оставил Ярослав
Работа с картой
Работа с таблицей умение слушать и сопоставлять разные источники информации
умение выделять основное
Умение выделить основное в получаемой информации, работа с кластерной методикой запоминания материала
анализ исторических источников и выдвижение аргументов в доказательство своего суждения
умение выделить основное
Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей
Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей Формирование навыков сотрудничества,
Умение аргументировано защищать собственную позицию Взаимодействие с партнером, распределение ролей, сотрудничество при выполнении задания
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Домашнее задание: Составьте синквейн на тему «Владимир Мономах» Изучение дат,фактов и событий
Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей