Конспект урока по окружающему миру на тему Насекомые (Перспективная начальная школа, 2 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Предмет: окружающий мир
Класс: 2Е
Учитель: Амельченкова Н.А.
Тема урока: «Насекомые»

СМОЛЕНСК – 2017
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование универсальных учебных действий (см. планируемые результаты, представленный на каждом этапе урока).
УМК: «Перспективная начальная школа» («Окружающий мир» под редакцией О.Н. Федотовой и др.).
План урока
Этап I. Организационный
Содержание этапа Приветствие учителя и организация рабочего места обучающихся
Деятельность обучающихся Самоорганизация, проверка готовности к совместной деятельности, психологический настрой на урок
Деятельность учителя Приветствие, осуществление психологического настроя на совместную деятельность и наблюдение за обучающимися
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Проверить готовность к совместной деятельности, настроившись на нее
Планируемые результаты Предметные УУД
Самоорганизация
Психологический настрой на совместную деятельность
Этап II. Проверка домашнего задания
Содержание этапа Организация совместной деятельности по проверке домашнего задания
Деятельность обучающихся Работа в парах
Деятельность учителя Интеллектуальный следопыт и наблюдатель
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Ситуация 1. Конструктор
(Изучена тема «Разнообразие животных»).
- Уважаемые ребята, представьте, что Вы конструкторы. Вас попросили создать схему по теме предыдущего урока (обучающимся надо вспомнить данную тему и создать схему; правильность ее заполнения проверяется по «ключу»).
Животные
Звери Птицы Рыбы Земноводные
Пресмыкающиеся Насекомые
Планируемые результаты Предметные УУД
Составлять схему, используя фактологический материал Познавательные: воспроизводить по памяти информацию; устанавливать причинно-следственные связи;
составлять схему.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; оценивать уровень владения материалом.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, соблюдая культуру речевого поведения.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Этап III. Актуализация опорных знаний
Содержание этапа Актуализация опорных знаний для успешного усвоения нового материала во время совместной деятельности
Деятельность обучающихся Поисковики
Деятельность учителя Организатор
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Ситуация 2. Определи-ка!
- Опираясь на свой жизненный опыт:
- Найдите ассоциации к слову «насекомые».
- Каких насекомых вы видели в жизни?

Планируемые результаты Предметные УУД
Осуществлять ассоциативные связи, используя субъектный опыт Познавательные: воспроизводить информацию на основе субъектного опыта.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; оценивать уровень владения материалом.
Коммуникативные: правильно строить аргументированные высказывания;
осуществлять сотрудничество, соблюдая культуру речевого поведения.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Физминутка (общеукрепляющая, гимнастика для глаз)
Этап IV. Усвоение новых знаний
Содержание этапа Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний во время совместной деятельности
Деятельность обучающихся Аналитики
Деятельность учителя Исследователи (ситуация 3), поисковики (ситуации 4,5), конструкторы (ситуация 6)
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Ситуация 3. Определи-ка!
- Ответьте на вопросы:
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Каковы цели урока?
- Как спланируем нашу деятельность?
- Зачем нужно изучать данную тему?
- Где мы можем использовать эти знания?
Ситуация 4. Объясни-ка!
- Почему насекомые так называются?
Ситуация 5. Найди-ка!
Читая текст в учебнике (часть 2, с.9), обучающиеся, работая в парах, составляют опорный конспект в образной модели: рисуется, например жук, затем подписываются части насекомых. Далее осуществляется проверка по «ключу».
Ситуация 6. Составляй-ка!
Осуществляется работа с текстом учебника (часть 2, с.10-11), в процессе которой обучающиеся выписывают названия насекомых на отдельных листах.
- Распределите этих насекомых на группы.
- Составьте схему.
Насекомые
Растительноядные Хищные Всеядные
На доске появляется данная схема. Под каждой группой располагаются виды насекомых.
Планируемые результаты Предметные УУД
Работать с содержанием темы, выявлять смысловое содержание учебной деятельности, устанавливать логические связи, осуществлять выборочное чтение. Познавательные: выявлять особенности, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, приводить примеры.
Регулятивные: осуществлять целеполагание, планирование деятельности, удерживать цель деятельности; оценивать уровень владения материалом.
Коммуникативные: правильно строить аргументированные высказывания;
осуществлять сотрудничество, соблюдая культуру речевого поведения.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Этап V. Закрепление изученного материала
Содержание этапа Закрепление изученного материала во время совместной деятельности
Деятельность обучающихся Аналитики
Деятельность учителя Консультант
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Ситуация 7. Закрепляй-ка!
Игровой момент: отгадываем загадки, затем хлопаем в ладоши, если называются растительноядные насекомые, молчим – если хищные, топаем – если всеядные.
1.От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает (бабочка)
2.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вволю нажжужжусь (жук)
3.С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка (кузнечик)
4.Не змея, а жалит
(оса)
5.Не зверь, не птица,
Нос, как спица (комар)
6.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
7.Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает (пчела)
Планируемые результаты Предметные УУД
Закреплять полученные знания посредством занимательного материала и игрового момента. Познавательные: осуществлять анализ, устанавливать взаимо-однозначные соответствия.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; оценивать уровень владения материалом.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Этап VI. Контроль
Содержание этапа Осуществление контроля за усвоением новых знаний
Деятельность обучающихся Исполнители, контролеры
Деятельность учителя Организатор, наблюдатель
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Ситуация 8. Проверяй-ка!
Оцените высказывания, поставив знаки «+» или «-».
- У насекомых 6 ног. (+)
- У насекомых 6 лап. (-)
- У насекомых есть голова, усики. (-)
- У насекомых есть голова, грудь, брюшко, ноги, усики. (+)
- Насекомые делятся на хищных, всеядных.(-)
- Насекомые делятся на хищных, всеядных, растительноядных.(+)
- Муравьёв надо беречь. (+)
Осуществляется взаимопроверка по «ключу».
Планируемые результаты Предметные УУД
Понимать смысл содержания задания, оценивать истинность или ложность высказываний. Познавательные: выявлять особенности, анализировать высказывания.
Регулятивные: осуществлять контроль, удерживать цель деятельности, выполняя само- и взаимоконтроль; оценивать уровень владения материалом.
Коммуникативные: воспринимать текст;
осуществлять сотрудничество, соблюдая культуру речевого поведения.
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Этап VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Содержание этапа Подведение итогов учебной деятельности, осуществление рефлексии
Деятельность обучающихся Думающие
Деятельность учителя Аналитик
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов - Ответьте на вопросы:
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Достигли цели урока?
- Где мы можем использовать эти знания?
- Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова:
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
Мне удалось …
Осталось непонятным …
С заданиями справился …
Меня заинтересовало …
Мне понравилось …
Самооценивание и оценивание со стороны учителя (аргументированное).
Планируемые результаты Предметные УУД
Проводить рефлексивный анализ Познавательные: выявлять особенности своего состояния, анализировать содержание собственной деятельности. Регулятивные: осуществлять рефлексию, самоконтроль, анализировать собственную работу оценивать уровень собственной деятельности.
Коммуникативные: правильно строить аргументированные высказывания;
осуществлять сотрудничество, соблюдая культуру речевого поведения.
Личностные: проявлять интерес; проявлять личностные качества; выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку.
Этап VIII. Домашнее задание (по выбору обучающихся)
Содержание этапа Инструктаж по выполнению домашнего задания
Деятельность обучающихся Слушатели-аналитики
Деятельность учителя Инструктор
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Прочитать и пересказать текст (с.9-11) – репродуктивный уровень.
Составить 5 вопросов (конструктивный уровень).
Подобрать факты об актуальности изученной темы или составить об этом рассказ (творческий уровень).
Планируемые результаты Предметные УУД
Осуществлять осознанный выбор, выполнять предложенные задания, работать с различными источниками информации. Познавательные: выявлять особенности в содержании текста, воспроизводить текст, дополнять его фактами. Регулятивные: реализовывать цель деятельности, осуществлять осознанный выбор, ответственно относиться к нему, организовывать себя на определенную деятельность.
Коммуникативные: воспринимать текст, расширять объём информации, правильно строить аргументированные высказывания.
Личностные: проявлять интерес; проявлять личностные качества; справляться с поставленной целью; продуктивно действовать.