Конспект урока по Окружающему миру на тему Насекомые


Окружающий мир в 1 классе.

Тема: Кто такие насекомые?

Тип урока – урок изучения нового материала

Задачи урока:

Образовательные:
Познакомить детей с насекомыми, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе.

Развивающие.
Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового восприятия.
Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.
Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.


Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.
Оборудование: Презентация «Кто такие насекомые?»;
У учащихся – лист с копией рисунка для раскрашивания; цветные карандаши; учебник для 1 класса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Ход урока


I Новый материал (Слайд №1)

Вводная часть

- Отгадайте загадку:
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето) (слайд №2 луг)
Сегодня Муравьишка познакомит и расскажет нам о том, кого он повстречал на летнем цветущем лугу.



Муравьишка отправился в путешествие, чтобы встретиться со своими сородичами. И ответить на вопросы: «Кто такие насекомые? Как отличить их от других животных?
А вы знаете значение слова сородичи? Сородич – это животное или растение, принадлежащее к одному роду. А к какому большому роду принадлежит наш Муравьишка?
-Почему же их назвали «насекомые»?
Их тело покрыто полосками, будто бы насечено, от слов “насечка”, “насекать” они, и получили свое название НАСЕКОМЫЕ.
Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.
Насекомые – уникальные животные. Насекомых свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Их 2 млн видов. (слайд №3)



Сегодня на уроке мы выявим отличительные признаки насекомых и научимся по этим признакам отделять насекомых от других животных.

Знакомство с муравьём.

- Отгадайте кого Муравьишка встретил первым на лугу.

В лесу у пня
Суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи и муравейник)
Вот так выглядит муравейник в разрезе. (слайд №4)


А это жилец муравейника (слайд №5)


Муравья называют санитаром леса, потому что он уничтожаю вредных насекомых. Обитатели одного муравейника уничтожают за лето около 1.000.000 разнообразных насекомых.
Муравей может поднять груз в 50 раз больше собственного веса, то же что человек поднимет грузовик.
Муравьи никогда не спят. В мире почти столько же видов муравьев (8800), сколько видов птиц (9000).

- Назовите части тела муравья. (Голова, брюшко, усики, 3 пары ног, грудь)

3. Знакомство с бабочкой.
Рядом с цветком на растение села бабочка. (слайд №6)

Откройте учебники на стр.20. Рассмотрите её. Назовите части тела бабочки.


За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, апполон, зорька, лимонница. Разных бабочек на земном шаре очень много. Питаются бабочки нектаром цветов, а есть такие, которые вообще не едят. Бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок.
Большинство насекомых проходят четыре стадии развития: яйцо, ЛИЧИНКА (гусеница), КУКОЛКА и ИМАГО (взрослое насекомое). Вы можете это увидеть на следующем слайде. Из яичек появляются гусеницы, которые превращаются затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка. (слайд №7)



Прочтите какой секрет открыла Мудрая Черепаха Муравьишке. (У всех насекомых 6 ног. Это их главный отличительный признак). (слайд №8)


Физминутка

Превратимся в бабочек, машите "крылышками" и кружитесь. (Под музыку кружатся)

Звенят ручьи в июне,
Ласкает солнце нас.
В лесок мы прилетели
И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим.
Красив на них узор!
Мы кружимся, порхаем.
Какой кругом простор!

Душистыми цветами,
Леса встречают нас.
И кажется, что с нами
Весь лес танцует вальс!

4.Знакомство со стрекозой.

Познакомьтесь со следующим насекомым.
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо...
(Стрекоза) (слайд №9)


Крупные стрекозы могут жить и 6, и 7 лет, при этом их более мелкие собратья живут меньше полугода, а большая часть стрекоз живет от недели до трех.
Стрекозы самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч.

5.Божья коровка

-Послушайте стихотворение Юрия Энтина о следующем насекомом, которого повстречал Муравьишка.
Небесная Коровка
Уселась на ладошку.
Ее подброшу ловко
И крикну на дорожку:
- Божья Коровка,
Улети на небо,
Принеси мне хлеба,
Пирожков, ватрушек,
Сухарей и сушек,
И печенья пачку,
И, конечно жвачку! (слайд №10)

У древних славян она олицетворяла богиню Солнца, дарующую свет, урожай, жизнь. В России жучка этого издавна ласково называли "солнышко».
Божьи коровки бывают красные, желтые и синие. Точек на надкрыльях может быть разное количество - и две, и пять, и тринадцать, и четырнадцать. Но чаще всего встречаются красные божьи коровки с семью точками на надкрыльях. Но какого бы цвета они ни были, их всегда можно узнать по характерной "фигуре" и капелькам жидкости, которые появляются у испугавшихся или почувствовавших опасность жучков на сгибах ножек. В народе эту жидкость называют "молочком", поэтому и прозвали жучков коровками. А "божьими" в старину называли добрых, безобидных людей. Жучок действительно на вид очень добродушный, безобидный. Так оно и есть - никому он не опасен, кроме тлей.


6. Знакомство с пчелой.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела) (слайд №11)





















Пчёлы, наверное, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел (а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск, перга, маточное и трутневое молочко, обножка и пчелиный яд) человек использует с большой пользой для себя. Пчела - символ трудолюбия и коллективизма. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.
Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком. Для получения ложки меда 200 пчел должны во время собирать нектар в течение дня.

7. Знакомство с осой.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(Оса) (слайд №12)





























8. Знакомство с комаром.
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается.
Ответ: Комар (слайд №13)

Комары бывают разных размеров, вплоть до 12.5 мм. Ископаемые комары достигали 5 сантиметров в длину!
Только самки комаров кусаются. Кусают они как людей, так и других позвоночных, от слонов до мышей и черепах, высасывая их кровь. Такая еда необходима самкам для вынашивания потомства. Одна капля крови дает жизнь тысячам комариных яиц.
Самцы комаров не занимаются высасыванием крови - они питаются растительной пищей и нектаром.

9. Знакомство с жуком-оленем.

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.
(Жук) (слайд №14)

Жук-олень -один из самых известных жуков и самый большой жук в Европе. Это очень красивый и величественный жук, встреча с ним запоминается на всю жизнь. Ныне он везде довольно редок и относится к охраняемым видам.
Почему же жука назвали "олень"? ( У него рога как у оленя (показываю картинку оленя)). Зачем же жуку нужны рога? (Чтобы бороться за самку и пищу). Жук - олень пришел не один, а привел с собой приятеля. Кто это?

10. Знакомство с майским жуком.
(слайд №15)



Название жука связано с весенним месяцем. (Это майский жук). Это жук - вредитель, он пожирает молодые листочки. Появившись буквально из-под земли, хрущи отправляются в полет. В теплые майские вечера тут и там проносятся они над головой словно метеоры.
Разговор Лютика и Жучка
-Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!
И.Токмакова

11. Знакомство с кузнечиком.




Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик) (слайд №16)

Кузнечик прыгает в длину на расстояние, которое в 20 раз больше длины самого кузнечика. Это тоже самое, если человек перепрыгнет через 2 автобуса.

Кузнечик

Кузнечик, как никто другой,
Гордится левой ногой.
Он ей стихи не пишет,
Ногой Кузнечик слышит.
Юрий Энтин


12. Знакомство с цикадой.

Цикада (слайд №17)

Юрий Энтин
Не смолкает серенада:
- Ум-ца-ца! – поет Цикада.
Но берешь Цикаду в руки –
Затихают сразу звуки.
Если любишь серенаду,
Отпусти скорей Цикаду.
И родное «ум-ца-ца»
Будешь слышать без конца!

13. Знакомство со светлячком

Светлячок
Игорь Смолевский

Ночевал в лесу жучок,
Под листом у речки.
Это Яша-светлячок,
Ярче нашей свечки.

У него три пары ножек,
Для протоптанных дорожек.
Яркий маленький значок,
Добрый Яша-светлячок. (слайд №18)

А так видит лес, который полон светлячками. (Слайд №19)


Интересные факты о светлячках
У некоторых видов светляков способностью к свечению обладают даже личинки и яйца.
Некоторые виды светлячков (обитающие в тропиках) могут коллективно регулировать своё свечение - слетевшиеся в одно место особи могут вспыхивать и гаснуть одновременно.

14. Знакомство с богомолом (слайд №20)

У Богомола вид монаха,
Но это хищника повадка:
Всех, кто спешит к нему без страха,
Он пожирает без остатка.
Юрий Энтин


14. Знакомство с мухой.

Ходит ходок
Через потолок,
Всем надоедает,
Здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(Муха) (слайд №21)

Домашние мухи обычно живут возле мест, где они вывелись, однако выяснилось, что под действием ветра они могут перемещаться на расстояние вплоть до 45 км.

Назойливая муха

Назойливая Муха
Кружа жужжит над ухом.
Кружа жужжит над ухом
Назойливая Муха.
Назойливая Муха –
Ни голоса, ни слуха.
Ни голоса, ни слуха –
Назойливая Муха.
Юрий Энтин

15. Знакомство с паучком. (слайд №22)
Паучок
Паучок приехал
На базар:
Мухам паучок
Привёз товар.
Он его развесил
На осинке:
- Кто желает
Свежей паутинки? В.Орлов

Муха ахнула сперва:
"Ах! Какие кружева!"
А попала в кружева -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в ...(паутине)


Многие люди путают пауков с насекомыми. Паука можно легко отличить от насекомого: для этого достаточно подсчитать количество ног: у паука 4 пары ног, а у насекомого 3 пары. К тому же, в отличие от насекомых, у пауков нет усиков.

-Прочти вопрос Мудрой Черепахи: «Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?» Как вы думаете?
(Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайтесь, а то хуже будет!)

16. Береги насекомых!
Про бабочку
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...

Как вы думаете, почему мальчик отпустил бабочку?
Не обижай насекомых. (слайд №23)


В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки
Природа мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой

17. Проверка знаний
Почему их называют насекомыми? (покрытые насечками)
Каких насекомых вы знаете?
На какие части разделено тело насекомых?
Чем питаются насекомые?

18. Вывод: Кто относится к насекомым
На стр.20 назовите только насекомых. (Лишние - паук, рак, сороконожка).

19. Раскрась бабочку.
У каждого из вас на парте лежит рисунок бабочки. Мы привыкли к тому, что бабочки всегда нарядны, красочны. Вдохните жизнь в рисунки - раскрасьте бабочку по своему усмотрению.

II.Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

III. Домашнее задание. Выучить стихотворение об одном из насекомых, подобрать пословицы, загадки.
(слайд №24)























Приложение 1



Рисунок 1Рисунок 10Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 19Рисунок 22Рисунок 28Рисунок 34Рисунок 40Рисунок 49Рисунок 52Рисунок 58Рисунок 61Рисунок 64Рисунок 1ћђ Заголовок 1ћђ Заголовок 2ћђ Заголовок 3ћђ Заголовок 4ћђ Заголовок 5ћђ Заголовок 6ћђ Заголовок 7ћђ Заголовок 8ћђ Заголовок 915