Математическая сказка Необычайные приключения Ивана- Царевича (конспект)
Математическая сказка.
Ведущий №1. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван Царевич Родители его умерли ,братьев не было ,и стало ему одиноко и скучно в своем царстве-государстве .Решил он отправится по белу свету -на людей посмотреть и себя показать .Долго он бродил по свету, много стран посетил, много наук постиг. Самой интересной, но, в то же время, и трудной оказалась наука математика. Прослышал Иван Царевич, что живет в Тридевятом царстве Елена Премудрая, умнее и красивей которой нет на всем белом свете. Захотел он отправиться в Тридевятое царство, познакомиться с Еленой Премудрой .Но, зная, что Елена сильна была в математике и любила задавать гостям различные головоломки, решил Иван-царевич взять с собой помощников.(На сцену приглашаются по 5 человек от каждого класса). Ведущий №2 . Итак, Иван-царевич с помощниками отправился в Тридевятое царство. Долго ли шли они, коротко ,но вдруг встретились на пути им стражники. Они охраняли волшебную яблоню, на которой росли волшебные яблоки. На них были написаны различные каверзные вопросы, не ответив на которые, нельзя было попасть в Тридевятое царство.Конкурс 1- «Разминка».(Вопросы командам)Ведущий№1. И вот добрались странники до царства Елены Премудрой, но ворота оказались закрыты на замок. Чтобы открыть ворота нужно подобрать к ним особый ключ ,для этого командам необходимо выполнить задания.Конкурс 2- « Штурм ворот».Ведущий №2. Вошел Иван-Царевич в царство Елены Премудрой и видит всюду пустота, темнота , горе и беда. Разорил царевну злой Змей Горыныч. Он очень не любил математику ,поэтому боялся что Елена будет давать ему
Математические задачи и вопросы. Запер он ее в темнице и лично охранял, от всего света спрятал. Для того ,чтобы попасть в темницу
нужно выполнить следующие задания.
Конкурс 3 - «Отгадай».(Зашифрованная пословица М.В.Ломоносова.)Пока команды отгадывают задания, учащиеся рассказывают биографии Ломоносова, Лермонтова (его увлечение
Биография Ломоносова.
19 ноября в Архангельской губернии в семье крестьянина-помора родился Михаил Васильевич Ломоносов - величайший русский учёный.
Ребёнком он выучился читать, его любимыми книгами были грамматика и математика. Подростком он ездил с отцом на рыболовецкие промыслы. В 1731 году он уходит тайком от отца в Москву, пристроившись к обозу. К тому времени матери у него уже не было. она умерла, когда ему было 9 лет. В Москве его принимают в «Спасские школы». 20 летний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. Часто терпит от них насмешки, в это время он терпит по его словам «несказанную бедность». Но ,не смотря ни на что, он успешно учится, проявляет прилежание и примерное поведение. За первый год он проходит сразу 3 класса. В 1736 году, в числе 12 лучших учеников был отправлен в Петербург для обучения при Академии наук. В этом же году из Петербурга его отправляют учиться в Германию. В 1741 году он возвращается в Петербург, в 1742 году становится адъютантом по физике при Академии наук, затем ,в 1745 году получает должность профессора химии.
Открытия Ломоносова обогатили многие знания. Он развил атомно- молекулярную теорию представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи, создал ряд оптических приборов, описал строение Земли, автор многих литературных трудов, вместе с учениками создал мозаичные картины, автор трудов по истории, географии, технике. Вы знаете, что многие из этих наук тесно связаны с математикой. ». Ломоносов глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Он неоднократно говорил о своих занятиях математикой. Получив поручение написать для обновляемого корпуса учебные программы по физике, химии и математике и обосновать необходимость их изучения, Ломоносов после подробного разговора о значении преподавания кадетам физики и химии, о математике пишет лишь одну ,но какую знаменитую фразу: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.
О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободреныРаченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рожать.
М. Ю. Лермонтов. Отношение к математике имеют и знаменитые русские поэты М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин.Известно, что Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики.А. А. Лопухин, товарищ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по кавалерийскому училищу, близко знавший поэта, сообщает о нем следующее.Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу. Таким образом, он одно время исключительно занимался математикой. Однажды, приехав в Москву к Лопухину, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика. Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика Джона Непера (1550–1617). Вероятно, до этого Лермонтов читал о работах Непера и видел его портрет. Этот портрет слился у Лермонтова с его помощником при решении задачи. Портрет фантастического математика, написанный кистью Лермонтова, после Великой Октябрьской революции поступил в Пушкинский Дом Академии наук, где и хранится в настоящее время. Этот портрет воспроизводился в книгах о Лермонтове и в полном собрании его сочинений.
А. С. Пушкин . Существует много теорий для объяснения нынешней формы цифр. Некоторые теории связывали форму цифр с числом палочек, точек, углов в цифре, но все эти теории не имеют научного значения. В связи с этим вопросом мы можем упомянуть имя великого нашего поэта А. С. Пушкина. В полных собраниях его сочинений имеется заметка с чертежом: “Форма цифр арабских, составлена из следующей фигуры DAC(1), АВDС(2), АВЕСD(3), АDВ+АC(4)”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс 4- «Расшифруй».
На экране зашифрованное высказывание М. В. Ломоносова. Нужно быстрее и правильнее его расшифровать с помощью таблицы- ключа.
(Затем задание дается командам уже на отпечатанных листах.)
( Ответ. Химия - правая рука физики. Математика - её глаз.)
математикой),Пушкина(его заметка о форме арабских цифр).
Подведение итогов.(Пословица высвечивается на экране.)
«Химия – правая рука физики. Математика - её глаз.»Ведущий № 1.
Итак ворота темницы открылись ,и встретил Ивана –царевича Змей Горыныч Нельзя победить его ни мечом, ни копьем. Больше всего на свете он боится задач. За каждую правильно решенную задачу Змей теряет голову.
(Команды вместе решают задачи, за верный ответ получают голову и жетон.)
Ведущий №2.Змей побежден ,но добиться любви Премудрой Елены не просто .Предложила она Ивану Царевичу задачу сложную, хитрую Загадка сфинкса.( Сфинкс-это мифическое существо с телом льва, крыльями птицы и головой человека. Олицетворение природного могущества ,свободы и мудрости. По греческой легенде, сфинкс был наслан Герой на Фивы за погрешения отца Эдипа ,царя Лая. Всем прохожим сфинкс задавал свою знаменитую загадку .Тех, кто не мог дать правильный ответ ,он убивал. Разгадать загадку смог только Эдип. Услышав правильный ответ, сфинкс бросился в море с обрыва ,а мудрого Эдипа фивцы избрали своим новым царем.
А теперь посмотрим ,кто же ответит на этот вопрос. (Кто отвечает, того и выбирают Иваном –Царевичем ,надевают на него русскую рубаху, выходит Елена Премудрая, кланяются зрителям.)
Ведущий№1. Ой ,а кто это к нам пожаловал? Да, это же уважаемые гости.(На сцену выходят два профессора .Профессор Сигма с огромным портфелем ,в очках .Профессор Сигма в магистерской шапочке) .Веди. Веди –это мой научный псевдоним ,ведь Веди-это третья буква первой славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием: «аз», «буки», «веди» Кстати, корень – « вед»- очень древний по своему происхождению, еще в древности он обозначал «знание».
Сигма. А я профессор Сигма. Греческая буква «сигма»,которая в математике обозначает « сумму».Это научный псевдоним, который отражает мои научные интересы.
Ведущий №2. Итак последний вопрос к командам. Чему будет равна следующая сумма: СИГМА+ ВЕДИ.(Сумма знаний)Учитель .Итак сумма знаний помогла преодолеть все трудности Ивану Царевичу и его помощникам. Елена Прекрасная освобождена из темницы .В Тридевятом царстве начинается пир на весь мир. Все жители этого царства и их гости остаются в сказке ,а мы возвращаемся в школу на сцену, где сейчас пройдет награждение команд. Я думаю, что сумма знаний по математике и любому предмету всегда вам будет помогать в жизни.
15