Программа элективного курса по химии Решение задач повышенной сложности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
Комсомольского района Чувашской Республики


















РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
естественнонаучного цикла
Протокол № 1

от « » августа 2015 г.

Руководитель ШМО
_______________ Н.Н.Тихонова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
_______________ Е. С. Свинина

« » августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

_______________ Г.М.Перьев


«___» августа 2015 г.

Программа элективного курса по химии
«Решение задач повышенной сложности»
9 класс


Составитель: учитель химии
высшей категории
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
Комсомольского района ЧР
Автономова Рена Анатольевна






2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки  практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
  Для того, чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения.   
   Данный элективный курс позволяет рассмотреть способы решения химических задач по следующим темам:
Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем;
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении; вывод формул соединений;
Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции;
Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции;
Большинство задач, решаемых в школе и на различного рода конкурсах и экзаменах, являются комбинированными, т.е. сочетают различные типы вычислений.
Знание способов решения простейших задач основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей. Умение решать задачи складывается из многих факторов. Во-первых, для успешного решения задачи необходим прочный теоретический фундамент, т.е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получении, основных типах превращений. Очень часто затруднения в решении задач связаны с неумением верно написать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, пробелами в знаниях основных закономерностей и т.п.
Во-вторых, приступая к решению задачи, следует прежде всего внимательно изучить ее условие. Причем обращать внимание следует не только на численные величины, приведенные в задаче, но и на ее текст. Очень часто в тексте задачи содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче.
В-третьих, уяснив условия задачи, необходимо обдумать способ ее решения, т.е. установить связь между известными величинами и неизвестными. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение задачи «с конца». При этом обращают внимание на неизвестную величину, которая является целью решения задачи, выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, а если этих данных в условии задачи нет, определяют путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин. Второй путь предусматривает решение задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом анализируют исходные данные, определяют величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющие перейти от этих величин к конечному результату. Нередко при решении задач приходится комбинировать описанные методы.
Программа данного электива поможет научиться правильно решать расчетные химические задачи и окажется полезной как для учащихся, интересующихся химией и для подготовки к выпускным экзаменам.
Цель курса: создание условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; систематизация знаний учащихся по химии в процессе обучения основным подходам к решению расчетных задач; отработка навыков решения задач и подготовка школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Задачи курса:
1. Отработать навыки решения простейших задач;
2. Начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
3. Подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
4. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
5. Развивать учебно-коммуникативные навыки.
Элективный курс «Решение задач повышенной сложности» рассчитан на 17 часов. Предусматривает теоретическую, практическую, а также решение задач.
Форма обучения: 1.Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Групповая.
Методы обучения:
Словесный (беседа, лекции, рефераты).
Наглядный (П/Р).
Практический (решение задач).
Ожидаемые результаты:
Успешное обучение в последующих классах;
Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
Умение проводить не только простейшие расчёты, но и расчеты требующие необходимой базы знаний;
Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
Учащиеся должны знать:
Признаки протекания химических реакций.
Классификацию неорганических веществ и их химические свойства.
Основные способы решения задач.
Применение теоретических знаний на практике.
Учащиеся должны уметь:
Планировать и проводить эксперимент.
Решать задачи.
Работать с основной и дополнительной литературой.
Работать в группах.

Структура курса.

Программа рассчитана на 17 часов (0,5 ч  в неделю).
Модуль 1. Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем.  (3 часа)
Овладение знаниями о количестве вещества, молярном объеме газа. Решение расчетных задач.
Модуль 2. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.              (3 часа)
Понятие массовой доли вещества в смеси или в растворе. Процентное выражение массовой доли. Объемная доля вещества, Массовая доля элемента как отношение этой величины к молярной массе всего соединения.
Модуль 3. Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке .    (4 часа)
Определение вещества взятого в избытке, а какое – в недостатке. Вещество, находящееся в недостатке прореагирует полностью, количество вещества данного реагента будет точно известно.
Модуль 4. Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции       (4 часа)
Соотношение числа атомов каждого элемента в молекуле – эмпирическая формула. Точный качественный и количественный состав одной молекулы данного соединения – молекулярная формула.
Модуль 5. Вывод формул соединений     (3 часа)
На практике масса продуктов реакции почти всегда меньше, чем масса тех же продуктов, рассчитанная теоретически. Часто вычисляют долю выхода продукта реакции. Вычисление продукта реакции, используя объем или количество вещества продукта, реально образовавшегося в химическом процессе и теоретически вычисленного по уравнению химической реакции.
        
Тематическое планирование курса, всего 17 часов (0,5 час в неделю)

№ п.п
Тема
Количество
часов
Форма проведения

1.
Количество вещества, масса. Молярный объем. Решение задач.
1
Лекция, групповая работа

2.
Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции.
1
Групповая, индивидуальная работа

3.
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси.
1
Лекция, расчеты

4-5.
Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества в растворе.
2
Групповая, индивидуальная работа

6.
Массовая доля элемента в соединении.              
1
Расчеты в группах

7.
Определение простейшей химической формулы вещества по известным массовым долям элементов.
1
Решение в парах

8.
Определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания.
1
Индивидуальная работа

9.
Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
1
Лекция, расчеты

10.
Решение задач на избыток и недостаток.
1
Расчеты в группах

11.
Доля выхода продукта реакции.
1
Лекция, расчеты в группах

12.
Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
1
Практическая работа

13.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
1
Лекция

14-15.
Расстановка коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса
2
Решение в парах, индивидуально

16-17.
Решение задач по уравнениям химических реакций.
2
Решение в парах, индивидуально



ЗАДАЧИ, используемые во время элективного курса

Вычисления по химическим уравнениям
Вычислите массу сульфида железа (II), который можно получить в результате взаимодействия 112 г железа с достаточным количеством серы.
Вычислите объем кислорода (н.у.), выделившегося при разложении 237 г перманганата калия.
Вычислите массы серной кислоты и цинка, необходимых для получения 4,48 л водорода (н.у.) в результате реакции замещения.
Рассчитайте объем кислорода, израсходованного на сгорание 0,448 л хлора (н.у.).
К раствору, содержащему 7,1 г сульфата натрия, прилили раствор хлорида бария. Рассчитайте массу образовавшегося осадка.
Рассчитайте массу оксида кальция и объем и объем оксида углерода (IV), которые можно получить при полном разложении 4 моль карбоната кальция.

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Вычислите массу оксида кальция, полученного при обжиге 500 кг известняка, массовая доля примесей в котором составляет 20%.
Железную болванку массой 7,6 г, содержащую 25% примесей, обработали соляной кислотой. Определите, какой объем водорода (н.у.) при этом выделился.
Вычислите массу азотной кислоты, образовавшейся при взаимодействии 86,7 г технического нитрата натрия (массовая доля примесей 2%) с серной кислотой.
Определите какой объем углекислого газа (н.у.) выделится при взаимодействии 15 г карбоната натрия, содержащего 15% примесей, с соляной кислотой.
При обжиге известняка массой 200 г образовался оксид углерода (IV) массой 40 г. Определите массовую долю (в процентах) карбоната кальция в известняке.
Вычислите массу угля, необходимую для получения 3,36 л оксида углерода (IV), если известно, что массовая доля примесей в угле равна 12%.
Решение задач на определение доли выхода продукта реакции
Массовая доля выход продукта обозначается буквой
· (эта). Выражается в %.

· = m (практ)/m (теор) m (практ) =
·
·m (теор)

· = V(практ)/V(теор) V(практ) =
·
· V(теор)

m (практ) и V(практ) находится по условию задачи
m (теор) и V(теор) определяется по уравнению реакции

При взаимодействии 8,4 г оксида углерода (II) c оксидом железа (III) получили 10 г железа. Определите массовую долю выхода продукта.
При взаимодействии 13 г цинка с раствором серной кислоты выделилось 3 л водорода. Определите объемную долю выхода продукта реакции.
Азот объемом 56 л (н.у.) прореагировал с водородом. Массовая доля выхода аммиака составила 50%. Рассчитайте массу полученного аммиака.
Определите массу сульфата бария, полученного при взаимодействии серной кислоты массой 19,6 г с нитратом бария, если выход продукта (сульфата бария) составляет 80%.
При окислении 40 л оксида углерода (II) получили 25 л оксида углерода (IV). Определите объемную долю выхода продукта реакции.
Из аммиака объемом 4,48 л (н.у.) получили 12 г сульфата аммония. Определите массовую долю выхода продукта.
Сколько граммов меди образуется при восстановлении оксида меди (II) углем массой 4,8 г , если выход продукта реакции (меди) составляет 90%.
Решение задач, если одно из веществ дано в избытке
Рассчитайте массу осадка, который образуется при сливании растворов, один из которых содержит 280 г нитрата бария, а другой – 220 г сульфата калия.
К раствору, в котором находится нитрат алюминия массой 42,6 г, прилили раствор, содержащий 16 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшегося осадка.
Рассчитайте массу нитрата магния, образующегося при взаимодействии 20 г оксида магния с раствором, содержащим 94,5 г азотной кислоты.
Определите массу соли, образующейся в результате пропускания 5,6 л сероводорода (н.у.) через 400 г 5%-ного раствора гидроксида натрия.
Рассчитайте объем водорода, который выделится при взаимодействии 2,8 г железа с 20 г 25%-ной соляной кислоты.
Рассчитайте массу осадка, который образуется при сливании 15 г 5%-ного раствора хлорида бария и 10 г 8%-ного раствора сульфата натрия.
Задачи по уравнениям химических реакций и осуществление превращений
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CaCl2 13 EMBED Equation.3 1415 CaCO3 13 EMBED Equation.3 1415 Ca(HCO3)2 13 EMBED Equation.3 1415CO2 13 EMBED Equation.3 1415 CO 13 EMBED Equation.3 1415CO2
Для реакции 1 приведите уравнения в молекулярном и ионном виде. Уравнение 4 рассмотрите с точки зрения окисления и восстановления.
2. Вычислите, какой объем углекислого газа образуется при действии 30 г соляной кислоты на карбонат кальция массой 25 г.
3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Si 13 EMBED Equation.3 1415 Mg2Si 13 EMBED Equation.3 1415 SiH4 13 EMBED Equation.3 1415 SiO2 13 EMBED Equation.3 1415 Na2SiO313 EMBED Equation.3 1415 H2SiO3
Для реакции 5 приведите уравнения в молекулярном и ионном виде. Уравнение 1 рассмотрите с точки зрения окисления и восстановления.
4. Какой объем воздуха потребуется для горения 5, 6 г оксида углерода (II) до оксида углерода (IV)?
5. Al Al2О3 AlCl3 Al(OH)3 NaAlO2.
6. При действии разбавленной серной кислоты на смесь цинка и меди массой 20 г выделился водород объемом 6,72 л (н.у.). Определите массовую долю (в %) каждого металла в сплаве.
7. Fe 13 EMBED Equation.3 1415 FeCl2 13 EMBED Equation.3 1415 Fe(NO3)2 13 EMBED Equation.3 1415 Fe(OH)2 13 EMBED Equation.3 1415 FeO 13 EMBED Equation.3 1415 Fe
8. Рассчитайте массу гидроксида меди (II), который образуется при взаимодействии 40 г медного купороса (CuSO4), содержащего 20% примесей с гидроксидом натрия.
9. Какая масса карбоната кальция образуется при взаимодействии избытка раствора нитрата кальция и 250 г раствора, содержащего 20% карбоната натрия.
10. Какая масса осадка образуется, если пропускать оксид углерода (IV) объемом 0,28 л через раствор, содержащий 2,4 г гидроксида бария?
11. Сu 13 EMBED Equation.3 1415CuSO4 13 EMBED Equation.3 1415 Cu(OH)2 13 EMBED Equation.3 1415 Cu(NO3)2 13 EMBED Equation.3 1415 Cu 13 EMBED Equation.3 1415 CuO

Литература

1. Артемов А.В., Дерябина С.С.. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы, М.: Айрис-пресс, 2011 год.
2. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. «Химия», Задачник с «помощником», 8 – 9 класс, изд. «Просвещение» Москва, 2009 год. (Пособие для учащихся).
3. Доронькин В.Н.. Химия. Сборник олимпиадных задач. «Легион». Ростов-на-Дону. 2011 г. (Школьный и муниципальные этапы).
4. Радецкий А.М.. Дидактический материал. 8 – 9 классы. Москва. «Просвещение». 2011 г. (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений).
Root Entry