Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с использованием игровой технологии по валеологии «Знатоки Родного края».
Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с использованием игровой технологии по валеологии
«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ».
Цель: формирование элементарной экологической культуры, грамотного и гуманного отношения к живой и неживой природе;
Расширение и уточнение представлений детей о родном крае.
Задачи: закреплять, обобщать и систематизировать знания о живой и неживой природе Хабаровского края;
- формировать чувство сопереживания ко всему живому на Земле;
- развивать умение передавать свои переживания и чувства от общения с природой;
- создавать условия для развития познавательной активности детей;
- уточнять и обогащать представления о природном разнообразии родного края;
- воспитывать гуманное отношение к природе, проявляющиеся в поведение и деятельности детей, испытывать чувство гордости за хорошие поступки;
- воспитывать желание заботиться о природе, радоваться и восхищаться каждой встречи с ней;
- знакомить с лекарственными травами, внешним видом, лечебными свойствами;
- давать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие;
- закрепить знания детей о разнообразии грибов, ягод, лекарственных трав лесов Хабаровского края;
- дать представление о простейшей пищевой цепочке, показать, что все пищевые связи в природе начинаются с зеленых растений, роль которых чрезвычайно велика;
- продолжить знакомство детей с их «малой родиной», местом, где они родились, растут, где живут их родители, получать достоверную информацию о родном Хабаровском крае.
Предварительная работа: наблюдение за растениями на территории детского сада; чтение рассказов о разных растениях; заучивание стихов о лесе, его богатстве; рассматривание картин и иллюстраций с изображением растительного мира Хабаровского края; беседы о живой и неживой природе; цикл познавательных занятий по ознакомлению детей с природой Хабаровского края, по темам: «деревья, грибы, лекарственные растения»; знакомство с пищевой цепочкой, охранительными знаками, знаками правил поведения в лесу.
Оборудование: подборки картинок, стихотворений, загадок, муляжи грибов; охранительные знаки, знаки правил поведения в лесу: не руби деревья; не шуми, не ломай ветки; не повреждай кору деревьев; и т.дПлакат «сухое дерево»; фонограмма «птицы в лесу», «одинокий пастух»; комнатные цветы для «уголков леса»; лекарственные растения в аптечной упаковке, ингалятор; пищевая цепочка, фотоаппарат, напиток из брусники.Ход деятельности.
В – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному Хабаровскому краю. Это край, в котором нам удобно и хорошо жить друг с другом и природой.
- Что же должно быть в таком крае? Как вы думаете?
Д – Я думаю, что это должен быть такой лес, в котором много зверей и птиц
- Это должен быть такой лес, в котором много цветов и лекарственных трав.
В – Ребята, а что такое лес?
Д – Лес - это многоэтажный дом, в котором живут много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
В – Кто главный в лесу?Д – Это деревья и растения. Они дают пищу и дом многим животным.
В – Назовите, какие вы знаете деревья, произрастающие в Хабаровском крае.
Д – (ответы детей).
В – Какие есть леса в Хабаровском крае?
Д – Смешанные, хвойные, сосновый бор, березовые рощи, дубовые рощи.
В – Я согласна с вами и довольна вашими ответами, что лес это замечательное природное богатство. А зачем люди ходят в лес?
- Как человек должен относиться к этому богатству.
Д – Лес надо беречь и ценить; не ломать деревья, не пугать зверей и птиц, не разводить костры, не оставлять мусор.
В – Если все это выполнять, тогда лес не скупясь, одарит людей. Потому что лес – щедрый друг человека.
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят,
Яну – земляникой,
Лешу – костяникой,
Олега – орешком,
Антона – сыроежкой,
Стаса – малинкой,
Васю – хворостинкой.
В – Ребята, как вы думаете, почему лес всех угостил, а Васю наказал?
Д – Наверное Вася шумел в лесу, разбрасывал обертки от конфет, пинал ногами мухомор, а может быть даже вырезал свое имя на дереве.
В – Так можно поступать в лесу!Д – (ответы детей).
В – лес это бесценная кладовая природы, поэтому человек должен научиться беречь и ценить чистоту матушки природы, знать его, любить и заботиться о нем.
(вывешивается плакат «Сухое дерево»)
В – Ребята, это сухое, несчастное дерево
Можно ли ему помочь?
- Я принесла волшебные листочки. Каждый кто возьмет их в руки сразу придумает хорошие дело (раздаю листочки).
- Подумайте как можно помочь дереву.
В – Дети дерево зазеленело! На нем выросло много зеленых листочков от добрых пожеланий ребят. Сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым.
В – вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья будут хорошо чувствовать себя, если мы будем проявлять доброту, заботиться о них. А вы станете настоящими друзьями природы.
В – Ребята, посмотрите как красив наш лес в этом зале. (в разных местах зала развешаны комнатные цветы, имитируя уголки леса).
В – Ребята, посмотрите как красив наш лес в этом зале.
Давайте заглянем в разные уголки нашего леса, но помните, что в лесу надо делать только добрые дела.
В – Какая красота! Лес! Деревья! Травы!
Посмотрите на эту полянку. Что вы видите? (дети перечисляют лекарственные травы).
Как они называются? Как можно назвать такую аптеку?
Д – Зеленая.В – Где хранятся лекарства в этих растениях?
Д – В стеблях листьев, корнях цветов и трав.
В – какое самое известное и самое знаменитое растение вы знаете?
Д – Женьшень.
В – Как он помогает человеку выздоравливать?
- А вот в этих коробочках находятся уже высушенные и измельченные лекарственные травы. Я предлагаю провести опыт с ними. Если в кипящей воду всыпать по ложке целебной травы, то как измениться воздух, которым мы дышим.
- Какой стал воздух?
Д – (ответы детей)
В – какой охранительный знак можно поставить на этой полянке? (охраняемые растения нельзя рвать).
- Какое правило должны соблюдать сборщики лекарственных трав.
В – Я предлагаю сделать живую картинку «Если бы я был деревом».
- Что вы испытывайте будучи деревьями?
В – Замечательный лес! Сколько много разных деревьев в нем! Наше путешествие продолжается.
В – Ребята посмотрите на эту полянку. Что вы видите на ней? Какие грибы вы узнали?
Д – (ответы детей)
В – А знаете ли вы, что в Хабаровском крае более 400 видов грибов? Они не только полезны. Но как приятно побродить по лесу, заглядывая под листья, под коряги. В августовские жаркие влажные дни рождаются грибы. Очень любят дальневосточники грузди – крепкие былые они прячутся под сухими листьями.
Знаете ли вы как надо вести себя в лесу при сборе грибов, что бы эти вкусные дети леса радовали не только вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет?
- Долго ли живет гриб?
- Что живет долго?
- Как надо правильно собирать грибы?
- Какое надо знать самое первое правило?
- А если гриб оказался червивым?
- Знаете ли вы врагов грибов?
- Какое надо знать второе правило? (нельзя собирать грибы рядом с дорогой)
- Посмотрите на эти грибы? (муляжи)
- Какие грибы можно собирать и использовать в пищу?
- А вот что это за гриб? (мухомор) Какой он? Можно ли его уничтожать?
- Какое надо знать третье правило?
- На что могут пожаловаться грибы в жалобной книге?
В – Алеша и Стас выбирайте себе грибы и похвастайтесь ими.
Д – У меня гриб подберезовик
- А у меня масленок
В – Наше путешествие продолжается! Давайте заглянем в еще один уголок леса
- Что растет на этой полянке? (ягоды) Назовите их.
- В тайге Хабаровского края – обилие ягод! Это целая кладовая витаминов
– Что можно приготовить из них? Какое варение можно приготовить из малины
Д – МалиновоеВ – Как вы думаете кому еще в лесу нужны ягоды?
Д – Птицам, животным. Это корм для них.
В – Какое правило надо знать при сборе лесных ягод?
- У меня в руках лукошко. Давайте насобираем в него красивые, ласковые слова об ягодах.
- Какой охранительный знак оставим на этой полянке? (не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем).
В – Вот мы с вами побывали только в нескольких уголках леса Хабаровского края.
- Как вы думайте что надо для того, что бы жил и рос лес, что бы в нем было много зверей и птиц, ягод, грибов и лекарственных трав?
Д – Надо чтобы лес стал общим домом для них.
В – Ученые - экологи говорят, что лес это сообщество растений и животных, которые тесно связаны друг с другом, совсем как звения в цепочки. Ученые называют ее – пищевая цепочка.
- Как вы думайте, что является самым первым звеном, самым главным в этой цепочке?
- Вторым звеном в этой цепочке кто будет? Третье звено
- А еще выше, четвертое звено пищевой цепочке
- Выложите цепочку
- Какой можно сделать вывод из этого?
Д – Все лесные жители зависят друг от друга. У каждого жителя леса есть свое место и свое дело.
В – Что будет если из этой цепочке убрать какое – нибудь звено?
Д – в природе может нарушиться связь.
В – что могут сделать дети для блага леса?
- Когда мы приходим в лес, как вы думайте, кто мы?
В – Друзья! Наше путешествие по родному краю закончилось! Мы побывали только в немногих его уголках. Нам предстоит еще много узнать об этом удивительном крае, о разнообразных дарах которые дает лес человеку. Будем учиться бережному отношению к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле.
Давайте попрощаемся с лесом.
Мы хотим чтобы птицы пели,
Что б вокруг леса шумели,
Что бы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, что б солнце грело,
И березка зеленела
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
В – Мы благодарим вас, дорогие зрители за внимание, за то, что все это время вы были вместе с нами. Мы прощаемся в вами до следующей передачи. Будьте счастливы! А всем членам клуба я предлагаю сфотографироваться на память и попробовать напитки из лесных ягод.