Урок литературного чтения в 4 классе по произведению Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Тема: Что помогает человеку стать ЧЕЛОВЕКОМ
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
по произведению Сельмы Лагерлеф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Учитель высшей категории
Удалова Г.Ф.
Тема «Что помогает человеку стать человеком»
Эпиграф
Возлюби ближнего как самого себя
Евангелие от Матфея 22:37-40
Цель: создать условия для понимания детьми мотивов своего поведения и умения давать оценку своим поступкам.
Задачи:
Создать условия для - нахождения в книге близкое своим мыслям и чувствам
- открытия разнообразного мира человеческих отношений
- учить вдумываться в текст
Создать условия для – развития у детей способности чувствовать ценность
окружающего мира, выделять себя из него, способствовать
развитию эмоциональной отзывчивости
- развития активного речевого запаса у детей, устной речи
Создать условия для –воспитания чувства доброты, сопереживания, взаимовыручке
.
Орг.момент. Приветствие.
Как вы заметили, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что вы не всем успели сказать слова приветствия. А что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелания здоровья, желание поддерживать и продолжать знакомство)
Каким тоном нужно произносить слова приветствия? (доброжелательно, приветливо, вежливо)
Давайте повернемся к гостям и поздороваемся с ними (здороваются)
Мотивационно-целевая установка. Сообщение темы урока.
Ребята, с какими трудностями вы сталкиваетесь, общаясь друг с другом?( ссоримся, не находим общего языка, спорим, когда кто-то кого-то обижает)
Что происходит, когда люди не могут договориться? (драки, слезы, обзывания)
От чего зависит дружба людей? (От поступков каждого человека)
Посмотрите на тему урока. Как вы понимаете первое слово человек? (физически).
Как вы понимаете второе слово Человек? (рост души)
Над чем мы сегодня будем работать?(Сегодня мы попробуем выяснить, что же помогает человеку стать настоящим человеком. )
Основываясь на теме урока, какие цели вы поставите перед собой?
(Определим качества характера настоящего человека, попробуем дать оценку своим поступкам, учиться замечать боль и радость другого человека )
Ребята, эпиграфом к нашему уроку я выбрала одну из заповедей Божьих «Возлюби ближнего как самого себя». Как вы её понимаете? (Как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним»
Фонетическая зарядка
Прежде чем мы приступим к анализу сказочной повести, выполним упражнения для развития дикции и выразительного чтения.
Перед вами пословица Не велика птица синица, а умница.
Как вы понимаете эту скороговорку?(Не по росту славится человек, а по делам)К
К кому в нашей повести можно применить эту пословицу? (К гному, к Нильсу, когда он исправился и стал всем помогать)
а) Четко и ясно произнесите скороговорку Не велика птица синица, а умница. Произнесите скороговорку с удивлением, радостью.
в) Загадки
Я раскрою понятие качества характера человека, а вы назовите само это понятие.
Человек, который не поддается чувству страха, умеет преодолеть его, идет навстречу опасности –смелый
Человек, который расположен к людям, готов поддержать, выражает сочувствие – добрый
Я называю понятие, а вы его раскрываете.
Отзывчивый – человек, всегда готовый прийти на помощь
Альтруист – заботливый человек, оказывает помощь, действует в интересах других
Подготовка к художественному восприятию
Мы перечислили качества очень хороших людей. Такие люди есть в произведениях многих писателей. Есть они и в произведениях Сельмы Лагерлеф
а) показ портрета
Всмотритесь в лицо автора. Как вы думаете, каким человеком она была? (ответы)
б) краткая биографическая справка
Что вы можете рассказать об авторе? (Сельма Лагерлёф родилась в семье военного и учительницы. Став взрослой, она тоже стала учить детей. Получив предложение написать учебник по географии Швеции для младших школьников, она решила написать сказку, положив в основу реальные события – из её двора с дикими гусями улетел гусак и вернулся обратно с целым семейством. Нильс стал символом Швеции, его называют «маленьким гусенавтом»)
Просмотр презентации об авторе
А теперь перенесемся в мир, который открыла нам Сельма Лагерлёф. (музыка)
Художественный анализ произведения. Краткий пересказ.
а) работа с чувствами после краткого пересказа
В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду – мальчик –как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост- это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до 12 лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.
А что было дальше, попробуйте кратко перессказать по плану, который мы составили на прошлом уроке. Работая в группе, помогите друг другу, вспомнив эпизод своего плана и выберите человека, который выступит от васшей группы..
Гном
Полет
Ночной вор
Страшная тайна
Продолжение полета
В Лапландии
Ужасные новости
Домой
Завершение путешествия
(пересказывают)
Что является завязкой? (встреча с Гномом, момент превращения Нильса в малыша)
Где вы видите кульминацию? (момент, когда он узнает заклинание. т.е. цель его путешествия, когда присутствует на горе Кулаберг, т.е. наиболее полное слияние Нильса с миром животных и птиц, наивысшее единение этого мира)
Назовите развязку. (обратное превращение Нильса, и его встреча с матерью, его прощание с Аккой.)
Какие мысли, чувства вызвала у вас эта сказочная повесть? (возмушение поведением Нильса в начале истории, удивление, восхищение смелостью, находчивостью Нильса, мудростью Акки, справедливостью Гнома)
Назовите тему повести. (Поведение человека в окружающем мире)
Какова идея рассказа? (Идея доброты, милосердия, взаимопонимания, заботы друг о друге, дружбы, взаимовыручки)
Какую проблему выдвигает автор? (проблему в умении отслеживать свои поступки, давать им оценку, делать правильные выводы, в умении и желании исправиться)
А перед Нильсом?( найти способ обратного превращения из крошечного человечка в человека нормальных размеров)
Ребята, вы все правильно сказали. На мой взгляд, все ваши мысли дополняют идею повести, которая заключена в словах, взятых из Библии. Давайте прочтем их хором.
Итак во всем ,
Как хотите
Чтобы с вами
Поступали люди,
Так поступайте
И вы сними
б) анализ произведения, выявление отношения учащихся к героям
Почему это сказочная повесть? (Есть признаки сказки: олицетворение, троекратные повторы, волшебство. Есть герой, который ушел из дома, столкнулся с трудностями и вернулся домой с Победой)
На какие 2 большие части можно разделить эту повесть?(До встречи с Гномом и после)
Какую музыку вы услышали. Когда читали первую часть? Почему? (жесткую, громкую, т.к. Нильс всех обижал)
Портретная характеристика, выразительное чтение
1 часть. Найдите слова, выражения, которые позволяют составить портрет Нильса до встречи с Гномом. Выразительно прочитайте.
Найдите и прочитайте эпизод текста, который характеризует его поведение и поступки.
Какие чувства вы испытали, познакомившись с Нильсом?
Найдите и выразительно прочитайте отрывок, когда он встретился с гномом.
Найдите и прочитайте описание внешности Нильса каким он стал?
Какие краски вы увидели, читая этот отрывок?
Какой вывод можно сделать? (Можно иметь физический облик человека, но душа маленькая, злая, не похожая на человеческую)
2 часть.
Найдите и прочитайте, какие добрые дела совершал Нильс.
Расскажите, какие еще добрые дела совершал Нильс?
Какие испытания прошел Нильс, прежде чем вернуться домой?
Вам жалко Нильса?
Какие черты характера Нильса помогли пройти ему все испытания?
Какие чувства переживал Нильс?
Ребята, почему в повести так много отступлений от основного сюжета – полета Нильса с дикими гусями в Лапландию? (автор хочет сказать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким отважным, мудрым, умеющим находить общий язык с другими героями нужно быть, чтобы добиться успеха.)
Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказочной повести?
Нильс – крошечный, маленький, несчастный, бедный, противный, одинокий, строгий.
Мартин - милый, верный товарищ, уважающий себя домашний гусь.
Акка – старая-престарая утка, хорошая птица, строгая, умная гусыня, мудрая.
(Автор не скрывает своего отношения к героям. Он подчеркивает, что все они обыкновенные, живые существа с обыкновенными слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают добрые и не очень добрые чувства, приспосабливаются друг к другу. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, терпимее друг к другу.)
Перечитайте, как Нильс превратился обратно в человека.
Каким он стал теперь? (И ростом с человека и душой человека)
Какую музыку вы слышали, читая вторую часть сказочной повести?
Что же помогло Нильсу стать человеком?(добрые поступки)
Чему вас учит данная повесть? (Чтобы вырасти настоящими людьми, нужно совершать хорошие поступки)
Физ.минутка для глаз (анимация)
в) художественное творчество. Рефлексия.
Дома вы проанализировали свои поступки, ситуации, которые произошли с вами. Кто хочет поделиться своими размышлениями, прочитать свои сочинения.
(темы: Мой взрослый поступок. Самая трудная ситуация в моей жизни. Как я однажды встретил гнома.)
Итог урока
Быть критичным к себе, правильно оценивать свои поступки – значит иметь зрелую самооценку. Нужно уметь видеть не только сильные, но и свои слабые стороны. И, если они мешают жить, строить отношения с людьми, то над собой нужно работать, изменяться.
Какие открытия вы сделали для себя из нашего урока?
Какие цели ставили перед собой? Нашли ли вы ответ на свой вопрос?
Знакомство с произведением помогло ли вам найти выход из трудной ситуации в вашей жизни?
Поднимите кружок такого цвета, какое чувство вы испытываете сейчас(хорошее, радостное, задумчивое, есть нерешенные вопросы и выхода пока нет)
Мне было приятно с вами работать. Спасибо.
·