Рабочая программа по окружающему миру для 4 коррекционного класса VII вида по программе Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
Рабочая программа
по предмету: «Окружающий мир»
образовательная область: «Обществознание и естествознание»
начальное общее образование
для 4 «Д» класса (базовый уровень)
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов
Новоалтайск,
2016 год
Структура рабочей программы стр.
Пояснительная записка. 3 – 5
Планируемые результаты. 5 – 7
Содержание учебного курса. 7 -11
Календарно-тематическое планирование. 12 – 15
Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое 16
Лист внесения изменений. 16
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2016/2017 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23.05. 2012 г., протокол № 171
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013 г.
Авторская программа для общеобразовательных учреждений – А.А. Плешаков. Окружающий мир: 1 – 4 классы. М.: Просвещение, 2011. Разработана на основе УМК «Школа России».
Обоснование выбора УМК
УМК «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
Целью УМК является «обеспечение современного образования младшего школьника».
УМК «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основ. В нём бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики. Авторы учебников взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении реальные возможности личностного развития ребёнка, обеспечивает слияние обучения, развития и воспитание в единый органичный процесс образования.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 /[А.А. Плешаков] –М. : Просвещение, 2013, - 224 с. : ил. – (Школа России).
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /[А.А. Плешаков]. – М. : Просвещение, 2013. - 224 с. : ил. – (Школа России).
Печатные пособия
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 /[А.А. Плешаков] – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 112 с. : ил. – (Школа России).
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 /[А.А. Плешаков] – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 80 с. : ил. – (Школа России).
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательн. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[А.А. Плешаков] – 3-е изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 с. ил.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательн. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 /[А.А. Плешаков] – 2-е изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 с. ил.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно государственному образовательному стандарту изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика организации учебного процесса
Ступень образования Ведущие методы преподавания Оптимальные формы организации учебной деятельности Используемые технологии
Начальная школа Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные (наблюдение, сопоставление, сравнение, демонстрация)
Практические
Поисковые
Частично-поисковые Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в мини-группах Личностноориентированное обучение
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологии
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Согласно учебному плану ОУ, на изучение предмета отводится 34 учебных недели, 68 часов. На основании вышеизложенного, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют.
Сроки реализации программы 1 год.
9 учебных недель первой четверти (18 часов);
7 учебных недель второй четверти (14 часов);
11 учебных недель третьей четверти (22 часа);
7 учебных недель четвёртой четверти (14 часов);
Всего – 68 часов в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
2.Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета предметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств представления информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Содержание тем учебного курса
№ п/п Кол-во часов Название разделов учебного курса Содержание учебного курса
1 9 Земля и человечество изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы
2 10 Природа России находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;
3 15 Родной край – часть большой страны знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае
4 5 Страницы Всемирной истории сопоставлять длительность исторических периодов
5 20 Страницы истории России обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения
обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России
отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций
знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны
обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира
6 9 Современная Россия находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения
различать права и обязанности гражданина , устанавливать их взаимосвязь
68 График контрольных работ
Период Вид работы
17 неделя Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
34 неделя Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Календарно-тематическое планирование
Период № урока Кол-во часов Тема урока Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)
Характеристика основной деятельности ученика Примечание
1 четверть
(18 часов) 9 Земля и человечество
1 неделя
1 1 Мир глазами астронома рассказывать о мире, с точки зрения астронома; работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце
устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года
характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого 2 1 Планеты Солнечной системы 2 неделя
3 1 Звёздное небо – Великая книга Природы 4 1 Мир глазами географа 3 неделя
5 1 Мир глазами историка 6 1 Когда и где? 4 неделя
7 1 Мир глазами эколога 8 2 Сокровища Земли под охраной человечества 5 неделя
9 10 Природа России
10 1 Равнины и горы России работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;
работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте
работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России
6 неделя
11 1 Моря, озёра и реки России 12 1 Природные зоны России 7 неделя
13 1 Зона арктических пустынь 14 1 Тундра 8 неделя
15 1 Леса России 16 1 Лес и человек 9 неделя
17 1 Зона степей 18 1 Пустыни 2 четверть
(14 часов
10 неделя 19 1 У Чёрного моря 15 Родной край – часть большой страны
20 1 Наш край работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае
практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану
выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий
выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий
11 неделя 21 1 Поверхность нашего края 22 1 Водные богатства нашего края 12 неделя 23 1 Наши подземные богатства 24 1 Земля – кормилица 13 неделя 25 1 Жизнь леса 26 1 Жизнь луга 14 неделя 27 1 Жизнь в пресных водах 28 3 Экскурсии в природные сообщества родного края 15 неделя 29-30 16 неделя 31 1 Растениеводство в нашем крае 32 1 Животноводство в нашем крае 3 четверть
(22 часа)
17 неделя 33 1 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Тестовая работа
34 1 Презентация проектов (по выбору) 5 Страницы Всемирной истории
18 неделя 35 1 Начало истории человечества определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории
определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира
сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья
определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья
находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков 36 1 Мир древности: далёкий и близкий 19 неделя 37 1 Средние века: время рыцарей и замков 38 1 Новое время: встреча Европы и Америки 20 неделя 39 1 Новейшее время: история продолжается сегодня 20 Страницы истории России
40 1 Жизнь древних славян выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени
обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения
выявлять роль летописей для изучения истории России; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры
обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России
отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций
знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны
обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира
извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса 21 неделя 41 1 Во времена Древней Руси 42 1 Страна городов 22 неделя 43 1 Из книжной сокровищницы Древней Руси 44 1 Трудные времена на Русской земле 23 неделя 45 1 Русь расправляет крылья 46 1 Куликовская битва 24 неделя 47 1 Иван Третий 48 1 Мастера печатных дел 25 неделя 49 1 Патриоты России 50 1 Пётр Великий 26 неделя 51 1 Михаил Васильевич Ломоносов 52 1 Екатерина Великая 27 неделя 53 1 Отечественная война 1812 года 54 1 Страницы истории XIX века 4 четверть
(14 часов)
28 неделя 55 1 Россия вступает в XX век 56 1 Страницы истории 1920 – 1930-х годов 29 неделя 57-58 2 Великая война и великая Победа 30 неделя 59 1 Страна, открывшая путь в космос 9 Современная Россия
60 1 Основной закон России и права человека находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения
различать права и обязанности гражданина , устанавливать их взаимосвязь
различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные
31 неделя 61 1 Мы – граждане России 62 1 Славные символы России 32 неделя 63 1 Такие разные праздники 64 3 Путешествие по России 33 неделя 65-66 34 неделя 67 1 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие 68 1 Презентация проектов (по выбору) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. /[А.А. Плешаков.] – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 222 с. : ил. – (Зелёный дом).
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
Лист внесения дополнений и изменений
№ п/п Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения