Интерактивная музейная экскурсия Один день из жизни лапшангской крестьянки
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ
«ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЛАПШАНГСКОЙ КРЕСТЬЯНКИ»
Аннотация
В детстве, наверное, каждый из нас очень любил слушать бабушкины рассказы о детстве. Они были грустными и веселыми. О нелегкой сложной жизни: тяжелый быт, революции, войны, разруха и голод. Но была и молодость, радость восстановления и вера в светлое будущее своих детей и внуков. Как донести современным «компьютерным» детям, имеющим всё необходимое, то, как всё это создавалось и, что далеко не всегда было так.
Цель данной экскурсии – рассказать детям о жизни их предков, о нелегкой доле женщин, преодолевающих все невзгоды и тяготы жизни ради своих детей; привить умение ценить день сегодняшний, с благодарностью относиться к прошлым поколениям; дать понятие о преемственности системы ценностей, накопленных и передаваемых из поколения в поколение.
Можно использовать музыкальное сопровождение:
Русские народные наигрыши;
«Песенка про самовар»;
«Пряники русские»
Место проведения:
Школьный историко-краеведческий музей
Данная экскурсия предназначена для детей любого возраста.
СХЕМА ЭКСКУРСИИ
Раздел: Старины
Место
О чем говорить
Какие экспонаты
Брать для показа
Около русской печки
Носит воду
Ведра – 2 шт.
Коромысло
Растопить русскую печь
8 ровных поленьев
Напоить молоком из кринки детей
Молоко и кринка глиняная
Намолоть муки для хлеба
Ручные жернова
Приготовить обед
Чугунок, ухват,
Листочки с указанием продуктов, необходимых для приготовления зеленых щей
Вскипятить чай
Самовар и сапог, пряничная доска
Передний угол
Стирка белья
Полотенца-утирки (кухонные), корыто, стиральная доска
Глажение белья
Рубель, каток и полотенце
Укладывание ребенка спать
Кукла, пеленка, зыбка
Прядение пряжи
Прялка, веретено, пряжа
Укладывание спать
Образа на тябле, светец
Ход экскурсии:
Эк. – Наш рассказ мы поведем о том, как начинается день у любой русской женщины. В разные времена он начинался по-разному. В современной стремительной жизни женщина бежит на работу, ведет детей в садик или в школу, успевая накормить и создать уют всей семье.
Но совсем недавно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, жизнь текла иначе. Сегодня мы расскажем об одном дне в начале XIX века.
О судьбе простой крестьянки очень хорошо высказался Некрасов:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать
Он постоянно подчеркивает, что женщина несёт на себе двойной гнёт: крепостной семейный. Об этом напоминают и горькие слова:
«Будет бить тебя муж – привередник,
и свекровь в три погибели гнуть».
Внешняя привлекательность, красота простой крестьянской женщины часто сочетается с её внутренним, нравственным богатством, с её самоотверженностью и душевной стойкостью.
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Эта суровая доля крестьянки и воплощена в конкретном, жизненно-правдивом образе. Забота о семье, о каком-то, хоть самом скромном достатке, воспитание детей, работа на дому и в поле, даже самый тяжёлый труд – всё это лежало на ней.
И так, как же начинался день простой лапшангской крестьянки?
Вставала она до свету, молилась на образа и шла за водой. Принести воду надо было из колодца. Ведра тяжелые и носила она их на коромысле.
(показать, как носили воду на коромысле, и дать возможность поносить и детям)
Эк. – Воды мы наносили. Теперь нужно растопить печь. Для этого брали всего-то 8 полешек, желательно поровнее. Укладывали дрова в определенном порядке (показать) и ухватом проталкивали в печь (показать).
(дети тоже пытаются уложить дрова для растопки)
Эк. – Печь растоплена. Крестьянка отправляется кормить скотину и доить корову. Молоко она процеживала в глиняные кринки. Мастера гончарного дела знали секреты, благодаря которым молоко не скисало длительное время.
А как любили дети попить парное молочко прямо из кринки!
(Задание детям – «попить» молоко из кринки)
Эк. – Теперь надо замесить тесто для хлеба. Крестьянка принесла из чуланчика пшеницы и домашние жернова. Намолоть муки – это привычное для нее дело.
(Задание детям – «крутим» домашние жернова)
Эк. – В трудах и заботах быстро проходило утро. Пора готовить обед – традиционные зеленые щи.
(Игра « Что нужно для зеленых щей?»)
Эк. – Щи также варили в русской печке. А ставили горшок в печь с помощью ухвата.
(Задание – поставить в печь чугунок с помощью ухвата)
Эк. – А сейчас отгадайте-ка мою загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит!
Правильно, это самовар. С помощью его чай и «варили». В трубу закладывали щепки, шишки, разжигали и раздували сапогом.
(Задание – раздуть самовар с помощью сапога
Затем экскурсоводом исполняется шуточная песня «Барин мой любитель чая»или «Песенку про самовар» Приложение 2)
Эк.- В обед за столом собиралась вся семья. Чай пили не только с лепешками, баранками, но и самодельными пряниками.
(показывает пряничную доску, потом исполняет песню «Пряники русские», Приложение 1.)
Эк. – Мужчин практически целый день не было дома: то в поле сено пашут, то сено в лугах косят. Весь домашний быт лежал на плечах женщины. Надо и бельё постирать. А стирали они с помощью вот такой «стиральной» доски (показать) в корыте. Полоскали на реке в любое время года.
(Задание – «стираем полотенца» с помощью такой доски)
Эк.- А вот еще скопилось белье, которое погладить надо. Гладили не утюгом, его еще тогда не было, а вот таким приспособлением, которое называется рубелем.
(Экскурсовод показывает, как гладили белье рубелем и дает попробовать погладить детям)
Эк.- День клонится к вечеру. Маленьких детей она перепелёнывает, укладывает в зыбку и укачивая, поёт колыбельную.
(пеленает и поёт колыбельную, потом это делают дети)
Эк.- Дети спали, а крестьянка садилась прясть пряжу. Своих дочерей она обучала прясть с шести лет. Нелегкая это работа. Для этого необходимы были ловкость, терпение и старание.
(игра «Намотай нить»)
Эк. – Ну вот, теперь можно и спать ложиться! Помолившись на образа в углу, задула светец и легла. Завтра начнется новый день, и он опять пойдет в том же порядке.
Вот и закончилась наша необычная экскурсия, которая показала – до чего же нелегка была крестьянская женская доля!
Приложение 1.
ПРЯНИКИ РУССКИЕ
1. Кто придумал тот секрет,Точно неизвестно.Может, бабка, может, дедЗамесили тесто.Из муки и патокиВыпекали пряники.Из муки и патокиВыпекали пряники.
Припев:
Пряники русские,Сладкие, мятные, К чаю ароматному 2 разаУгощенье знатное.
2. Если холод бушевал,Странников усталыхВ дождь и стружу согревалЧай из самовара.Ну, а к чаю странникамПодавали пряники.Ну, а к чаю странникамПодавали пряники.
Припев: тот же
3. Всех друзей мы в гости ждём,От души встречаем,Пирогами и блиномС чаем угощаем.Из муки и патокиНапекли всем пряники.Из муки и патокиНапекли всем пряники.
Припев: тот же
Приложение 2.
ПЕСЕНКА ПРО САМОВАР
Жил, поживал самовар.
Самовар!
Был он не молод, не стар.
Самовар!
Он на работе кипел.
Самовар!
Песню такую он пел.
Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба-тумба-тумба-тумба
Русский самовар.
Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!
Чайник с почтеньем большим.
Самовар!
Робко стоит перед ним.
Припев.
Всем он приносит тепло.
Самовар!
Много воды утекло.
Самовар!
Медью сверкают бока.
Самовар!
Топает через века.
Самовар!
Припев.
________________________
15