ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ. — Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы г.Уфа, 27 марта 2015г.
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Андрекус А.И. , учитель физики
МБОУ башкирская гимназия
им.Н.Наджми г.Дюртюли
Анализ результатов международного исследования TIMSS – 2011 свидетельствует о том, что, 48% российских учащихся 8 –х классов овладели высшим и высоким уровнем подготовки по естествознанию. В лидирующих странах этот уровень подготовки показали 65% - 80% учащихся 8 – х классов. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне овладения российскими восьмиклассниками предметными знаниями. Результаты наших восьмиклассников по видам познавательной деятельности являются высокими для заданий на воспроизведение фактических знаний и их применение в типовых учебных ситуациях («Знание»). Однако, при выполнении заданий на объяснение, обоснование и решение проблемы («Рассуждение») восьмиклассники показали самые низкие результаты по естественнонаучной и математической грамотности.
Решение этой проблемы психологи связывают с формированием универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода. Разработанные положения и рекомендации должны быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно – методических материалов. На текущий момент ни один из предлагаемых учащимся 7-11 классов учебников физики не нацелен на реализацию системно – деятельностного подхода в обучении. Однако еще в 1997 году в г.Уфе издательство «Творчество» выпустило пробный учебник А.И. Подольского для 7-х классов общеобразовательных учреждений. Учебник написан на основе концепции содержательного обобщения и концепции учебной деятельности школьников. Использование учебника возможно только после усвоения учителем соответствующей педагогической технологии, изложенной в пособии: А.И Подольский. Формирование учебной деятельности школьников на уроках физики в 7 классе. Магнитогорск. 1997. В течений нескольких лет мы использовали этот учебник и пособие при организации учебного процесса в 7-8 классах. Анализ результатов диагностики учащихся экспериментальных контрольных классов показал:
учащиеся экспериментальных классов овладевают учебной деятельностью.
учащиеся овладевают способом получения новых знаний.
возрастает уровень развития теоретического мышления.
По первым двум пунктам учащиеся экспериментальных контрольных классов отличается значительно, т.к. учащиеся контрольных классов в большинстве своём не владеют учебной деятельностью и способом получения новых знаний.
Уровнем развитости теоретического мышления учащиеся отличаются незначительно. Теоретическим мышлением обладают 11% - 23% учащихся. Как видно из приведенных цифр обе группы учащихся по развитости теоретического мышления характеризуются низкими показателями. Несмотря на неоспоримые преимущества организации обучения на системно- деятельностной основе эффективного развития теоретического мышления не происходит. Именно в низком уровне развития теоретического мышления мы видим основную причину того, что несмотря на то, что «учащиеся 8 классов и по математике и по естествознанию зафиксировали более высокие результаты по видам деятельности, ориентированным на использование знаний в стандартных ситуациях, результаты за выполнение заданий, в которых нужно было применить знания в несколько измененных ситуациях являются низкими, а самые низкие – при выполнении заданий в незнакомых ситуациях, при решении сложных и многошаговых задач, требующих интеграции знаний, проведения рассуждений, обоснования решения». (с.7 Рекомендации по использованию результатов международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS – 2011) .
Мы предположили, что уровень развития теоретического мышления связан с уровнем организации соответствующего ему вида деятельности. Низкий уровень организации теоретического исследования в процессе научного познания должен был бы привести к формированию эмпирического мышления. Но этого не происходит. Наши исследования показали, что у учащихся 7-8 классов формируется, в основном эмпирически – бытовое мышление.
В проекте «Примерные программы по учебным предметам» одним из важнейших предметных результатов изучения физики устанавливается «развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводит из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;» (с.8 Примерные программы по учебным предметам М. «Просвещение» 2011)
Для организации учебного процесса в 7-8 классах на уроках физики нацеленного на развитие теоретического мышления мы исходим из того, что система научного знания каждой дисциплины представлена различными формами знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории и.т.д. Эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно этому выделяются два типа познавательных процедур, порождающих эти знания.
Взяв за основу структуру эмпирического и теоретического исследования изложенную в книге В.С.Степина «Философия науки. Общие проблемы.». Мы проанализировали тему «Тепловые явления» в 8 классе. Выделили предметы, методы и средства теоретического и эмпирического уровня познания. Переструктурировали учебный материал темы таким образом, что предмет, методы и средства эмпирического уровня познания были разведены с предметом, методами и средствами теоретического уровня познания. На заключительных уроках по данной теме была вскрыта взаимосвязь этих двух слоев познания. Все уроки по данной теме были разработаны на системно – деятельностной основе.
Для выявления изменений в сформированности теоретического мышления у восьмиклассников, обучение которых велось в изложенных выше дидактических условиях, были выбраны четыре класса. Два класса составили экспериментальную группу и два – контрольную группу.
В начале формирующего эксперимента в результате групповой диагностики было установлено, что учащиеся контрольных классов обладают даже более высоким интеллектуальным потенциалом, чем учащиеся экспериментальных классов
Таблица№1
Классы Кол-во человек Проведенные групповые диагностики
Мотивация личности к достижению успеха А.Г.Грецов Тест интеллектуального потенциала П.Ржичан Тест оценки общих умственных способностей Н.В.Бузин.
8б контр. 20 Низкий уровень -0
Средний -4 (20%)
Умеренно высокий -6 (25%)
Слишком высокий – 8 (40%) Очень высокий уровень – 10 (50%)
Высокий – 9 (45%)
Средний – 1 (5%) Низкий уровень -0
Средний -5 (25%)
Высокий – 15 (75%)
8в контр. 17 Низкий уровень -0
Средний- 6 (35,3%)
Умеренно высокий -7 (41,2%)
Слишком высокий – 4 (23,5%) Очень высокий уровень – 1(5,9%) Высокий – 9 (52,9%) Средний –6 (35,3
%)
Сниженный -1 (5,9%) Низкий уровень -2 (11,8%)
Средний -6 (35,3%)
Высокий – 9 (52,9%)
8а экспер. 22 Низкий уровень -1(4,5%)
Средний- 4 (18,2%)
Умеренно высокий -7 (41,2%)
Слишком высокий – 10 (45,5%)
Слишком высокий -7 (31,8%) Очень высокий уровень – 0 Высокий – 10 (45,5%) Средний –11 (50%)
Сниженный -1 (4,5%)
Очень низкий -0 Низкий уровень -0
Средний -5 (25 %)
Высокий –15 (75%)
20 чел.
8б экспер. 22 Низкий уровень -1(4,5%)
Средний- 8 (36,3%)
Умеренно высокий -9 (41 %)
Слишком высокий – 10 (45,5%)
Слишком высокий -4 (18,2%) Очень высокий уровень – 3 (13,6%)
Высокий – 13 (59,1%) Средний –6 (27,3%)
Сниженный -0
Очень низкий -0 Низкий уровень -2 (9,5%)
Средний -8 (38,1%)
Высокий – 11 (52,4%)
21 чел.
В период с сентября по декабрь во всех четырех классах был изучен раздел «Тепловые явления». Для выявления измерений в уровне сформированности теоретического мышления учащимся были предложены два теста. В сентябре для диагностики был предложен ТЕМ – 7 тест естественнонаучного мышления. Г.А.Берулавы, составленный на материале физике 7 класса. В декабре учащимся был предложен ТЕМ- 8 тест естественнонаучного мышления Г.А.Берулавы, составленный на материале физики 8 класса – «Тепловые явления».
Результаты превзошли наши ожидания (см.таблицу №2)
Таблица №2
классы кол-во человек уровень сформированности теоретического мышления изменения
ТЕМ -7 ТЕМ -8 8б контр. 20 31,8% 19,4% уменьшение в 1,6 раза
8в контр. 17 0% 0% нет изменений
8а экспер. 22 14,3% 45,5% возросло в 3,2 раза
8б экспер. 22 4,5% 58,8% возросло в 13 раз
Выводы : реализация учебного процесса по физике в 8 – х классах во – первых: на системно –деятельностной основе, во вторых: на переструктурированном учебном материале с целью выделения и разведения предметов, методов и средств эмпирического и теоретического уровня познаний приводит к качественным изменениям в формировании теоретического мышления.