Творческий проект «Изготовление праздничного костюма орловской крестьянки (с элементами орловского списа)»
Министерство образования и науки Самарской области
Г(Б)С(К)ОУ специальная (коррекционная)
Школа-интернат № 71 г. Самара
Творческий проект
«Изготовление праздничного костюма орловской крестьянки (с элементами орловского списа)»
Выполнили
группа учащихся
10 класса
Руководитель проекта
Учитель Резникова З. А.
г. Самара 2014-2015гг.
Выбор темы проекта
Группу учащихся 10 класса заинтересовала тема проекта, в котором было бы изготовлено изделие, сшитое своими руками, удовлетворяло социальную потребность в изделии, и чтобы предстоящая работа была доступна и выполнима. Тема получила общественное признание.
2014год - год культуры, поэтому возникла идея сшить своими руками русский традиционный костюм.
Вместе с учителями по технологии учащимися 10 класса уже пошиты для школьного ансамбля рубахи и порты (штаны) для мальчиков, юбки и блузы для девочек – одежда фольклорного стиля. В этом году в школе проведено ряд интересных мероприятий, посвященных старинному русскому костюму. Была представлена национальная одежда, познакомившись с которой мы узнали многое о традициях, обычаях и истории своего народа.
Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческими календарями, укладом жизни самой большой группы населения России – крестьянства, сложны и разнообразны. Столь же разнообразна русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранить.
По рисункам художников была изготовлена старинная одежда: северорусской (Рис.1), южнорусской (Рис.2), курской (Рис.3), воронежской (Рис.4), тамбовской (Рис.5), нижегородской (Рис.6), тульской (Рис.7) губернии – это так называемые понёвные ансамбли. В старину все носили длинные рубахи. Юбка раньше называлась «понёва», сверху шел с яркой отделкой передник. Завершал головной убор, он делился на девичий и замужней женщины. Остановимся на наиболее красочных костюмах.
Костюмы воронежской и Курской губернии делились на будничную, праздничную и обрядовую. В качестве отделки использовали декоративное ткачество, вышивку бисером, крестом.
Рубахи украшали вышивкой нитями черного цвета. Контрастное сочетание черного и белого цветов создавало изысканность и своеобразную красоту.
Северо-русский сарафановый комплект распространен в северных и центральных губерниях России.
Его носили на Руси и в будни, и в праздничные дни, начиная с 14 века. Изготавливался из холста домотканого сукна, крашенных или фабричных тканей, шелка или парчи.
Мягкие плавные линии сарафана струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут «лебёдушками». Украшались сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой, бахромой. (Рис.8)
В южно-русском женском костюме главной деталью была понёва – прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Рубаха составляла основу русского костюма. Её надевали мужчины и женщины, дети в праздники и будни. Отличие повседневной от праздничной одежды состояло в качестве материала отделки. Материалом повседневной отделки был холст, домотканые ткани. Праздничную одежду украшали вышивкой, аппликациями из дорогих тканей. Преобладает цвет кумач – полотно красного цвета, а также блестками. Далее, шел с яркой отделкой передник.
Очень интересен в своем оформлении мужской крестьянский костюм. Основными частями одежды мужской, как и сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.
Мужские рубахи шились из ткани однотонной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так нагрудные узоры (передцы) вдоль среза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) - охраняли руки и не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных цветов, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. (Рис.9)
Разработка идей и вариантов
Для того, чтобы выбрать тему проекта, было рассмотрено множество старинных костюмов многих национальностей нашей Родины-России.
Более 160 народов разных национальностей в нашей стране. У каждой - своя национальная одежда. Рассмотрим национальные костюмы украинского, белорусского, мордовского, татарского, башкирского народов нашей страны, с которыми мы познакомились. Представим вам старинную одежду этих народов.
Татарский народный костюм
Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.
Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.
Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.
Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.
История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа. (Рис.10)
Мордовский народный костюм
Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.
Женскую рубашку носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера праздничный пулай. Встречающийся только у эрзи, пулай, видимо, являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение.
Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, к-рая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более кр. из к-рых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения. (Рис.11)
Башкирский народный костюм
В народном костюме нашли претворение многие искусные умения: узорное тканье, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация кожи. Высокое мастерство исполнителей объединяло детали в слаженный ансамбль, подчиненный единому художественному замыслу; в его основе лежали глубокие исторические традиции. Вместе с тем сила индивидуального творчества рождала неповторимые варианты привычного.
Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодух можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков.
Во всех башкирских деревнях процветал обычай готовить к свадьбе загодя нарядную одежду для невесты и жениха. Имелись прославленные мастерицы, выполнявшие заказы сельчан. После свадебного торжества вышитая одежда становилась праздничной. Помимо вышитого платья и нагрудного украшения из кораллов и монет в женский комплект входило покрывало кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь с белыми голенищами. В таких красочных нарядах молодые женщины ходили по деревне.
Распространенной вышивальной техникой был тамбурный шов. Орнамент преобладал растительный, но сильно стилизованный, с набором традиционных элементов, в которых угадывались диковинных очертаний цветы, плоды, кисти, соединенные в гирлянды. Веяло архаикой от манеры обводить контуры рисунка, не заполняя середины, произвольно в процессе работы менять цвета ниток. (Рис.12)
Украинский народный костюм
Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Украинский народный костюм для девушки предполагал ношение сорочки без верхней одежды. Сорочка, как правило, состояла из двух частей, при этом нижняя (пидтычка) шилась из более грубой ткани. Цельные сорочки (додильни) считались праздничной одеждой. Замужней женщине полагалось не только покрывать голову платком, но и дополнять свой наряд поясной одеждой. Имелось три ее разновидности: дерга (рабочая одежда, сшитая из темной ткани до 3 м шириной) – ее принято было собирать в пышные складки сзади. Запаска – поясная одежда на завязках, состоящая из задней (более широкой и темной) и передней части. И третий, праздничный вариант – плахта. В старину шился из шелка либо парчи, позднее распространение получила шерстяная плахта с вышитым шерстяными же нитками клетчатым рисунком.
Народные костюмы Украины имели отличительные региональные особенности. К примеру, для южных областей характерной была более открытая горловина рубахи и яркая вышивка с использованием красного, желтого, зеленого цветов. В центральных регионах получила распространение черно-красная цветовая гамма. Хотя на Полтавщине до сих пор популярна удивительно красивая вышивка белым по белому, а на Черкасщине, через которую проходил «черный шлях» (по нему гнали на юг полон) была распространена вышивка черным по белому. (Рис.13)
Белорусский народный костюм
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами. (Рис.14)
Русский костюм орловской крестьянки
В национальных костюмах украинской, белорусской, мордовской и русского костюма орловской крестьянки основным видом праздничного ансамбля являлась рубаха, в которой заложена необычная конструктивная особенность, линия проймы имеет вертикальное положение и прямоугольную форму.
В рубахах все детали: перед, спинка, рукава, манжеты имеют прямые линии. Проявляется высокое мастерство ремесленника прошлого века: не выкроенная пройма и рукав без отката. Это позволяет сбалансировать изделие на любую фигуру независимо от размера, обеспечивает рукаву поворот и динамичность.
Особенности рубахи – в отделке. Отделкой являются притачные клинья, расположенные по обе стороны основной части рукава и кроятся из более тонких тканей другого цвета, притачная линия клина удлиняется на величину цельнокроеной ластовицы. (Рис.15)
Важным элементов в отделке – использование орловского списа. В журналах «Школа и производство» учащиеся познакомились с магическим узорочьем Орловщины «Орловским списом», возникшим в крестьянской среде как подражание золотному шитью. Слово «спис» означает списывание, срисовывание списового шитья, но образы, узоры не следует воспринимать как буквально срисованным с очертаниями облаков, форм деревьев и извивов рек. Они скорее отражают преклонение перед явлениями природы, осознание магической силы древних знаков и символов. Основной мотив списа – «древо жизни» . Выделяют «древо животное» составляющими которого являются стилизованные изображения оленя, лося, птицы (Рис.16), лягушки (Рис.17) и древо рассыпное, представляющее собой собранные вместе формы – обереги. Эти изображения можно воспринимать как символы плодородия и процветания . Ведущий цвет списового шитья – красный с небольшими вкраплениями синего.
Познакомившись с магическим узорочьем Орловщины, с конструктивными особенностями костюма, мы решили изготовить именно этот костюм и использовать его как одежду фольклорного стиля для выступления ансамблей и школьной самодеятельности.
Остановим свой выбор на изготовление костюма Орловской крестьянки для того, чтобы:
- освоить необычную конструктивную особенность прямого кроя;
- использовать в отделке рубахи притачные клинья , цельнокроеную ластовицу, полики;
- использовать художественные особенности списового шитья;
- закрепить полученные на уроках технологии умения и навыки по темам: «конструирование и моделирование швейных изделий», «художественная обработка материалов», «основы проектирования».
Снятие мерок и максимальное точное определение размера
Для того, чтобы правильно определить размер деталей костюма снимаются следующие мерки:
Сш – полуобхват шеи – эту мерку снимают сантиметровой лентой по основанию обнаженной шеи.
Сг1 – полуобхват груди 1 – сантиметровая лента должна проходить по лопаткам, подмышичным впадинам и верхнему основанию грудных желез.
Сг2 – полуобхват груди 2 – сантиметровая лента должна проходить по лопаткам, впадинам и выпуклым точкам груди.
Сб – полуобхват бедер – снимать мерку ниже талии на расстоянии 16-18 см по выпуклой части бедер, ягодиц, живота, зантиметровую ленту не затягивать.
Жг – ширина груди
Дп т – длина переда до талии
Дс т – длина спины до талии
Вг – высота груди
Вп к – высота плеча косая
Шс - ширина спины
Цг – центр груди
Шп – ширина плечевого ската
Мерки для построения чертежа юбки:
Ст –полуобхват талии
Ди –длина понёвы (юбки)
Днч – длина нижней части фартука
Сняв данные мерки, определили размер изделия на девочку – р 44.
Построение чертежа рубахи с прямыми поликамиПолик – это прямоугольная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча. Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствую увеличению или уменьшению объема рубахи, полик помогает обрисовать стан фигуры; создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.
Используя, «Практическую книгу по моделированию женской одежды», под редакции А.Ф. Бланк, построили чертеж крестьянской народной женской рубахи с прямыми поликами. (Рис.18)
Используя размеры участницы фольклорного школьного ансамбля построили чертеж поневы и фартука. (Рис.19,20).
Приемы украшения одежды, места расположения и способы выполнения узоров, определенная цветовая гамма (красный и синий цвет) были подобраны для изготовления ансамбля орловской крестьянки. На (Рис.21,22,23) представлена раскладка деталей выкройки изделия на ткани.
Проведение примерки
Примерку праздничного костюма орловской крестьянки проводили на девочку из фольклорного ансамбля. Уточнили размеры поликов, длину, ширину рубахи, понёвы и передника, вырез горловины, длину рукава, ширину клиньев к рукавам. Внесли соответствующие изменения.
Технологическая последовательность обработки женского ансамбля
План работы по изготовлению рубахи.
-собрать детали поликов на сбору по плечевым срезам ( или сделать защиты)
-соединить детали переда и спинки
-настрочить отдельную тесьму на детали рукавов
- приметать, притачать клинья к рукавам.
-соединить рукава с проймами
-соединить ластовицы с клиньями рукавов и боковыми срезами в один прием.
-обработать нижний срез рукавов замкнутыми стежками
-обработать срез горловины и слезку спинки подкройной обтачкой.
-обработать нижний срез рубахи швом вподгибку с закрытым срезом.
-обметать на спинке петельку, пришить пуговицу
-отутюжить изделие.
План работы по изготовлению понёвы.
-стачать средний шов понёвы в кольцо
-стачать отделочную вставку в кольцо
-обработать нижний срез вставки швом вподгибку
-соединить вставку с нижним срезом понёвы.
-прикрепить отделку – аппликацию строчкой зигзаг к нижнему срезу изделия.
-отутюжить изделие.
План работы по изготовлению передника.
-соединить отделочную вставку с нижним срезом передника
-прикрепить отделку – аппликацию строчкой зигзаг к нижней части передника
-обработать боковые и нижние срезы изделия швом вподгибку
-обработать верхний срез передника притачным поясом
-отутюжить изделие
Расчет себестоимости костюма
Расчет материальных затрат:
Ткань 2,1+0,85+0,6=3,55 метра*120руб=426руб.
Нитки 4кат*12=48 руб.
Итого МЗ=426+48=474руб.
Расчет электроэнергии:
Работа на швейной машине составила: Т=24час.
Влажно-тепловая обработка: Т=2час.
Тобщ=24+2=26час.
Цена за 1квт электроэнергии составляет 3 руб. 17 коп.
Итого Ц=3 руб.17коп *26=82 руб. 42коп.
Костюм пошит своими руками для участников художественной самодеятельности школьного ансамбля, поэтому расход и оплату труда не рассчитывается.
МЗ=474+82руб 42коп=556 руб, 42 коп.
Эта цифра в 3 раза ниже стоимости костюма, пошитого на заказ или купленного в магазине, поэтому проектная работа экономически целесообразна.
Самооценка
Работая над проектом учащиеся познакомились не только с разновидностью русского костюма, но и с костюмами других народов России, научились сравнивать, классифицировать предметы , детали одежды, элементы русского народного костюма.
Изготовленный костюм, надеемся, найдет практическое применение в школе.
Литература
Технология Г.Б. Картушкина «Швейное дело». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2010г.
«Русский традиционных костюм» Дидактический материал, издательство «страна фантазий», Вохринцева С.В., Екатеринбург, 2004г.
А.Ф. Бланк, З.М. Фомина практическая книга по моделированию женской одежды. Москва, легпромбытиздат, 1992г.