Задания к вводному уроку литературы в 10 классе Введение. Золотой век русской литературы.


Часть 1. Теория.
Вопрос 1. Почему литература введена в учебную программу вашей профессии? Зачем нужно читать художественные произведения?
Вопрос 2. Почему 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературе в мировом масштабе? Приведите примеры.
Вопрос 3. Напишите основные значимые события, которые повлияли на литературный процесс 19 века. Сделайте вывод.
Вопрос 4. Назовите литературное направления начала 19 века по его описанию:
А) Литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Первостепенное место отводится проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу.
Б) Литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность. Писателя интересует, как окружающий мир влияет на личность.
В) для этого литературного направления характерно:
- внутренний мир героя всегда полон переживаний и страстей
- герой всегда исключительная личность.
- герой всегда в конфликте с окружающей действительностью.
Часть 2. Практические задания.
Задание 1. Прочитайте стихотворения. Сравните их. К какому направлению относится каждое стихотворение (реализм, романтизм)? Докажите.
Тучи
Михаил Юрьевич ЛермонтовТучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно-холодные, вечно-свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1840 г.
Николай Некрасов
В полном разгаре страда деревенская...Доля ты!- русская долюшка женская!   Вряд ли труднее сыскать.Не мудрено, что ты вянешь до времени,Всевыносящего русского племени   Многострадальная мать!Зной нестерпимый: равнина безлесная,Нивы, покосы да ширь поднебесная -   Солнце нещадно палит.Бедная баба из сил выбивается,Столб насекомых над ней колыхается,   Жалит, щекочет, жужжит!Приподнимая косулю тяжелую,Баба порезала ноженьку голую -   Некогда кровь унимать!Слышится крик у соседней полосыньки,Баба туда - растрепалися косыньки,-   Надо ребенка качать!Что же ты стала над ним в отупении?Пой ему песню о вечном терпении,   Пой, терпеливая мать!..Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,   Право, сказать мудрено.В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,   Канут они - всё равно!Вот она губы свои опаленные   Жадно подносит к краям...Вкусны ли, милая, слезы соленые   С кислым кваском пополам?.. 
Задание 2. Определите к какому литературному направлению относятся предложенные отрывки. Докажите.
А) Максим Горький
СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ, отрывок
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
Б) Федор Достоевский
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, отрывок.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.