Повторительно-обобщающий урок Великий перелом
Матвеево-Курганский отдел образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анастасиевская средняя общеобразовательная школа
им.ПРО РФ В.А.ГретченкоРазработка урока по истории для 9,11 класса
По теме : «Великий перелом» с использованием
современных педагогических технологий(деловая игра)
Кравченко А.А.,
Учитель истории и обществознания,
Высшая квалификационная категория
с.Анастасиевка
Деловая игра
Повторительно-обобщающий урок.
Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внутренней политики И.В.Сталина (ВКП(б)):
- Переход от авторитарного режима к тоталитарному;
- Индустриализация;
- Коллективизация.
Задачи урока:
Образовательная – закрепить в памяти учащихся следующие персоналии: И.В.Сталин, Н.И.Бухарин, Ежов, Ягода, Берия, Вышинский, М.Н.Тухачевский, В.К.Блюхер, С.М.Киров, С.Ордженикидзе, А.Стаханов, М.А.Шолохов. актуализировать причинно-следственные связи следующих процессов:(указанных в цели урока); вспомнить географию первых пятилеток.
Развивающие – Умение анализировать события, давать им собственную оценку; - давать характеристику личности; - умение выстраивать свою монологическую речь; - умение работать с картами; - развивать способность выделять в тексте основную мысль, делать собственные выводы.
Воспитательные - формирование интереса к изучению истории, воспитывать интерес к прошлому родной страны, гордость за свершения предыдущих поколений.
План урока: 1. Организационный момент (вводное слово учителя). 2. Деловая игра с одновременным выставлением оценок. 3. Заключительное слово учителя..Основные понятия: авторитаризм, тоталитаризм, демократия, кооптация, номенклатура, индустриализация, коллективизация (двадцатипятитысячники), иерархия, привилегии, репрессии, ударничество – «стахановское движение».Основные даты: 1928-32гг. – Первая пятилетка, 1929-32гг. – годы сплошной коллективизации, 1934 – закон об упрощённом рассмотрении террористических дел, 1936 – конституция СССР, 1932 – введение паспорта, «закон о 5 колосках», голод, 1935 – начало «стахановского» движения.
- 2 -
Оборудование урока:
Литература для учителя: Презентация «Великий перелом», карты «Гражданская война», «Индустриализация», Данилов А. А., Косулина Л.Г. учебник по истории России ХХ век, 2010г. «Просвещение», Поурочные разработки к учебнику «Россия 20-век» А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной и др.
Ход урока: Вводное слово учителя: «Сегодня хочу обратиться к вам со всем жаром души, со всем пафосом, т.к. героические дела наших предшественников создали задел дальнейших наших побед. В час испытаний проходит суровую проверку все результаты наших трудов. В ВОВ с 1941-1945гг. мы победили не только гитлеровскую Германию, но и всю Европу, т.к. перед тем как напасть на СССР вечный фюрер подчинил себе все западно-европейские державы. Хочу напомнить вам два эпизода войны. В районе Ленинграда(Санкт-Петербург) экипаж танка КВ под командованием Колобанова в танковой дуэли уничтожил 22 танка, затем по рации вызвал два подобных танка, они расстреляли оставшиеся 20 вражеских танков. На танке Колобанова было обнаружено более 150 вмятин и выбоин, что свидетельствует о его неимоверно прочной броне. В Матвеевом Кургане Александр Матвеевич Ерошин утюжил своими гусеницами вражеских солдат и технику. Вдруг мотор заглох. Немцы подкатили и расстреливали советский танк безуспешно. Танкисты ремонтировали мотор и опять танк взревел, а фашисты бросились врассыпную. Делаем вывод, если бы наша страна не имела мощной экономической базы, то не выстояла под натиском фашистов. А в последствии не шагнули бы первыми в космос и т.д.
Условия деловой игры: Командам предлагается жребий, кому он достанется, те отвечают первыми. На обсуждение вопроса даётся полминуты. Если команда сама называет отвечающего(каждый раз кто-то новый), мы слушаем его ответ. Если команда не способна определиться с выбором отвечающего, то такового назначает учитель, руководствуясь алфавитным порядком. Вторая команда выслушав ответ первой имеет право дополнить ответ оппонентов(дополнять можно неограниченное число раз). Все виды работ оцениваются, результаты ответов суммируются. Всем удачи!
Деловая игра: Ученикам предлагается вопросы из презентации. Учитель следит за тем, чтобы ответы были конкретными, полными, исчерпывающими и литературно безупречными. На доске учитель записывает имена игроков и рядом выставляет оценку.
Заключительное слово: Учитель говорит об уровне подготовленности учащихся, благодарит всех участников игры, а особенно победителей. Производится выставление оценок .
- 3 -