Классный час «Дети Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
Классный час «Дети Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
Дата проведения 28.04.2015 г.
Место проведения: МБОУ ООШ №26
Аудитория:1 – 4 классы, учителя, родители.
Подготовила и провела учитель начальных классов
Медведева Алла Николаевна.
Цели : формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о событиях Великой Отечественной войны1941-1945 гг.; расширение кругозора учащихся о жизни детей в трудное для страны военное время.
Задачи:
-актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
- формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.
Оборудование ноутбук, проектор.
Подготовка к мероприятию: Учителем подобраны стихи о детях войны, музыкальное сопровождение песен, создание презентации.
Класс празднично украшен шарами, фигурками голубей, дети заранее выучили стихи, на занятиях внеурочной деятельности прослушали рассказы о героических поступках детей в годы войны, о сыновьях полков, о партизанах, посмотрели презентации о блокадном Ленинграде, разучили песни «Несовместимы дети и война» Автор текста (слов): Садовский М. Композитор (музыка): Хромушин.; «Пусть всегда будет солнце» Композитор: Аркадий Островский. Автор текста: Лев Ошанин.
Комментирует слайды учитель.
Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги, родители и гости нашего открытого классного часа. Наша встреча с вами посвящена детям Великой Отечественной войны 1941-1945. Слайд №1
9 мая 2015 года наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы. Мы обязаны победе не только воинам, защищавшим нашу Родину, женщинам, старикам, но и детям, которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы. Слайд №2
Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Ребёнок 1: ,,,Летней ночью на рассвете,
Гитлер дал приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит - против нас.
(С. Михалков) Слайд №3
(звучит голос Левитана о вероломном нападении немецких войск на нашу страну)
( На слайде изображены немецкие самолёты в небе, танки, разрушенные дома, звучит сирена и, пулемётные очереди, визг летящих бомб, взрывы снарядов.) Слайд №4
Ребёнок 2: В тот день июньский, на рассвете
В бой святой и правый,
С отцами поравнялись дети
Геройством, доблестью и славой. Слайд №5
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они хотели бы пойти на фронт сражаться с немцами, но им мало лет, их не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым. Слайд №6
Но не все дети могли работать или воевать. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет! Слайд № 7
Самых маленьких отправляли в тыл, где не было немцев, но и родителей тоже не было… Ведь мужчины все на фронте, а женщины оставались в больницах помогать раненым или тоже уходили на войну… Дети уезжали одни, к незнакомым людям, чтобы остаться в живых. Слайд № 8
Трудно было всем, а детям, особенно… Они голодали, ка все, лишились жилья… Слайд № 9
Многие дети осиротели… Слайд № 10 (на слайде фото, где девочка плачет над телом мамы)
Сотни тысяч детей фашисты погнали в конслагеря. Большинство детей погибало в газовых камерах сразу же после прибытия.
Над теми, кто покрепче проводили медицинские опыты, вели забор крови для раненых немецких солдат. Многие дети погибали в таких нечеловеческих условиях и их исхудавшие тельца сжигались в огромных печах крематориев. Только в одном Освенцуме погибло 400 тысяч детей, а лагерей было несколько. Памятник детям - узникам фашистских концентрационных лагерей «Опалённый цветок» бил установлен в 2005 в городе Смоленске. Слайд № 11
Тысячи детей были сожжены вместе с жителями деревень, расстреляны и сброшены в одну могилу. Ярким примером жестокости фашизма в годы войны стала трагедия Белорусской деревни Хатынь. Деревня была уничтожена 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. Всё население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгнали из домов, согнали и заперли в колхозный сарай, который облили бензином и пожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди. Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей.
Слайд № 12
В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети своим тяжким трудом приближали победу. Всё для фронта! Всё для Победы! Вот, что писал мальчик Женя своему папе на фронт: « Дoрoгoй папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя. Твой сын Женя». Слайд № 13
Дети Ленинграда проявили невероятную стойкость и мужество. 900 дней и ночей наравне со взрослым населением они голодали, работали на станках, рыли окопы, а младшие школьники даже учились. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах . Слайд № 14
Вот он, блокадный кусочек хлеба! 125 граммов на весь день. Слайд № 15
Всему миру знакома ленинградская девочка, которая жила в блокадном городе. Звали её Таня Савичева. Девять страничек алфавитной записной книжки, исписанные детским почерком, до сих пор напоминают о страданиях маленькой девочки, на глазах которой, умирали её близкие. Слайд № 16
Ребёнок 3:
Будьте бдительными, люди!
Люди, вслушайтесь в дневник!
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик.
Ребёнок 4:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Музыка
Письмо Феди Быкова отцу на фронт:
« Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!
Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков Слайд № 17
Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.
Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Слайд № 18
До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Слайд № 19
Учились, играли, бегали, разбивали носы и коленки, помогали старшим. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.
Пришёл грозный час и они доказали, каким огромным и бесстрашным может стать детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Слайд № 20
Во многих городах и сёлах нашей страны установлены памятники юным героям. И вот один из них:
Мемориал «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в селе Лычково Новгородской области .
Был открыт 4 мая 2005 года на месте безымянной братской могилы времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это - детская могила. Слайд № 21
Памятник «Пионерам-героям» в Таврическом саду города Ленинграда. Слайд № 22
В городе Красноярске есть памятник детям войны, аналогов которому нет ни в одном городе России. Его авторами стали скульптор Константин Зинич и архитектор Андрей Касаткин. Две бронзовые фигурки - девочки, держащей кусочек хлеба, и малыша с бидончиком воды в руке, воплотили в себе жестокую правду войны, рухнувшую на хрупкие детские плечи. Слайд № 23
Памятник детям, погибшим в блокаду Ленинграда, назвали «Цветок Жизни». Там , где была смерть, победила юность. «Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввись, утверждая жизнь. Слайд №24
Памятник детям войны в городе Ейске. Во время оккупации в Ейске находился детский дом, эвакуированных в начале войны из Симферополя. В нем жили дети, больные костным туберкулезом. К корпусу, находящемуся подъехало несколько машин. Отстранив персонал, немцы осмотрели детей и погрузили их в машины. Тех, кто сопротивлялся или пытался бежать, бросали в машины силой. вывезли за город и остановились на землях Широчанского хутора, вблизи дороги идущей от города Ейска. Всех детей сбросили в яму и еще живых забросали землей. Они страшно ушли из жизни.
13 миллионов детских жизней унесли 4 года войны… Слайд №26
Ребёнок 5: Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим не поднимая век.
Вечная память юным героям Великой Отечественной войны. Слайд №27
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (звук метронома)
Ребёнок 6: Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки. Слайд №28
Ребёнок 7: Мы скажем снова: «Нет» - войне!
И повторим мы это слово.
Пусть будет мир на всей земле,
Пусть будет мир всему основой.
Ребёнок 8: Нужен мир тебе и мне,
Чистый воздух на заре.
Птичий гомон, детский смех.
Солнце, дождик, белый снег,
Лишь война, лишь война
На планете не нужна. Слайд №29
Звучит песня «Несовместимы дети и война» Автор текста (слов): Садовский М. Композитор (музыка): Хромушин. Слайд №30
Изображение праздничного плаката с надписью «С днём Победы» Слайд №31
Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.
Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Спасибо за внимание. Слайд №32
Список интернет-источников. Слайд №33
http://blokada-leningrada.narod.ru/cvetok.htmhttp://wiki.iteach.ru/images/d/d9/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B_(%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9D.%D0%92.).pdfp https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fsozvezdie-tour.ru%2Farticles_files%2Fhatyn%2Fhatyn001.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%A5%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C&redircnt=1430059556.1&noreask=1&pos=20&lr=39&rpt=simage&pin=1&uinfo=sw-819-sh-614-ww-806-wh-495-pd-1.25-wp-4x3_1024x768
:/
/ http://pionery-geroi.ucoz.ru/index/marat_kazej/0-9blokada-leni http://pionery-geroi.ucoz.ru/index/marat_kazej/0-9
arod.ru/cvetok.htm