Урок Тема ВОВ в литературе 1941-1945 годов и последних десятилетий 11 класс
Тема урока: Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века 1941-1945 годов и последних десятилетий
Количество часов: 2 часа
Тип урока: традиционный
Вид урока: урок-лекция с использованием информационных технологий
Межпредметные связи: история, музыка, ИЗО
Опережающее домашнее задание: 40-е и 50-е годы ХХ века – осмысление Великой
Победы 1945 года
Цели и задачи урока
1. Образовательные:
познакомить с особенностями развития литературы периода
ВОВ; необходимо, чтобы в процессе изучения
темы обучающиеся поняли, как богата и разнообразна литература
военных лет, как высоки ее гражданские и художественные достоинства.
2. Развивающие:
развивать навыки выразительного чтения (правильное
интонирование и расстановка логического ударения); продолжить работу
по формированию и совершенствованию умения находить и выбирать
нужную информацию из разных источников, и выступать с ней перед
публикой, а также умения вдумчиво слушать выступающих и
представлять то, о чем говорят.
3. Воспитательные:
прививать интерес к литературе о Великой Отечественной войне;
воспитывать гордость за свой народ, гражданскую позицию, гуманизм;
раскрыть учащимся патриотические чувства людей в дни
войны, их готовность сделать все, что возможно, для защиты Отечества;
Опережающее домашнее задание (работа в группах):
1 группа – аналитическая - вместе с учителем готовят вступительную (мотивационную) часть урока и обобщают материал выступающих групп;
2 группа: материал по публицистике периода ВОВ и первых послевоенных лет
(И.Г.Эренбург, О.Берггольц, М.Шолохов, А.Н.Толстой, В.Гроссман, Б. Горбатов)
3 группа исследует основные мотивы лирики военных лет, а также некоторые биографические сведения о поэтах, анализ стихотворений (В.И.Лебедев-Кумач,
А.Сурков, О.Берггольц, А.Ахматова, К.Симонов, Н Майоров, те, кто «ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы»: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль;
4 группа – готовит сообщения «Проза о войне 1941-1945 годов» (К.Симонов, Эммануил Казакевич, А.А.Бек, Б.Полевой, А.Фадеев, В.Некрасов, М.Шолохов).
(На экране крупным планом шрифтом написаны две даты, эпиграф)
22 июня 1941 год
9 мая 1945 год
Две странички календаря.
Два дня жизни Планета Земля.
Два дня истории Человечества.
А между ними
(Звучит голос Левитана о начале войны на фоне песни «Вставай, страна огромная»)
Ученица: Шла война великая,
Шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Ученик: Между этими датами – прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать, другой просто могло не быть.
Ученица: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долгим и трудным был путь к Победе!
Ученик: Эта война по замыслам Гитлера должна была стать «блицкригом» - молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно и страшно прошедшие по Европе, были уверены в легкой и быстрой победе на востоке. Это была не просто война на поле боя. Сотнями тысяч угоняли из нашей страны юношей и девушек, детей в Германию. И сейчас еще в музеях Германии сохранились перчатки, сделанные из человеческой кожи. В детских концентрационных лагерях над детьми проводили страшные опыты, апробировали новые лекарства, обескровливая детей для того, чтобы переливать кровь фашистам. Нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне своих близких, погибших в боях с фашистами или умерших от голода и холода. Поэтому каждый гражданин нашей страны знал «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради счастья на земле». Значит, 22 июня вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году, а 9 мая – к 1945 году.
Учитель: В этом году все прогрессивное человечество отмечает 60-летний юбилей со Дня Победы над фашизмом. Мы будем вспоминать погибших в боях сражений, поздравлять ветеранов войны и тыла с Победой и все больше узнавать о ВОВ, о нашей Победе.
Как вы считаете, ребята, есть ли необходимость вспоминать о войне? Или, как рассуждали зарубежные писатели, обращаясь к писателям России, Белоруссии, что
« сколько можно реконструировать то, что происходило так давно. Это против законов памяти, которой положено все тяжелое забыть, успокоиться, улечься. Война – это огромный, но потухший, остывший вулкан ХХ века. В мире и так мало доброты, очевиден дефицит милосердия. Не сохраняет ли русская литература, так долго жившая памятью о войне, агрессивную воинственность? Она не дает человеку пожить в мире, покое, то и дело опускаясь в кратер потухшего вулкана».
Ученик: Вопрос не так уж прост. Во многих освобожденных в годы войны Советской Армией странах Восточной Европы, даже Прибалтики, сносятся и оскверняются памятники, обелиски, могилы нашим погибшим воинам, превозносятся бывшие пособники фашистов, пишутся такие «летописи» войны, в которых нет места подвигам и жертвам России. И поэтому, как мне кажется, был и будет прав, вопреки всему, поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении: « И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой»
- Из вышесказанного вы уже догадались, какую тему мы будем изучать на уроке.
-Какие цели и задачи вы для себя поставите, изучая эту тему?
Учащиеся формулируют тему и цели урока.
Учитель: Мы начинаем изучение «Великой Отечественной войны в литературе ХХ века 1941-1945 годов и последних десятилетий»
Сегодня на уроке мы познакомимся с «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». Главное, чтобы в процессе изучения темы, вы поняли, как богата и разнообразна литература военных лет, как высоки ее гражданские и художественные достоинства.
Учитель: Прежде всего, мы обратимся к словарю и рассмотрим, что же представляют собой основные понятия по теме урока:
(На экране):
Военная проза (лейтенантская, окопная)
Документальная проза
Маршевая песня
Хроника военных событий
Кинохроника
Фотохроника
Фронтовой репортаж
Радиостатья
Военный корреспондент
Военная публицистика
Военная публицистика – это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.
Литература о ВОВ началась без паузы, без подготовительного этапа, без дистанции времени – с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений. В чем же состояла особенность публицистического слова писателя?
Работа в группах.
(учащиеся должны подготовить к выступлению сообщения по плану:
а) краткие биографические сведения о писателях-публицистах;
б) рассказать о творчестве, убеждениях, деятельности в годы ВОВ, вкладе в Победу.
2 группа:
1. Таким человеком был создатель нескольких книг, статей, очерков под общим названием «Война» - Илья Григорьвич Эренбург (1891-1967)
2. Алексей Николаевич Толстой, создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Петр1» как публицист сосредоточился на ином нравственном аспекте
3. В жанре публицистики активно работали в годы ВОВ
М.Шолохов «Люди Красной Армии» 1941, «Наука ненависти» 1942
К.Симонов «Июнь-декабрь, 1941, «Дни и ночи» 1942, «Песня» 1943
Н.Тихонов «Одесса в бою, 1941)
А.Фадеев «Единение славянских народов в борьбе против гитлеризма»1941, «Дети» 1941, Б Полевой «В партизанском крае»
Б. Горбатов «Лагерь на Майданеке» 1944, «Капитуляция»
А.Твардовский «Утро праздника» 1945.
Большую роль в поднятии патриотического духа народа имели публицистические статьи Л.Леонова, К.Федина, А.Платонова, Е.Воробьева, Вс. Вишневского, А.Суркова и многих других писателей
4. Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет В.Гроссмана (1904-1964). Он был корреспондентом газеты «Красная звезда» в годы ВОВ
5. О.Ф. Берггольц (1910-1975). Она разработала совершенно особый жанр публицистки, точнее, радиопублицистки, сделала ее принципом всей своей жизни в блокадном Ленинграде
Учитель: Что же представляла собой публицистика военных лет? Обобщите материал.
Вывод: Облик публицистической статьи военных лет складывался в спешке, в таком напряжении сил писателей, что о соблюдении каких-либо канонов, эстетических норм, верности жанру помнить было некогда. Смертельная опасность для Родины превращала саму идею спасения ее, идею предельной мобилизации всех сил сражающегося народа в материал статьи, определяла ее структуру, звучание голоса писателя. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - эти формулы, идеи прозвучали уже в 22 июня 1941 года в выступлении В.М.Молотова, а затем 3 июля в выступлении И.В. Сталина, необходимо было немедленно, оперативно развертывать, утверждать, превращать в «науку ненависти». Слово – полководец, а не резонатор его слабости. Надо было «вещать как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». И это делали они – публицисты военных лет - это они писали «историю современности», это их пером создано большое количество статей, о подвигах партизан, о героизме тружеников тыла, очерков, рисующих победоносное шествие наших войск, освобождающих народы Европы от фашистского рабства.
Помощь публицистов своему воюющему народу носила широкий, разнообразный характер. Заключалась она, прежде всего, в противостоянии вражеской пропаганде и агитации и в раскрытии перед своим народом и мировым общественным мнением истинного лица фашизма. Публицисты через головы правительств обращались напрямую к общественному мнению союзных стран, взывали к бдительности, к активности. Но, пожалуй, главное в публицистике тех лет заключалось в том, что она отразила чаяния и ожидания сражающегося народа. Они выражали его помыслы и чувства, к нему взывали за помощью, в нем видели высшый авторитет, суд и надежду на спасение мира от порабощения.
3 группа
Основные мотивы лирики военных лет.
(Звучит «Священная война», затем «Песня смелых». Показывают фотографии поэтов.)
1. Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны: уже 24 июня 1941 года в центральных газетах появилось стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, положенное на музыку А.Александровым, а 25 июня «Песня смелых», А.Суркова. Оба поэтических текста были образцом так называемой маршевой песни, объединившей в себе волю, энергию, решимость разгромить «фашистскую силу темную». Всей формой стихотворной фразы, ритмом, неизменно чеканным, строевым, повторами ключевого слова, повелительной интонацией – эти песни были рассчитаны на воплощение «радости благородной», духа верности, духа патриотизма.
2. Лирика военных лет жила темой единения народа, она «перечеркивала» линии сердечных взаимосвязей людей. И эту объединяющую роль играли не только такие стихи, как стихотворение-просьба «Жди меня» К.Симонова (1941), но и стихотворение- клятва от имени народа «Мужество» А.А.Ахматовой (1942).
Учитель: Предлагаю послушать чтение этих стихотворений в авторском исполнении.
3. Огромную роль играла в те годы песня или стихи, ставшие песнями:
«Ох туманы мои, растуманы»,
«До свиданья, города и хаты»,
«Огонек»,
«Где ж вы, где ж вы, карие очи»,
«В лесу прифронтовом» М.В.Исаковского,
«Дороги» Л.Ошанина,
«Песня о Днепре», «Моя любимая».
Исполнение песни «Офицерский вальс» Е.Долматовского.
4. Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворенным человеком.
Так в песне А.Суркова. существовавшей вначале в виде стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь», всесилие войны, царство жестокости как бы отрицается, снижается таким обращением к любимой:
Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь»
5. Можно всегда сказать, что возможности человеческого сердца не безграничны, что «смерть, до которой четыре шага» - сильнее всех молитв любимой, которая сейчас «далеко-далеко», но А.Сурков скажет: герой не будет разрывать кольцо смертей, сдавшись и улизнув из царства смерти. Он, как и герой Исаковского, силен иным решением: «дорога к ней идет через войну».
6. Анализ стихотворения-песни «Соловьи», который считается шедевром песенного эпоса. Алексея Фатьянова.
(Звучит песня).
7. Сообщение о «Моабитской тетради» Мусы Джалиля.
Чтение – «Варварство»
На экране фотографии концлагерей
8. Сообщение: «Василий Теркин» - книга про бойца А.Твардовского»
Показ иллюстративного материала по произведению.
Звучит «Реквием» Моцарта
Учитель: Многие поэты погибли на войне, «ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы», не успев сказать главного (учащиеся называют фамилии и читают отрывки стихотворений:
(На экран)
Муса Джалиль,
Михаил Кульчицкий,
Н.Отрада,
Павел Коган,
Николай Майоров,
Всеволод Лобода
и многие другие.
Давайте сделаем вывод, что же представляют собой основные мотивы лирики военных лет?
Вывод: поэты тех лет осознали и усвоили главное ожидание читателя: никогда не поздно сказать о своем времени, найти для стиха место в рядах сражающегося народа. Поэтому никого не смущало то, что заповедь «Не убий» была отодвинута на второй план, и звучал откровенный призывный характер таких стихотворений, как: «Убей его!» К.Симонова, «Ты враг! И да здравствует кара и месть» А.Твардовского, «Согнем врага, чтоб зверь и трус хлебнул до смерти горя» Н.Тихонова. В поэзии военных лет звучали мотивы гордости за свое Отечество, жажды возмездия, Веры в Победу, храбрости и стойкости человеческого духа, мотивы счастья, любви, ненависти
Учитель: А вот путь литературы от полета стиха к поступи прозы, к аналитическому исследованию характеров и многоплановому изображению войны был достаточно сложным. Существовала известная последовательность в выдвижении на первый план жанров:
Лирическая миниатюра
Песня
Статья
Очерк
Драма
Повесть
Роман - даже в творчестве писателей, владевших всеми этими жанрами: К.Симонова, Л.Леонова, А.Платонова.
-Так как же развивалась проза военных лет?
4 группа.
1. В 1943 году появилась полудокументальная повесть А.А.Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Панфилова: на участке его дивизии совершили свой подвиг 28 бойцов, остановивших у разъезда Дубосеково фашистские танки
2. К.Симонов – один из самых оперативных, смело вторгавшихся в сложные ситуации войны писателей – после серии стихотворений, очерков, репортажей с фронта создал пьесу «Русские люди» (1943), а через год – первую повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи»
( на экране)
3. С крупными прозаическими произведениями выступили в годы войны и вскоре после нее.
Э.Казачевич, написавший повесть о подвиге группы разведчиков «Звезда»(1947)
Михаил Бубеннов – автор романа «Белая береза»1942-1947
Вера Панова, запечатлевшая труд врачей и медсестер санитарного поезда в повести «Спутники» (1946), ставшей основой фильма «Поезд милосердия»
А.Платонов опубликовал сборники рассказов «Одухотворенные люди» (1942) и
«В сторону заката солнца» (1945)
Леонид Соболев, рассказавший о подвигах моряков в книге «Морская душа» (1942)
Борис Полевой, развернувший судьбу летчика Алексея Мересьева, реальное событие в «повесть о настоящем человеке» (1947).
Подлинными шедеврами прозы военных лет стали романы «Молодая гвардия» (первая редакция 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова (1947) и незавершенный роман М.Шолохова «Они сражались за Родину» (начало работы 1943)
4. Краткое сообщение о произведениях М. Шолохова« Они сражались за Родину и «Судьба человека».
Учитель: Какой вывод можно сделать к теме урока?
Звучит «Реквием» Моцарта
Вывод: Тема ВОВ никогда не перестанет волновать читателя – это история страны - будь это публицистика, поэзия или проза. Надо помнить о народном подвиге в 1941-1945 годах, хранить вечный огонь «не ради славы, ради жизни на земле».
15