Выступление на всероссийской научно-практической конференции Поликультурное образование: опыт и перспективы формирование ценностных ориентаций
Ю.В. Окунькова
Формирование ценностных ориентаций на уроках истории
в ходе изучения этнокультурных традиций
Культура двадцать первого века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.
С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Международная энциклопедия образования рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем [2].
Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения.
Поликультурное образование поможет увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции [1].
Педагог должен помочь воспитанникам осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. Как писал М.М.Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.
Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры педагога. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве [3].
Как начинающий педагог, учитель истории, твердо знаю, что вопросы этнокультурного образования всегда стояли остро. Будучи ученицей Инсарской общеобразовательной школы №2, с большой заинтересованностью занималась научно-исследовательской деятельностью. В школе по настоящее время работает НОУ «Поиск». Мне нравилось изучать, жизнь, быт, историю других культур. Нравилось заниматься краеведческой деятельностью, которая приобщала нас к культурному наследию страны и малой родины. Успешно защищала исследовательские работы на республиканских конкурсах «Интеллектуальное будущее Мордовии», «Святыни земли мордовской».
Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомства с историческими фактами помогали мне изучать историю и проблемы родного края. Понять, как много сил и души вложили наши предки в культуру края. Сохраняя природное наследие, воспитали любовь к своей малой родине.
Итогом данного направления явилась, представленная на Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» в 2012 году работа «Роль писателей Инсарского района в сохранении национальной культуры».
Будучи студенткой МГУ им Н.П.Огарева принимала участие во внутривузовской олимпиаде студентов по мокшанскому и эрзянскому языкам среди студентов нефилологических специальностей, где заняла первое место. Я, русскоязычная студентка, смогла добиться такого высокого результата, благодаря тому, что в школе нас знакомили с культурой своего народа и с культурой мордовского народа. Прививали уважение к языку, на котором они говорят, традициям и обычаям.
Результатом стало проявление толерантности, симпатия и дружелюбие к людям других национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев, традиций народов.
В настоящее время я в новом статусе. Как учитель истории собираюсь продолжать все те начинания, которые закладывали в меня педагоги. Стремлюсь научить детей хорошо знать историю своего государства и историю других стран.
Главным направлением своей деятельности, считаю - воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины. Трепетного отношения к историческому и культурному наследию. Формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики. Приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Литература:
Тишулина, С.Г. Поликультурное образование в системе подготовки будущих учителей / С.Г. Тишулина // Вестник МГТУ. – 2006. – №4, том 9. – С.573–575.
Колобова, Л.В. Поликультурное образование как педагогический феномен / Л.В. Колобова // Вестник ОГУ: Гуманитарные науки. – 2006. – №9, часть 1. – С.28–32.
Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель/ Р.Р. Валитова // Вестник Московского университета: серия 7. Философия. – 1996. – №1. – С.33–37.