Внеклассное мероприятие для студентов 1 курса Мир семьи глазами русского писателя И.С.Тургенева



Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж






Методическая разработка

Тема: «Мир семьи глазами русского писателя И.С.Тургенева»




Разработала:
Преподаватель русского языка и литературы
Тимофеева Т.Г.



2016

Содержание.

Пояснительная записка.
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Приложение.
Список используемой литературы.























Пояснительная записка.

Номинация работы: внеклассное мероприятие. Тема была выбрана с учетом действующей программы по литературе.
Разработана и проведена кружком «Литературное кафе» Стерлитамакского политехнического колледжа.
Цель данной работы: способствовать формированию способностей у студентов к научно-поисковой работе; умение понимать красоту музыки и живописи; воспитание чувства бережного отношения к наследию родной литературы; чувства гордости за национальное достояние; умение ориентироваться в отечественной и мировой живописи; уметь видеть и раскрывать вечные духовные ценности; выработать умения сценического мастерства, ораторского искусства.

Мероприятие проводилось в два этапа:
Конкурс стихотворений, сочинений о семье.
Открытое заседание кружка «Литературное кафе».

Ребятам было предложено задание: подобрать музыку, найти к данной теме репродукции картин (см. приложение №3), нарисовать самим свою семью, принести фотографии и рассказать, почему моя семья самая лучшая в мире. Лучшие работы зачитывались на втором этапе праздника.
Эта тема вызвала большой интерес у студентов. Участие в поиске материала принимали не только члены кружка. Всем было интересно послушать о семье друга и рассказать о своей семье.
Оборудование: костюмы участников, декорации, семейные фотографии ребят, репродукции шедевров мировой живописи, рисунки студентов, мультимедиа, музыкальное сопровождение.



У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского порога,
Сказать прости родному дому!
И.А.Бунин.

1 ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас здесь в этом зале.
2 ведущий: Мы собрались здесь, чтобы поговорить о том, что так дорого для каждого человека, без чего мы не можем обойтись. И речь пойдет, конечно, о семье.
3 ведущий: А что такое семья? Ячейка общества? Группа живущих вместе близких родственников?
4 ведущий: Может, это объединение людей, сплоченных общими интересами?
1 ведущий: А вам не кажется, что это немного сухо?
2 ведущий: Тогда, может быть, спросим ребят, что они думают по этому поводу?
3 ведущий: Семья – это когда есть папа и мама.
1 Студент: Это когда есть и папа, и мама, братья и сестры.
2 Студент: Семья – это бабушки и дедушки, тети и дяди.
Зубкова Даша: Никто любить тебя не будет,
Никто не пожалеет так,
Они одни поймут и все забудут,
И все родители простят.

Не обижайся, что ругают.
На них ты лучше посмотри:
Как за тебя переживают,
И лучше смирно помолчи.

Полно заботы в этих лицах.
Какая боль в этих глазах!
Им наша жизнь частенько снится,
И слышен страх за нас в словах.

Никто не даст тебе совета,
От всей души поймет тебя.
Никто не даст тебе ответа
С теплом и радостью, любя.

Не встретишь в мире человека,
Который бы любил сильней!
Роднее нет на этом свете,
И этих рук теплее нет!

Цени такие отношенья!
Ведь вся их жизнь ради тебя!
И говори всем без сомненья,
Что вы всегда – одна СЕМЬЯ!
3 Студент: А вот интересно, какая семья может считаться примером для подражания?
(ребята рассказывают о своей семье, используя фотографии).
1 ведущий: Это очень интересно. А откуда берутся корни такого бережного отношения к каждому члену семьи? Этому можно научиться? И где эта школа семьи? Кто сумеет посеять в сердцах людей Разумное, Доброе, Вечное?
2 ведущий: Оно начинается здесь и сейчас. Посмотрите, какие репродукции картин нашли ребята. Здесь есть радость и грусть, любовь и забота, нежность и сострадание. Здесь столько чувств!
3 ведущий: Но не только живопись и музыка учат нас любить, чувствовать к людям сострадание, сеять Разумное, Доброе, Вечное. Литература дает нам прекрасные уроки жизни.
4 ведущий: Достаточно вспомнить семьи, описываемые Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским, А.Н.Островским, И.С.Тургеневым.
1 ведущий: Да, помну. И.С.Тургенев и его романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В них Тургенев описывает жизнь дворянских семей. Любовь и заботу, дружбу и порядочность.
2 ведущий: А вот интересно, какая семья была у самого Ивана Сергеевича? Описывает ли он свою семью в романе «Отцы и дети» или это его мечта об идеале?
3 ведущий: А вот мы сейчас и посмотрим.
(Выходит Житова, она прожила в семье Тургеневых семнадцать лет в качестве воспитанницы Варвары Петровны)
(на экране появляются портреты Ивана Сергеевича и Николая Сергеевича Тургеневых. (см. приложение №1)
Житова: Воспоминания мои о семействе Тургеневых начинается с 1838 года – года отъезда Ивана Сергеевича в Берлин. Некоторые события из этой эпохи особенно врезались в моей детской памяти.
Гнет крепостного права, в особенности тяготевший в доме его матери, скорбно отзывался в душе столь известного по доброте своей Ивана Сергеевича, и ему было тем тяжелее, что бороться он отнюдь не мог. Доброта его, однако, иногда и без всякой борьбы подчиняла волю даже Варвары Петровны. При нем она была совсем иная, и потому в его присутствии все отдыхало, все жило. Его редких посещений ждали, как блага. При нем мать не только не измышляла какой-нибудь вины за кем-либо, но даже и к настоящей вине относилась снисходительнее; она добродушествовала как ради того, чтобы заметить выражение удовольствия на лице сына. И какой это был нежный и любящий сын в тот год, как я начала его помнить! Чувства его к матери несколько изменились впоследствии, на моих еще глазах. Причины такой перемены выясняются сами собой из дальнейшего. В начале же 1838 года или в конце 1837 года, когда Варваре Петровне сделали весьма серьезную операцию, я из уст очевидцев слышала, какими нежными заботами он окружил мать, как просиживал ночи у ее постели.
Весь 1838 год, по болезненному состоянию Варвары Петровны, мы жили совсем уединенно. (Помолчав, продолжает).
Все это происходило в то время, когда Иван Сергеевич был совсем юноша. Тогда он еще смеялся тем беззаботным, раскатистым смехом счастливого человека, и смех его был иногда так громок, что мать весьма строго и серьезно останавливала его.
Варвара Петровна: «Mais cessez donc, Jean, c est meme mauvais genre de rire ainsi. Qu est ce que ce rire bourgeois!» (Перестань же, Иван, даже неприлично так хохотать. Что за мещанский смех!)
Житова: Это мое воспоминание о редкой сыновней почтительности Николая и Ивана Сергеевича к матери.
Несмотря на ее жестокое глумление над ними, они остались все теми же покорными сыновьями, готовыми даже быть и нежными, если бы она сама их не оттолкнула.
Наступил июль месяц. Николай Сергеевич все более и более находился в стесненных обстоятельствах. Иван Сергеевич тоже, бывая с приятелями и знакомыми, не имел даже возможности ответить бутылкой вина на их угощение. Не раз брал он у Леона Ивановича или Порфирия Тимофеевича по 30 и 50 копеек, чтобы заплатить извозчику, привозившему его домой.
Такое безденежье у Ивана Сергеевича и такая насущная потребность в деньгах у Николая Сергеевича вынудили братьев заговорить об этом с матерью.
Иван Сергеевич: Я не столько прошу за себя, как за брата. Я как-нибудь проживу сочинениями и переводами. А у него ничего нет, ему скоро есть будет нечего.
Варвара Петровна: Все, все будет сделано, оба вы будете мною довольны.
Житова: Действительно, в одно утро главному конторщику Леону Ивановичу отдан был приказ написать на простой бумаге две дарственные, по которым Варвара Петровна имение Сычево отдает в распоряжение сына Николая, а Кадное – сыну Ивану.
(на экране появляются картины имений Тургеневых. См. приложение №2.)
Дарственные эти написаны дома, без соблюдения законных норм.
По ее требованию пришли сыновья однажды утром. Она им прочла черновые.
Варвара Петровна: Я, помещица Тургенева Варвара Петровна, завещаю свое имение Сычево младшему сыну Николаю Сергеевичу, а имение Кадное – Ивану Сергеевичу.
Довольны ли вы теперь мною?
(Николай Сергеевич молчал, а Иван Сергеевич ответил).
Иван Сергеевич: Конечно, maman, будем довольны и будем благодарить тебя, если ты все так сделаешь и все оформишь.
Варвара Петровна: То есть как оформишь?
Иван Сергеевич: Что мне объяснять, maman, ты сама знаешь, что значит оформить. И если ты действительно хочешь что-нибудь сделать для нас, то и знаешь, как сделать надо.
Варвара Петровна: Я просто тебя не понимаю, Jean, чего ты от меня хочешь? Чего еще? Я отдаю каждому из вас по имению Я не понимаю.
Житова: Варвара Петровна любила часто употреблять это выражение «не понимаю», именно тогда, когда очень хорошо понимала, чего от нее хотят.
(Николай Сергеевич продолжал молчать. Иван Сергеевич прошелся раза два по комнате и, не сказав ни слова, вышел).
Житова: Сыновья имели основание быть не только недовольными, но и оскорбленными поступком матери.
Леон Иванович: (обращаясь к Николаю и Ивану Сергеевичу). Я хочу вам сообщить, но разумеется это тайна. В это утро старостам обоих имений по почте был послан приказ: немедленно и не останавливаясь дешевизною цен продать в дареных имениях весь хлеб, имеющийся на гумнах и на корню. Спасскому же главному управляющему другой приказ: наблюсти за скорейшей продажей хлеба в вышесказанных имениях и вырученные от продажи деньги немедленно выслать в Москву на имя самой Варвары Петровны. Что вам остается в дареных барщинных имениях? Не знаю Но ни одного даже зерна для будущего посева нет
Житова: Оба брата, понурив головы, вышли из дома. Иван Сергеевич к обеду не вернулся.
Когда сыновья ушли, Варвара Петровна заперлась в своем кабинете со своим конторщиком: дарственные переписывались набело. В пять часов этого же дня я получила приказание отправиться в тот дом и объявить сыновьям, что она их ждет к себе в восемь часов вечера.
Ясно было, что мать ничего не желает им уделить законным порядком.
Более страдающим лицом при этом был Николай Сергеевич.
Николай Сергеевич: Не то горько, что я бросил службу и остался без куска хлеба. Горько то, что, предъявляя свои права на это наследство, я должен идти против матери. Это будет равняться жалобе на мать, которая до сих пор одна, без нас, владела этим имением. Кто таким образом не поймет это? А того мы с братом хотели? Вернуться в Петербург, (продолжал он, все с большим отчаянием), опять поступить на службу. Стыд, стыд. Что я скажу, что скажут. Мать обман(он не договорил, бросился на стул и закрыл лицо руками.)
Житова: В восемь часов пришли сыновья.
Варвара Петровна: Позвать Леона Ивановича. (приказала она вошедшему слуге.)
Принеси. (громко сказала она показавшемуся в дверях конторщику. Леон Иванович принес два пакета и на подносе подал их своей госпоже. Варвара Петровна посмотрела надписи и один из них подала Николаю Сергеевичу, другой Ивану Сергеевичу.)
Прочтите же! (сыновья берут в руки и читают).
Что же, благодарите меня! (мать протянула правую руку Николаю Сергеевичу и левую Ивану Сергеевичу. Николай Сергеевич как-то машинально, молча, поцеловал руку материю. Иван Сергеевич протянутую руку не заметил, т.к. сидел, низко опустив голову.)
Иван Сергеевич: Bonne nuit, maman, (спокойной ночи, маменька.)
Житова: Сказал он тихо, так же, как говорил это дитятей, как говорил юношей, как всегда, ни словом, ни взглядом не выразив той скорби, которую выносил он этим глумлением матери над ними, нагнулся и поцеловал ее руку.
Мать перекрестила его так, как делала это всегда со всеми нами каждый вечер, и он вышел, быстро прошел через всю залу, не взглянув ни на кого из нас. Тем бы все и кончилось. Сыновья, не упрекая мать ни в чем, остались бы теми же, если бы сама Варвара Петровна не заставила наконец и кроткого Ивана Сергеевича высказать ей все, что долгие годы копилось у него на душе.
На следующее утро Иван Сергеевич пришел к матери, все так же, как и всегда, поздоровался с нею и объяснил ей, что он едет в деревню, что время охоты наступило и что и ей тоже пора выехать из душной Москвы.
Варвара Петровна: Скажи мне, Иван, отчего вчера, когда я тебе сделала подарок, ты даже не захотел благодарить меня?
(Иван Сергеевич молчит.)
Неужели ты опять мною недоволен?
Иван Сергеевич: Послушай, maman, оставим этот разговор и все это. Зачем ты возобновляешь эту
Варвара Петровна: Что же ты не договариваешь?
Иван Сергеевич: Maman, еще раз прошу тебя, оставим это. Я умею молчать, но лгать и притворяться не могу, воля твоя, не могу. Не заставляй меня говорить, это слишком тяжело.
Варвара Петровна: Не знаю, что тебе тяжело, а мне обидно. Я все делаю для вас, вы же мною недовольны.
Иван Сергеевич: Не делай для нас ничего. Мы теперь у тебя ничего не просим. Пожалуйста. оставь, будем жить, как жили.
Варвара Петровна: Нет, не так, как жили! У вас теперь есть свое.
Иван Сергеевич: Ну, зачем, скажи, зачем ты это говоришь? У нас вчера ничего не было и сегодня ничего нет, и ты сама это хорошо знаешь. Никакого имения нет, и ничего ты нам не дала и ничего не дашь. Твои дарственные, как ты их называешь, никакой силы не имеют. Завтра же ты можешь отнять у нас то, что подарила нам сегодня. Да и к чему все это? Имения твои, все твое. Скажи нам просто: не хочу ничего вам давать – и ты слова от нас не услышишь. Зачем вся эта комедия?
Варвара Петровна: Ты сума сошел! Ты забываешь, с кем говоришь!
Иван Сергеевич: Да я и не хотел ничего говорить. Я желал молчать. Разве мне легко все это тебе говорить. Я просил тебя оставить
Житова: И в голосе его слышалась такая тоска. Казалось, слезы душили его.
Варвара Петровна: Так вот ваша благодарность за все!
Иван Сергеевич: Опять ты, maman, опять ты не хочешь понять, что мы не дети, что для нас твой поступок оскорбителен. Ты боишься нам дать что-нибудь, ты этим боишься утратить свою власть над нами. Мы были тебе всегда почтительными сыновьями, а у тебя в нас веры нет, да и ни в кого и ни во что в тебе веры нет. Ты только веришь в свою власть. А что она тебе дала? Право мучить всех.
Варвара Петровна: Да что я злодейка такая!
Иван Сергеевич: Ты не злодейка, я сам не знаю, ни что ты, ни что у тебя творится. Проверь сама, вспомни все.
Варвара Петровна: Что такое? Какое я кому зло делаю?
Иван Сергеевич: Как кому? Да кто возле тебя счастлив? Вспомни только Полякова, Агафью, всех, кого ты преследовала, ссылала. Все они могли бы любить тебя, все бы готовы были жизнь за тебя отдать, если бы А ты всех делаешь несчастными. Да я сам полжизни бы отдал, чтобы всего этого не знать и всего этого тебе не говорить. Тебя все страшатся, а между тем тебя бы могли любить.
Варвара Петровна: Никто меня никогда не любил и не любит, и даже дети мои и те против меня!
Иван Сергеевич: Не говори этого, maman, все мы, твои дети. готовы
Варвара Петровна: Нет у меня детей! Ступай!
Варвара Петровна: Maman! (бросился к ней.) Ступай! (громче повторила она, и с этим словом она сама вышла.)
Житова: Проходя через залу. Иван Сергеевич увидал меня. Я платком старалась заглушить крик и рыдания, готовые вырваться из груди. Он положил мне руку на плечо.
Иван Сергеевич: Перестань, ты опять заболеешь. Что делать, я не мог!
Житова: И слезы текли по щекам его. Через несколько минут я из окна увидала его. Он шел по переулку по направлению к дому брата. (Помолчав, добавляет.) Он шел, опустив голову: казалось, что она склонилась под тяжестью безысходного тяжкого горя. (Уходит.)
4 ведущий: В 2008 году исполняется 190 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Его творчество не отделимо от музыкальной культуры. (Звучит романс И.С.Тургенева «В дороге».)
Музыкой наслаждаются его герои, сам писатель не знал наслаждения выше.
1 ведущий: Юный Тургенев со своим приятелем, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, (на экране появляются любимые места родного имения И.С.Тургенева. см. приложение №4), чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек в праздничных хороводах. Лежа в густых зарослях орешника между садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушиваясь к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Музыкальный слух у Ивана Тургенева был изумительный. Пройдет много лет, и Тургенев, плененный творчеством Полины Виардо в итальянской опере, все-таки останется верен народным мотивам.
2 ведущий: Но не только своим голосом пленила Полина Виардо Тургенева. (на экране появляются портреты И.С.Тургенева и Полины Виардо. см. приложение №3).
Она воплотилась в образе любящей матери, заботливой подруги. В ней Иван Сергеевич видел идеал женственности, идеал материнства. Не случайно именно ей он рассказывает тайны своего семейства, именно ей он доверяет больше всего. Ей, Полине Виардо, он рассказывает о своей незаконнорожденной дочери.
3 ведущий: У Ивана Сергеевича и Авдотьи Ивановны, крепостной матери, в апреле 1842 года родилась дочь. Ей дали имя Пелагея. Кого-то, возможно, удивят его вкусы. А может быть, женщина для него всегда оставалась женщиной, не важно, крепостная она или аристократка?
4 ведущий: Иван Тургенев ни на минуту не сомневался в Полине Виардо, в ее большом и любящем сердце. Как только услышала она о том, что мать Тургенева, Варвара Петровна, не любит девочку и даже не считает ее своей внучкой, она тут же предлагает Тургеневу привести ее в Париж, и оставить здесь, в ее семье.
1 ведущий: И действительно, в большой семье Виардо нашлось место и для этой девочки. Полина относилась к ней как к родной. В этом материнском сердце нашлось место и для этого маленького человечка. Она стала здесь своей.
2 ведущий: А Тургеневу, не познавшему материнской ласки, было приятно знать, что его дочь живет в семье и не знает притворства и разочарований. Он, восхищаясь Полиной, как матерью, меняет имя своей дочери на имя «святой женщины» - Полина.
1 ведущий: Мечтой живет Тургенев и в своих романах, создавая идеальную семью, где все поглощены заботой друг о друге. Может потому, что всегда стремился к взаимопониманию, к взаимности в семье. Такова семья Кирсановых в романе «Отцы и дети».
Инсценировка последней главы романа «Отцы и дети». Сюда можно включить эпизоды: «Свидание Аркадия и Кати», «Объяснение в любви Базарова к Одинцовой». (см. приложение №5)
2 ведущий: Закончить наш вечер я хочу словами из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастлива по-своему».

















Список используемой литературы.

В.Порудоминский. Первая Третьяковка. Москва. Изд. «Детская литература». 1979.
Шедевры мировой живописи.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Подготовка к урокам литературы. Москва. Изд. «Стрекоза». 2004.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Москва, Изд. Дрофа. 2004.



















































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
































ПРИЛОЖЕНИЕ №2.


































ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

































ПРИЛОЖЕНИЕ №4.









13PAGE 15


13PAGE 141615




Рисунок 1Рисунок 79Рисунок 127 Заголовок 3 Заголовок 415